Формы учета и отчетности
Оформляем поступление материалов
На все материалы, поступающие в организацию, необходимо оформить первичные документы. Типовые формы таких документов утверждены Госкомстатом России. Как правильно их применять и заполнять, читайте в этой статье.
Под материалами обычно понимают сырье, основные (металл, лес, бетон, кирпич) и вспомогательные (смазочные масла, краски и т.д.) материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тару, запасные части, отходы (стружку, опилки и т.д.), инструмент, хозяйственный инвентарь, спецодежду и т.д. Все эти производственные запасы учитываются на счете 10 "Материалы".
Материалы поступают в организации различными способами: от поставщиков (по договорам купли-продажи), из собственного производства, в виде вклада в уставный капитал, безвозмездно или в результате демонтажа при списании основных средств. Однако независимо от того, каким способом материалы получены, их поступление необходимо оформлять первичными документами.
Формы первичных документов по приемке материалов установлены Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".
Все материалы принимаются к бухгалтерскому учету по правилам Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н) и Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).
Приемка материалов от поставщика
Организация может принимать материалы непосредственно на складе поставщика или они могут быть доставлены на склад покупателя транспортной компанией или транспортом самого поставщика.
Но в любом случае при передаче материалов на склад их принимает материально-ответственное лицо - лицо, ответственное за их хранение (заведующий складом или кладовщик).
Рассмотрим порядок оформления материалов на таком примере.
Пример.
ООО "Фолд" продает оргтехнику и занимается ее ремонтом и техническим обслуживанием. Для этого оно закупает у ЗАО "Пронт" необходимые материалы - тонеры для лазерных принтеров по договору от 13.06.2003 N 71-06-03. Эти материалы представитель ООО "Фолд" менеджер Иванов И.С. получает на складе поставщика.
Оформление доверенности
Для получения материалов бухгалтер ООО "Фолд" должен выдать Иванову И.С. доверенность, в которой должен быть указан перечень материалов, подлежащих получению.
Постановлением Госкомстата России N 71а утверждены две формы доверенности на получение товарно-материальных ценностей: форма N М-2 (с отрывным корешком) и форма N М-2а (без корешка).
Доверенность выписывается в одном экземпляре и выдается работнику - получателю материалов под расписку.
Порядок оформления доверенностей установлен инструкцией Минфина СССР от 14.01.1967 N 17 "О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности".
В соответствии с этой инструкцией при применении бланков доверенностей по форме N М-2а ведется журнал учета выданных доверенностей с заранее пронумерованными и прошнурованными листами.
Рекомендуемая форма журнала учета доверенностей должна содержать следующие графы:
N дове- рен- ности |
Дата выдачи |
Срок дей- ствия дове- рен- ности |
Должность и фамилия лица, ко- торому выдана доверен- ность |
Наиме- нование постав- щика |
N и дата наряда (счета, специ- фикации и дру- гого заменяюще- го наряд доку- мента) или из- вещения |
Расписка лица, по- лучившего доверен- ность |
Отметки о выпол- нении поруче- ния по выданной доверен- ности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
После регистрации доверенности в журнале работник, получающий материалы, расписывается в графе 7.
При использовании формы N М-2 отрывная часть доверенности выдается работнику, получающему материалы, а корешок с его подписью остается в бухгалтерии.
Таким образом, доверенности по форме N М-2 регистрируются на корешках, которые подшиваются в хронологическом порядке, образуя книгу. На последнем листе такой книги, составленной из корешков доверенностей, например, за год за подписью главного бухгалтера делается надпись: "В настоящей книжке пронумеровано _____ листов". Количество листов пишется прописью.
Однако можно поступить несколько иначе: предварительно сброшюровать и пронумеровать книгу из чистых бланков доверенностей (по 50 или 100 штук), а затем по мере заполнения каждую доверенность отрывать, оставляя в книжке корешок.
Если работник не получил материальные ценности и вернул доверенность по форме N М-2а в бухгалтерию, то в графе 8 журнала доверенностей делают запись: "Не использована".
Если возвращена доверенность по форме N М-2 такая отметка делается на корешке бланка доверенности также в графе 8.
Возвращенные неиспользованные доверенности хранятся в бухгалтерии до конца отчетного года, а затем уничтожаются, о чем составляется соответствующий акт.
Доверенность обычно выписывается на 10 - 15 календарных дней. Если материалы систематически получают у одного и того же поставщика, то доверенность можно оформлять на месяц или даже на год. Максимальный срок действия, который можно указывать в доверенности, - три года (ст.186 ГК РФ). Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года.
Пример заполнения доверенности по форме N М-2 представлен на с.28.
Приемка материалов по количеству и качеству
При передаче материалов для хранения на склад организации-покупателя необходимо проверить их соответствие ассортименту, количеству и качеству, указанным в расчетных и сопроводительных документах и договоре с поставщиком.
Порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству могут устанавливаться договором или специальными нормативными документами: письмом Минфина России от 30.04.1974 N 103 "Об основных положениях по учету материалов на предприятиях и стройках" и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
Если при приемке материалов выявится их несоответствие ассортименту, количеству или качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (царапины, бой, протечка жидких материалов и т.д.), приемка должна производиться комиссией с оформлением акта о приемке материалов по форме N М-7. Этот акт будет служить основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации. Такой же акт составляется при приемке материалов, поступивших без сопроводительных документов.
Акт оформляется в двух экземплярах с обязательным участием представителя организации-отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. Но поставщик может дать свое согласие на составление акта в его отсутствие.
После приемки материалов один экземпляр акта с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передается в бухгалтерию для их оприходования, а другой - для направления претензии поставщику.
Если материалы были доставлены транспортной организацией и при их приемке выявлены несоответствия с сопроводительными документами поставщика, то для предъявления претензий поставщику или транспортной организации нужно составить коммерческий акт.
Типовой бланк коммерческого акта предусмотрен только для оформления грузов, доставленных железнодорожным транспортом, но аналогичным образом можно оформлять акты для предъявления претензий к любой другой транспортной организации.
Коммерческий акт составляют и подписывают представители организации-получателя и транспортной организации в трех экземплярах: первый экземпляр остается у получателя груза, а второй и третий передают транспортной компании.
Оприходование материалов на складе
Если данные поставщика в сопроводительных документах полностью соответствуют фактическому количеству и качеству поступивших материалов, то оформляется приходный ордер по форме N М-4.
Пример оформления приходного ордера показан на с.30. Для удобства все суммы приведены в рублях без копеек.
Типовая межотраслевая форма N М-2
Утверждена
Постановлением Госкомстата России
от 30.10.1997 N 71а
/--------\
|Коды |
|--------|
Форма по ОКУД |0315001 |
|--------|
Организация ООО "Фолд", Москва, ул.Тверская, д.10 по ОКПО |41423955|
------------------------------------- \--------/
Доверенность N 67
Дата выдачи "19" мая 20 04 г.
-- ---------------- --
Доверенность действительна по "28" мая 20 04 г.
-- ------- --
ООО "Фолд", г.Москва, ул.Тверская, д.10
------------------------------------------------------------------
(наименование потребителя и его адрес)
ООО "Фолд", г.Москва, ул.Тверская, д.10
------------------------------------------------------------------
(наименование плательщика и его адрес)
Счет N 40710410810500001111 в КБ "Кентавр"
-----------------------------------------------------
(наименование банка)
Доверенность выдана Менеджеру Иванову Илье Сергеевичу
------------- ------------------------------
(должность) (фамилия, имя, отчество)
Паспорт: серия 47 02 N 987623
----------------- ---------------------------------
Кем выдан Паспортным столом N 2 ОВД Коньково
----------------------------------------------------
Дата выдачи "23" февраля 2003 г.
-------- -------------------- ----------------------
На получение от ЗАО "Пронт", г.Москва, ул.Обуха, д.45
----------------------------------------------------
(наименование поставщика)
материальных ценностей по Договору N 71-06-03 от 13.06.03
----------------------------------------
(наименование, номер и дата документа)
линия отреза
_______________________________________________________________________
Номер доверен- ности |
Дата выдачи |
Срок действия |
Должность и фамилия лица, которому выдана |
Расписка в получе- нии доверенности |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
67 | 19.05.2004 | 28.05.2004 | Менеджер, Иванов С.И. | Иванов | |
Поставщик | Номер и дата наряда (заменяющего наряд документа) или изве- щения |
Номер, дата документа, под- тверждающего выполнение по- ручения |
|||
6 | 7 | 8 | |||
ЗАО "Пронт" | Счет N 63 от 13.05.04 | Накладная N 71 от 21.05.04 |
Оборотная сторона формы N М-2
Перечень материальных ценностей,
подлежащих получению
Номер по порядку |
Материальные ценности |
Единица измерения |
Количество (прописью) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Тонер Epson 5500 | бутылка | 200 (Двести) |
2 | Тонер Epson 5500 | бутылка | 100 (Сто) |
Подпись лица, получившего доверенность, Иванов
удостоверяем. ---------------------------
Руководитель Васильев Васильев Б.Ф.
---------------- ---------------------------
(подпись) (расшифровка подписи)
М.П.
Главный бухгалтер Пашков Пашков М.С.
---------------- ---------------------------
(подпись) (расшифровка подписи)
Типовая межотраслевая форма N М-4
Утверждена Постановлением Госкомстата России
от 30.10.1997 N 71a
Приходный ордер N 163
/--------\
|Код |
|--------|
Форма по ОКУД |0315003 |
|--------|
Организация ООО "Фолд" по ОКПО |41423955|
---------------------------------------- \--------/
Структурное подразделение Склад N 4
-----------------------------------
Дата состав- ления |
Код вида опе- рации |
Склад | Поставщик | Стра- ховая ком- пания |
Корреспондиру- ющий счет |
Номер документа | |||
наиме- нование |
код | счет, суб- счет |
код анали- тического учета |
сопрово- дитель- ного |
пла- тежно- го |
||||
21.05.04 | 02 | 4 | ЗАО "Пронт" |
56 | - | 10/6 | 03 | 71 | 123 |
/-----------------------------------------------------------------------\
| Материальные| Единица |Количество|Це- |Сумма |Сумма|Всего |Но- |Поряд-|
| ценности |измерения| |на, | без |НДС, |с уче-|мер |ковый |
|-------------+---------+----------|руб.|учета |руб. | том |пас-|номер |
|наиме- | но- |код|наи- | по |при-|коп.| НДС, |коп. | НДС, |пор-| по |
| нова- |мен- | |мено-|доку-|нято| | руб. | | руб. | та |склад-|
| ние, |кла- | |вание|менту| | | коп. | | коп. | | ской |
| сорт, |тур- | | | | | | | | | |карто-|
| раз- | ный | | | | | | | | | | теке |
| мер, |номер| | | | | | | | | | |
| марка | | | | | | | | | | | |
|-------+-----+---+-----+-----+----+----+------+-----+------+----+------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
|-------+-----+---+-----+-----+----+----+------+-----+------+----+------|
| Тонер |00567|868|бу- | 200 |200 |150 |30 000|5 400|35 400| - | 11 |
| Epson | | |тылка| | | | | | | | |
| 5500 | | | | | | | | | | | |
|-------+-----+---+-----+-----+----+----+------+-----+------+----+------|
| Тонер |00568|868|бу- | 100 |100 |150 |15 000|2 700|17 700| - | 12 |
| Epson | | |тылка| | | | | | | | |
| 5700 | | | | | | | | | | | |
\-----------------------+-----+----+----+------+-----+------+----+------|
|Итого|300 | Х |45 000|8 100|53 100| | |
\-----------------------------------------------/
Принял Кладовщик Исаев Исаев И.М.
----------- ---------- ----------------------
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Сдал Менеджер Иванов Иванов И.С.
---------- --------- ---------------------
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Приходный ордер оформляется кладовщиком в одном экземпляре в день поступления ценностей на склад. Поле "Номер паспорта" (графа 11) заполняется, только если поступили материальные ценности, содержащие драгоценные металлы и камни.
Если однородный груз поставляется одной и той же организацией несколько раз в течение дня, то можно составлять один приходный ордер в целом за день на все количество материалов, поступивших от данного поставщика.
Если сведения в сопроводительных документах поставщика полностью соответствуют фактически поступившим материалам, приходный ордер по форме N М-4 можно и не оформлять, а вместо этого проставить на сопроводительных документах поставщика штамп, в оттиске которого следует заполнить те же реквизиты, что и в приходном ордере. Наличие такого штампа приравнивается к приходному ордеру.
Такой порядок приемки материалов установлен письмом Минфина России от 29.10.2002 N 16-00-14/414 "О порядке оформления поступающих материалов" и должен быть отражен в учетной политике организации.
Материалы, как правило, поступают вместе с сопроводительными документами поставщика. Эти документы на складе покупателя регистрируются в журнале учета поступающих грузов по форме N МХ-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 09.08.1999 N 66 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения".
Записи в журнале учета поступающих грузов делаются по мере поступления материалов на основании сопроводительных документов, приходных ордеров и актов о приеме. При доставке грузов по железной дороге, водным транспортом в графе "Примечание" записывают время подачи, разгрузки, уборки вагонов, время простоя. В этой же графе указываются сведения о составлении коммерческого акта в случаях выявления повреждения или порчи груза, несоответствия наименования и массы груза или количества мест данным, указанным в транспортном документе.
Приемные акты по форме N М-7 и приходные ордера по форме N М-4 должны составляться в день поступления соответствующих материалов на склад или в другие установленные в организации сроки, но не позже сроков, установленных нормативными актами для приемки поступающих грузов.
Составленные приходные ордера с приложенными к ним товарно-сопроводительными документами поставщиков сдаются кладовщиком в бухгалтерию в сроки, установленные правилами документооборота в организации.
Учет материалов на складе
Составив приходный ордер, кладовщик производит записи о поступивших материалах в карточки учета материалов по форме N М-17.
Если поступивший материал ранее в организации не использовался, то открывается новая карточка на каждый вид такого материала.
При этом заполняются реквизиты, предусмотренные в карточках: номер склада (если их несколько), полное наименование материалов, сорт, артикул, марка, размер, номенклатурный номер, единица измерения, учетная цена, год и другие реквизиты. В карточках нужно указать дату совершения операции, наименование и номер документа, а также краткое содержание операции (от кого получено, кому отпущено, для какой цели).
Пример заполнения такой карточки дан на с.32.
В карточках каждая операция по приходу или расходу материалов записывается отдельной строкой.
При совершении в один день нескольких одинаковых операций по нескольким документам может быть сделана одна запись с отражением общего количества, например выданных материалов, по этим документам. Для этого в форме N М-17 в графе 2 по строке соответствующей записи перечисляются номера всех приходных или расходных документов.
Если таких документов очень много, то составляется их реестр и номер реестра заносят в графу 2. Записи в карточках складского учета делаются в день совершения операций, и ежедневно выводятся остатки.
Если в карточке уже больше нет места для следующих записей, то открывается второй (третий и т.д.) лист той же карточки. Листы нумеруются и скрепляются. В конце месяца в карточках выводятся итоги оборотов по приходу, расходу и остаток.
Типовая межотраслевая форма N М-17
Утверждена Постановлением Госкомстата России
от 30.10.1997 N 71a
Карточка N 314
учета материалов
/--------\
|Код |
|--------|
Форма по ОКУД |0315008 |
|--------|
Организация ООО "Фолд" по ОКПО |41423955|
-------------------------------------- |--------|
Дата составления |21|05|04|
\--------/
Структурное подразделение Склад N 4
------------------------------------
Струк- турное подраз- деление |
Вид дея- тель- ности |
Склад | Место хранения |
Марка | Сорт | Про- филь |
Раз- мер, л. |
но- мен- кла- тур- ный номер |
Единица измерения |
Це- на, руб. коп. |
Нор- ма за- паса |
Срок год- нос- ти |
Постав- щик |
||
стел- лаж |
ячей- ка |
код | наи- мено- вание |
||||||||||||
Склад | - | 4 | 34 | 763 | Epson 5500 |
- | - | 0,3 | 053 | 868 | бу- тылка |
150 | 10 | - | ЗАО "Пронт" |
Дата записи |
Номер | От кого получено или кому отпущено |
Учетная единица выпуска продук- (работ, услуг) |
Приход | Расход | Остаток | Подпись, дата |
|
доку- мента |
по порядку | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
21.05.04 | 163 | 1 | Получено из ЗАО "Пронт" |
- | 200 | - | 200 | Исаев 21.05.04 |
24.05.04 | 123 | 2 | Выдано в цех N 3 | - | - | 3 | 197 | Титов 24.05.04 |
Карточку заполнил Кладовщик Исаев Исаев И.М.
------------ ----------- ---------------------
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"31" мая 20 04 г.
--------- --
Обычно по окончании года на карточках выводятся остатки на 1 января следующего года, которые переносятся во вновь открываемые карточки на следующий год, а карточки прошлого года закрываются (в них делается отметка: "Остаток перенесен в карточку 200_ года N..."), брошюруются и сдаются в архив организации.
Однако с разрешения главного бухгалтера могут быть установлены и иные правила документооборота, когда карточки на данный номенклатурный номер могут продолжаться и в следующем календарном году или открываться и закрываться в течение года.
Заведующие складами (кладовщики) обязаны периодически - согласно правилам документооборота - сдавать в бухгалтерию все приходные и расходные документы, прошедшие по складам за соответствующий период. При этом, как правило, составляется реестр документов, который бухгалтер подписывает, удостоверяя получение поименованных в нем документов.
Материалы приходуются на склад в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, в штуках). Учетная цена материалов указывается именно для этих единиц измерения.
Бывают случаи, когда в документах поставщика указана одна единица измерения, например тонны, а со склада материалы необходимо отпускать в более мелких единицах измерения, например в килограммах или поштучно. Тогда оприходование и отпуск материалов в первичных документах, на складских карточках и в бухгалтерском учете разрешается отражать одновременно в двух единицах измерения: сначала записывается количество в единице измерения поставщика и в скобках - в тех единицах, в которых они отпускаются со склада.
Если в сопроводительных документах поставщика указана иная единица измерения, чем принято у покупателя, то материалы могут сразу приходоваться в той единице измерения, которая принята у покупателя.
Полученные материалы могут минуя склад направляться сразу в структурное подразделение для использования в производстве. Такое практикуется, например, в строительных организациях.
Такие партии материалов отражаются в учете как поступившие на склад и одновременно переданные в подразделение. При этом в приходных и расходных документах склада и приходных документах подразделения делается отметка о том, что материалы получены от поставщика и выданы подразделению без завоза их на склад (транзитом). Перечень материалов, которые могут завозиться транзитом, должен быть оформлен приказом по организации.
Материалы, приобретенные подотчетными лицами за наличный расчет, также сдаются на склад. Оприходование материалов производится вышеописанным способом на основании подтверждающих покупку первичных документов, которые прикладываются к авансовому отчету. На каждом предприятии могут быть приняты свои правила документооборота, по которым, например, копия приходного ордера может прилагаться к авансовому отчету.
Типовая межотраслевая форма N М-11
Утверждена Постановлением Госкомстата России
от 30.10.1997 N 71a
Требование-накладная N 123
/--------\
| Код |
|--------|
Форма по ОКУД |0315006 |
|--------|
Организация ООО "Фолд" по ОКПО |41423955|
---------------------------- \--------/
Дата состав- ления |
Код вида опе- рации |
Отправитель | Получатель | Корреспондирую- щий счет |
Учетная единица выпуска продук- ции (работ, услуг) |
|||
струк- турное разде- ление |
вид деятель- ности |
струк- турное разде- ление |
вид деятель- ности |
счет, субсчет |
код ана- литичес- кого учета |
|||
24.05.04 | 07 | Склад N 4 |
- | Цех N 3 |
произ- водство |
20/6 | 05 | - |
Через кого Инженера Титова А.М.
----------------------------------
Затребовал Начальник цеха N 3 Перов К.А.
----------------------------------
Разрешил Главный инженер Кошкин А.Ф.
----------------------------------
Корреспондиру- ющий счет |
Материальные ценности |
Единица измерения |
Количество | Цена, руб. коп. |
Сум- ма без учета НДС, руб. коп. |
Поряд- ковый номер по склад- ской карто- теке |
||||
счет, суб- счет |
код ана- литичес- кого учета |
наиме- нова- ние |
номен- кла- турный номер |
код | наиме- нова- ние |
зат- ребо- вано |
отпу- щено |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
20/6 | 05 | Тонер Epson 5500 |
053 | 868 | бутыл- ка |
3 | 3 | 150 | 450 | 2 |
Отпустил Кладовщик Исаев Исаев И.М.
----------- -------- ---------------------
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Получил Инженер Титов Титов А.М.
---------- ---------- ---------------------
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Материалы, принятые на ответственное хранение, записываются кладовщиком в отдельные карточки, хранятся на складе отдельно от материалов, принадлежащих организации.
На ответственное хранение обычно принимают материалы, которые данной организации не принадлежат. Так приходуются, например, материалы, попавшие в организацию по ошибке. На ответственном хранении могут быть материалы, от оплаты которых организация отказалась из-за порчи, низкого качества, несоответствия стандартам, техническим условиям, условиям договора и т.д.
Материалы, принятые организацией на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002.
На предприятие могут также поступать материалы, которые принимаются от заказчика для переработки, выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возвращения обработанных материалов, сдачи выполненных работ и изготовленной продукции.
Такие материалы называются давальческими и учитываются на забалансовом счете 003 "Материалы, принятые в переработку".
При приемке давальческих материалов в первичных учетных документах обязательно указывают наименование заказчика, наименование самого материала, его количество и стоимость, а также места хранения и переработки.
Выдача материалов со склада
При выдаче материалов со склада в подразделения оформляется требование-накладная по форме N М-11. На требовании-накладной ставится подпись ответственного лица организации, разрешившего выдачу материалов.
Выдача материалов со склада заверяется подписями кладовщика и сотрудника подразделения, получившего ценности.
Требование-накладная может составляться в двух экземплярах. В этом случае один экземпляр служит кладовщику основанием для выдачи ценностей и отражения их расхода в карточках учета материалов, а второй - принимающему подразделению для оприходования ценностей.
В соответствии с правилами документооборота требования-накладные сдаются кладовщиком в бухгалтерию для учета движения материалов.
Пример заполнения формы N М-11 показан на с.34.
Неотфактурованные поставки
Неотфактурованные поставки - это фактически поступившие на предприятие материалы, но на которые еще не получены расчетные документы от поставщиков. Такие материалы приходуются на основании акта о приемке материалов по форме N М-7 в двух экземплярах. Первый сдается в бухгалтерию организации, а второй направляется поставщику.
Неотфактурованные поставки материалов приходуются по учетным ценам, которые содержатся в договорах, спецификациях к ним, протоколах согласования цен и других аналогичных документах. В качестве учетной цены на такие материалы кроме договорной цены может использоваться фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (года), а также планово-расчетные цены, которые разрабатываются и используются только внутри организации.
Кроме того, учетной ценой материалов может быть средняя цена группы. Средняя цена группы - это разновидность планово-расчетной цены. Она устанавливается в тех случаях, когда несколько номенклатурных номеров материалов, мало отличающихся по цене, но имеющих различные сорта или размеры, объединяются в один номенклатурный номер. Такие материалы учитываются обычно на одной карточке.
После получения расчетных документов от поставщиков их учетная цена корректируется и одновременно уточняются расчеты с поставщиком.
Исключением является случай, когда расчетные документы поступают в следующем году после представления годовой бухгалтерской отчетности. В этой ситуации учетная стоимость материалов не меняется, расчеты с поставщиком уточняются, а разница между учетной стоимостью оприходованных материалов и их фактической себестоимостью списывается в том месяце, в котором поступили расчетные документы.
Приход материалов собственного производства и
полученных при списании основных средств
Из собственного производства материалы могут поступать на склад либо после переработки, либо в виде остатков неизрасходованных материалов или отходов и брака.
Если материалы поступают на склад после переработки, то составляется приходный ордер (форма N М-4). Остатки неизрасходованных материалов, отходы и брак, образующиеся в подразделениях организации, собираются и сдаются на склады по требованиям-накладным (форма N М-11) с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией по цене их возможного использования или продажи.
При демонтаже и списании основных средств нередко образуются материалы, которые организация может использовать для собственных нужд или продать. Такие материалы приходуются на склад также по требованиям-накладным по форме N М-11. Информацию о сданных на склад материалах также указывают в разделе 2 "Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств" акта о списании групп объектов основных средств по форме N ОС-4б.
Для оформления прихода материалов, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, используется специальная форма N М-35 "Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений".
Прием и оприходование тары
Материалы могут поступать в организацию в таре или упаковке. Во всех организациях (кроме торговых и организаций общественного питания) учет тары ведется на отдельном субсчете счета 10 "Материалы".
Приемка такой тары оформляется вышеуказанными первичными документами. Тара, поступившая от поставщиков вместе с материалами, учитывается одновременно с оприходованием материалов.
Если стоимость тары в документах поставщиков выделена отдельно (сверх стоимости продукции), то она приходуется по договорной цене. Если тара поставщику отдельно не оплачивается, то организация может использовать ее по своему усмотрению (продать, применить для своих нужд и т.д.).
В договоре купли-продажи может быть предусмотрено использование многооборотной тары, которую необходимо обязательно возвращать поставщику или сдавать организации по ремонту тары (возвратная тара). В этом случае тара принимается к бухгалтерскому учету по стоимости, указанной поставщиком, и ее количество отражается в приходном ордере (форма N М-4).
Е. Капкова,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 5, май 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16