Государственный оборонный заказ - составная часть обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
Одной из основных задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства.
Военный потенциал России, как совокупность ее экономических, морально-политических и военных ресурсов, определяет уровень и масштабы угроз государству в военной сфере и, как следствие, уровень и масштабы угроз национальной безопасности Российской Федерации в целом. Именно поэтому государство должно заботиться о том, чтобы его вооруженные силы были мощными, мобильными, располагали современными средствами защиты, профессионально использовали все виды военной техники и оружия, имели эффективную боеспособность и боеготовность. Высокий уровень обороноспособности государства обеспечивает развитая и эффективная экономика, опирающаяся на новейшие достижения научно-технического прогресса, что позволяет не только удовлетворять материальные потребности общества, но и производить все необходимые для укрепления оборонного потенциала страны материальные средства: новые образцы вооружения и военной техники, запасы стратегического сырья, продовольствия и других компонентов оборонного потенциала страны, военно-научные исследования, строительство военных объектов и т.д.
В современной России установлен комплекс мероприятий, организация и выполнение которых обеспечивает Вооруженные Силы материальными средствами, необходимыми для решения стоящих перед ними задач. Основу этого комплекса мероприятий составляет государственный оборонный заказ.
В самом общем виде сущность государственного оборонного заказа демонстрируется следующей типовой схемой: возникновение потребности в войсках - формирование и подача заявок на удовлетворение потребности войск - утверждение заявок на удовлетворение потребности войск - размещение заказа по утвержденным заявкам - выполнение государственных контрактов, заключенных по результатам размещения заказа, - удовлетворение потребности войск.
Затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса государства обусловлен двумя ключевыми факторами: недостаточным финансированием национальной обороны и несовершенством нормативной правовой базы.
Последнее обстоятельство напрямую относится к общим правовым и экономическим принципам, порядку формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа, которые установлены Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", который также регулирует отношения в этой области.
В ст. 1 названного закона дано определение государственного оборонного заказа как правового акта, предусматривающего поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации: боевого оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества, комплектующих изделий и материалов, выполнение работ и предоставление услуг, а также экспортно-импортные поставки в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Простое сравнение такого основополагающего для правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере понятия, как государственный оборонный заказ, с сущностью самого государственного оборонного заказа (см. приведенную выше типовую схему) позволяет увидеть "в разрезе" противоречивость не только терминологии, установленной Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", но и всей нормативной правовой основы государственного оборонного заказа. Издание базового федерального закона в области формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа в том виде, в котором он существует, повлекло за собой принятие таких федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, которые изначально не учитывали специфики обеспечения Вооруженных Сил необходимыми товарами, работами и услугами в современных условиях. В свою очередь, ведомственные нормативные правовые акты, изданные во исполнение несовершенных федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, в силу своей военно-административной направленности, еще более затруднили и без того "запутанный" правовой механизм государственного оборонного заказа. В результате сложились такие условия его формирования, размещения, финансирования и исполнения, при которых ни действующее федеральное законодательство, ни ведомственные нормативные правовые акты не в состоянии разрешить сложившиеся противоречия, касающиеся понятия и содержания данных правоотношений, а также соотношения военно-административных и гражданско-правовых отношений.
Представляется, что основной причиной такого положения выступает отсутствие практических результатов комплексного научного изучения общих правовых и экономических принципов государственного оборонного заказа, порядка его формирования, размещения, финансирования и исполнения в силу обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Попытка соединить централизованный порядок обеспечения Вооруженных Сил материальными средствами, существовавший в Советском Союзе, и аналогичный опыт экономически развитых стран Запада, как показало время, была обречена.
В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Критически низкий уровень оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, недопустимое снижение укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, имуществом служб тыла, крайняя острота социальных проблем привели к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что пробельность и противоречивость законодательства Российской Федерации, устанавливающего механизм правового регулирования государственного оборонного заказа, является одним из источников угроз военной безопасности России и требует незамедлительного устранения.
Тищенко А.Г.,
майор юстиции,
офицер юридической службы Вооруженных Сил
Российской Федерации
"Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российский военно-правовой сборник "Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации"
Учредитель и издатель: Общественное движение "За права военнослужащих"
Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.
Издается с апреля 2004 г.
Уважаемые читатели!
Перед вами первый выпуск нового издания - "Российского военно-правового сборника".
Идея нового издания заключается в том, что в нем предполагается опубликование научных произведений выдающихся ученых-юристов XIX и XX столетий, специалистов в области военного права, работавших в дореволюционной Российской Александровской военно-юридической академии, Военно-юридической академии (советский период), юридическом факультете Военно-политической академии, юридических факультетах Военного института и Военного университета (современный период).
В первом выпуске "Российского военно-правового сборника" публикуются материалы научно-практической конференции, посвященной современному состоянию военного права и его влиянию на национальную безопасность Российской Федерации.
В последующих выпусках планируются к опубликованию основные научные работы ведущих юристов - специалистов в области военного права XIX - начала XX веков, таких как: Бобровского П.О., Грекова А., Добровольского А.М., Друцкого С.А., Заусцинского П., Кузьмина-Караваева В.Д., Лузанова П., Лыкошина С.А., Редигера А.Ф., Штейна фон Л. и др., а также советского и современного периодов.
Большую помощь в подготовке к изданию настоящего сборника оказал начальник военно-юридического факультета Военного университета полковник Александр Павлович Таранов и начальник курса военно-юридического факультета Военного университета майор Ткачев Алексей Иванович.