Будучи перерабатывающей организацией агропромышленного комплекса, организация использовала в 2003 году полученные кредиты на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья (молока) для осуществления его промышленной переработки, получая при этом согласно ст. 68 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" средства из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по вышеуказанным кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Каков порядок учета вышеуказанных средств для целей налогообложения прибыли?
Согласно п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль у организации не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К целевым поступлениям относятся в том числе целевые поступления из бюджета бюджетополучателям, использованные указанными получателями по назначению.
Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) предусмотрено, что получателем бюджетных средств выступает бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
В соответствии со ст. 6 БК РФ субсидиями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Согласно ст. 78 БК РФ предоставление субсидий допускается, в частности, из федерального бюджета в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 68 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" было определено, что Правительство РФ обеспечивало возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2001-2003 годах, в порядке и на условиях, которые были установлены Правительством РФ в соответствии со ст. 57 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", в том числе сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса всех форм собственности, в пределах средств, предусмотренных по разделу "сельское хозяйство и рыболовство" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 2 Порядка возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, фермерскими хозяйствами и организациями потребительской кооперации, разработанного в соответствии со ст. 57 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" и утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.03.2001 N 192 (далее - Порядок возмещения), установлено, что субсидии предоставляются в том числе пищевым и перерабатывающим организациям агропромышленного комплекса, фермерским хозяйствам и организациям потребительской кооперации, использующим полученный кредит на закупку сельскохозяйственного отечественного сырья для осуществления промышленной переработки, в частности молока.
Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с п. 4 и 5 Порядка возмещения.
В связи с вышеизложенным, если средства, получаемые перерабатывающей организацией агропромышленного комплекса в виде субсидий на возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, были предусмотрены в бюджетной росписи федерального бюджета в пределах средств по разделу "сельское хозяйство и рыболовство" на соответствующий финансовый год и использованы организацией-получателем в соответствии с Порядком возмещения по прямому назначению, то в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ они должны рассматриваться как целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и не учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
При этом следует иметь в виду, что налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
О.В. Светлова,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
1 апреля 2004 г.
"Налоговый вестник", N 4, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1