Правовое регулирование денежного довольствия военнослужащих: современное состояние и перспективы развития
Основным направлением развития военной организации государства в соответствии с Военной доктриной Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. N 706*(1)) является реализация государственной политики по укреплению престижа военной службы. В рамках данного направления предусматривается решение следующих приоритетных задач: повышение уровня жизни и уровня социального обеспечения военнослужащих, реализация установленных федеральным законодательством социальных гарантий военнослужащим и членам их семей.
Влияние в настоящее время денежного довольствия на состояние Вооруженных Сил РФ и в конечном итоге на состояние военной безопасности Российской Федерации в целом проявляется в следующем:
1. В условиях рыночной экономики престиж той или иной профессии определяется в первую очередь уровнем доходов ее представителей. Объективно существующий рынок труда в государстве в равной степени распространяет свое действие на всех трудоспособных граждан, в том числе и на представителей Вооруженных Сил РФ. Под действием закона спроса и предложения осуществляется размещение и перемещение трудовых ресурсов*(2). Соответственно устанавливаемый государством размер денежного довольствия военнослужащих будет определять конкурентоспособность профессии военнослужащего на рынке труда. А от того, насколько конкурентоспособной будет профессия военнослужащего, зависят количественные и качественные характеристики кадрового состава Вооруженных Сил.
2. В связи с проведенными в стране экономическими преобразованиями и реформированием системы обеспечения войск значительно повысилось значение денежного довольствия в системе материального обеспечения военнослужащих. Значительное число натуральных льгот заменено денежными компенсациями, а другая их часть в силу известных причин утратила свою значимость (за исключением квартирного довольствия). Поэтому привлекательность военной службы и социальный статус военнослужащих в настоящее время определяются в первую очередь состоянием денежного довольствия, устанавливаемого военнослужащим.
3. Изменение политического курса государства на рубеже 80-90-х гг. повлекло пересмотр в обществе идеологических и моральных ценностей. Такие регуляторы, как общественное мнение (мнение трудового коллектива), дисциплинарные взыскания и поощрения, утеряли степень воздействия на военнослужащих. В настоящее время решающее значение в области стимулирования добросовестного исполнения служебных (должностных) обязанностей, повышения квалификации, совершенствования профессиональных навыков и умений приобрело соответствующее материальное вознаграждение. В связи с этим денежное довольствие военнослужащих, выступая с одной стороны основным источником удовлетворения физиологических и духовных потребностей военнослужащих, одновременно является универсальным средством воздействия на военнослужащих и при определенных условиях (соответствующем размере дополнительных выплат и адекватном их применении) может оказывать существенное влияние на формирование у каждого военнослужащего сознательного отношения к выполняемым обязанностям военной службы, заинтересованности в продвижении по службе и достижении высоких результатов в профессиональной деятельности.
Анализ состояния правотворческой и правоприменительной практики в области денежного довольствия военнослужащих свидетельствует о наличии серьезных проблем и противоречий в данной области правового регулирования. Перечислим основные из них:
1. Отсутствие законодательно закрепленной системы денежного довольствия военнослужащих, опирающейся на объективные социально-экономические показатели развития страны. Определенный в действующих нормативных правовых актах порядок установления, индексации (повышения) размеров денежного довольствия военнослужащих не гарантирует военнослужащим увеличение их уровня доходов в соответствии с экономическим ростом в стране и ростом доходов иных групп населения.
Существующая система денежного довольствия практически полностью исключает какую-либо ответственность (юридическую и нравственную) названных должностных лиц за последствия принимаемых ими решений.
2. Принятие высшим органом исполнительной власти (Правительством РФ) и высшим органом военного управления (Министерством обороны РФ) решений по вопросам денежного довольствия военнослужащих с отступлениями от принципа законности, одним из требований которого является то, что принимаемые государственными органами и их должностными лицами нормативные правовые акты и решения не должны противоречить федеральным законам и Конституции РФ.
3. Действующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием, требуют глубокой и тщательной переработки исходя из существующих в настоящее время условий. В настоящее время вопросы выплаты военнослужащим денежного довольствия урегулированы Положением о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенным в действие приказом министра обороны СССР 1978 г. N 075, и Положением о финансовом хозяйстве воинской части Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенным в действие приказом министра обороны СССР 1973 г. N 80. В силу известных причин положения названных нормативных актов существенно устарели и не в полной мере соответствуют сложившимся общественным отношениям. Многочисленные изменения, внесенные в документы, затрудняют их применение на практике*(3). Приведенные обстоятельства порождают возникновение серьезных противоречий в правоприменительной практике. Так, в настоящее время в законодательстве не закреплены сроки выплаты денежного довольствия военнослужащим, так как действовавшие ранее нормы по этому вопросу признаны утратившими силу.
В силу приведенных выше проблем и противоречий в области денежного довольствия военнослужащих, непринятия органами государственной власти своевременных мер по их устранению уровень реальных доходов военнослужащих за последние 10-15 лет существенно снизился. По мнению многих специалистов, уровень денежного довольствия военнослужащих в настоящее время не соответствует сложности выполняемых военнослужащими задач и не позволяет Министерству обороны РФ привлекать в Вооруженные Силы лиц с соответствующим уровнем подготовки и квалификации. Проведенный автором анализ динамики изменения размеров денежного довольствия с 1992 по 2004 г. с использованием индекса потребительских цен показывает, что покупательная способность денежного довольствия, выплачиваемого военнослужащим, с учетом всех введенных за этот период дополнительных выплат в среднем снизилась в 2 раза и более. Существенно снизилась дифференциация размеров денежного довольствия в зависимости от занимаемой военнослужащим воинской должности и присвоенного воинского звания. Существующие размеры денежного довольствия военнослужащих не позволяют решать посредством данного вида материального обеспечения задач ни по укомплектованию Вооруженных Сил РФ личным составом с соответствующим уровнем подготовки, ни по стимулированию добросовестного выполнения военнослужащими обязанностей военной службы.
Неудовлетворительное, даже по российским меркам, материальное обеспечение военнослужащих превратилось в угрозу не только социальной стабильности общества и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, но и самому их существованию. Сложившаяся ситуация неприемлема для правового государства*(4).
Названные автором проблемы и противоречия в области правового регулирования денежного довольствия военнослужащих требуют принятия срочных радикальных мер, направленных на повышение уровня жизни военнослужащих. В противном случае в силу негативного количественного и качественного изменения кадрового состава Вооруженных Сил они перестанут отвечать предъявляемым требованиям и не смогут решать возложенные на них задачи по обеспечению безопасности государства.
В данном контексте приоритетным, по мнению автора, представляется направление по созданию нескольких взаимосвязанных систем материального обеспечения федеральных государственных служащих (в том числе и военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов), учитывающих особенности и специфику того или иного вида государственной службы, характер и значение решаемых государственными служащими задач, а также условия их профессиональной, служебной деятельности.
Кроме того, необходимо осуществить мероприятия, направленные на совершенствование нормативной правовой базы, переработку устаревших нормативных правовых актов, регулирующих порядок выплаты военнослужащим денежного довольствия, повышение индивидуальной ответственности (юридической и моральной) должностных лиц, за принимаемые ими решения в области установления размеров денежного довольствия военнослужащих. Представляется целесообразным проведение комплекса названных мер в рамках осуществляемой в настоящее время административной реформы и реформы денежного довольствия военнослужащих.
Сливков А.С.,
старший лейтенант юстиции,
адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права
Военного университета
"Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
------------------------------
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 17. Ст. 1852.
*(2) См., например: Слепов Ю. Проблемы экономической обоснованности системы оплаты труда на предприятии//Экономика и жизнь. 2001. Вып. 17.
*(3) О правовом регулировании порядка обеспечения военнослужащих денежным довольствием см. также: Землин А.И., Золотухин Г.А., Михайлов А.В. Юридический справочник по вопросам денежного довольствия военнослужащих (выплаты, компенсации, надбавки, пособия). М., 2003. С. 33-35.
*(4) Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 марта 2001 г. N 1229-III ГД "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О социальной поддержке инвалидов боевых действий и вдов участников боевых действий" (Собрание законодательства Российской Федерации 2001., N 13. Ст. 1182).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российский военно-правовой сборник "Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации"
Учредитель и издатель: Общественное движение "За права военнослужащих"
Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.
Издается с апреля 2004 г.
Уважаемые читатели!
Перед вами первый выпуск нового издания - "Российского военно-правового сборника".
Идея нового издания заключается в том, что в нем предполагается опубликование научных произведений выдающихся ученых-юристов XIX и XX столетий, специалистов в области военного права, работавших в дореволюционной Российской Александровской военно-юридической академии, Военно-юридической академии (советский период), юридическом факультете Военно-политической академии, юридических факультетах Военного института и Военного университета (современный период).
В первом выпуске "Российского военно-правового сборника" публикуются материалы научно-практической конференции, посвященной современному состоянию военного права и его влиянию на национальную безопасность Российской Федерации.
В последующих выпусках планируются к опубликованию основные научные работы ведущих юристов - специалистов в области военного права XIX - начала XX веков, таких как: Бобровского П.О., Грекова А., Добровольского А.М., Друцкого С.А., Заусцинского П., Кузьмина-Караваева В.Д., Лузанова П., Лыкошина С.А., Редигера А.Ф., Штейна фон Л. и др., а также советского и современного периодов.
Большую помощь в подготовке к изданию настоящего сборника оказал начальник военно-юридического факультета Военного университета полковник Александр Павлович Таранов и начальник курса военно-юридического факультета Военного университета майор Ткачев Алексей Иванович.