Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ
"О валютном регулировании и валютном контроле"
Перед вами - основные положения нового закона о валютном регулировании и валютном контроле - N 173-ФЗ. По сравнению со своим предшественником (Законом РФ от 09.10.92 N 3615-1) он значительно расширяет права российских участников внешнеэкономической деятельности и закладывает основы для дальнейшей либерализации валютных отношений.
На сегодняшний день из нового закона применяется только пункт 2 статьи 22, где определен состав органов валютного контроля. Большинство статей вступит в силу только 18 июня, а новый порядок открытия и использования банковских счетов за рубежом "заработает" еще через год. Полностью "на проектную мощность" новый нормативный акт выйдет 1 января 2007 года. С этого момента утратят силу многие ограничения, которые пока перенесены в него из Закона N 3615-1.
Разработчики Закона N 173-ФЗ попытались придать ему характер документа прямого действия. Об этом свидетельствуют статьи 4 и 5, где приводятся общая структура валютного законодательства и допустимые пределы вмешательства в него органов валютного регулирования. Тем не менее прописать в законе все детали не удалось. На первых порах многие вопросы организациям по-прежнему придется решать, опираясь на постановления и инструкции Правительства РФ и Банка России. В то же время закон существенно ограничивает их инициативу в деле создания новых подзаконных актов и само содержание дополнительных документов.
Учитывая, что Закон N 173-ФЗ предусматривает многоступенчатую процедуру его введения в действие, в комментарии мы рассмотрим принципиальные изменения, которые должны произойти в валютных отношениях в следующие 2,5 года, а также назовем положения закона, которые правительство и Центробанк могут конкретизировать.
Основные изменения
Редакционные поправки касаются практически всех терминов, используемых в валютном законодательстве. Вводятся понятия внутренних и внешних ценных бумаг. Из состава валютных ценностей исключаются драгоценные металлы и камни. Уточняется состав резидентов и нерезидентов. В частности, резидентами теперь признаются все граждане РФ, у которых нет вида на жительство за рубежом, а также иностранцы, постоянно проживающие в России на законных основаниях.
Новый закон декларирует, что любые валютные операции между резидентами и нерезидентами проводятся без ограничений (ст. 6). Поэтому формально в нем больше нет деления валютных операций на текущие и капитальные. Установленные статьями 7 и 8 правила регулирования операций, связанных с движением капитала, носят временный характер, причем сам состав капитальных операций заметно сузился и стал более конкретным. По новому закону капитальными признаются всего четыре группы расчетов и переводов между российскими и зарубежными партнерами:
1) с предоставлением нерезиденту отсрочки платежа на срок более 180 дней;
2) при приобретении у нерезидентов долей, вкладов и паев в имуществе юридических лиц;
3) при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте;
4) при проведении операций с внешними ценными бумагами.
Ограниченные права регулировать эти виды расчетов предоставлены Правительству РФ и Банку России. Очевидно, что соответствующие подзаконные акты этих органов увидят свет к 18 июня. О том, какие схемы регулирования капитальных валютных операций они смогут предложить, мы расскажем чуть позже.
Из закона исключено понятие свободно конвертируемой валюты. Зато в нем появился термин "специальный счет" (подп. 10 п. 1 ст. 1). Пока это понятие встречается только в ведомственных документах Центробанка. Он же произвольно устанавливает и меняет правила открытия и использования спецсчетов. С 18 июня 2004-го и до конца 2006 года проводить валютные операции через специальные счета нужно будет только в тех случаях, которые предусмотрены непосредственно Законом N 173-ФЗ. Правда, регламентировать использование спецсчетов по-прежнему будет Центробанк.
С 18 июня 2004 года изменится круг валютных операций, разрешенных к проведению между резидентами. Пока состав таких операций определяется разделом III письма Госбанка СССР от 24.05.91 N 352. Причем Положением Банка России от 15.08.97 N 503 валютные расчеты с гражданами за реализованные им товары (работы, услуги) запрещены. Новый закон не устанавливает дополнительных ограничений в отношении резидентов - физических лиц. Следовательно, в случаях, предусмотренных статьей 9 Закона N 173-ФЗ, расплачиваться валютой между собой смогут не только организации, но и индивидуальные предприниматели.
Права и обязанности резидентов при проведении валютных операций установлены статьей 14 Закона N 173-ФЗ. На внутреннем рынке граждане и организации смогут приобретать иностранную валюту только в уполномоченных банках. В них же они смогут открывать свои валютные счета. Порядок ведения этих счетов по-прежнему будет регулировать Центробанк.
С 18 июня 2004 года российским резидентам-гражданам разрешается держать свои валютные ценности за границей (ст. 12). Еще через год таким же правом смогут воспользоваться и российские организации. Правда, без ограничений человек или фирма смогут завести банковский счет только в государствах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). Перечень стран, входящих в эти международные структуры, прилагается к указанию Банка России от 10.12.2002 N 1220-У. На сегодняшний день в него включено 36 участников, среди которых США, Канада, Мексика, Австралия, Япония, а также большинство европейских государств.
В остальных странах резиденты смогут открывать счета только в порядке, установленном Центробанком. В свою очередь этот порядок может предусматривать предварительную регистрацию счета в налоговой инспекции. Обязательная регистрация таких счетов для физлиц установлена указанием Банка Россия от 30.03.2004 N 1411-У.
Правила предварительной регистрации, состав документов, необходимых для открытия счета, а также допустимые мотивы отказа со стороны налоговиков перечислены в статье 18 Закона N 173-ФЗ.
Организации получат право использовать заграничные счета для любых валютных операций, кроме расчетов с резидентами, а граждане - для любых валютных операций, кроме оплаты товаров (работ, услуг), реализованных им на территории России.
В течение месяца после открытия или закрытия счета в зарубежном банке об этом нужно будет известить налоговую инспекцию. Кроме того, организациям придется отчитываться перед налоговиками о движении средств по заграничным счетам, а гражданам - об остатках валюты по состоянию на 1 января каждого года. Порядок представления отчетности должно утвердить Правительство РФ по согласованию с Банком России.
Предельные суммы наличной валюты, которую можно перемещать через границу, не меняются (ст. 15). Ввозить можно сколько угодно, нужно лишь соблюдать таможенные требования. Что касается вывоза валюты, то сумму, эквивалентную 10 000 долларов США, разрешается вывозить, не объясняя, откуда она взялась, а сумму в пределах 3000 долларов США не нужно даже декларировать. Лимит почтовых валютных переводов установлен указанием Банка России от 30.03.2004 N 1412-У. В течение одного операционного дня гражданин может перевести за границу сумму, эквивалентную 5000 долларов США.
До конца 2006 года сохраняется система, предусматривающая продажу части валютной выручки экспортерами (ст. 21). Норматив продажи по-прежнему будет устанавливать Банк России. Предельный размер норматива - 30 процентов. Напомним, что в настоящее время экспортеры обязаны продавать 25 процентов своей валютной выручки.
Законом N 173-ФЗ закреплен перечень затрат, которые уменьшают объем валютных доходов, принимаемых для исчисления норматива. В него включены расходы на транспортировку, страхование и экспедирование грузов, вывозные таможенные пошлины и сборы, комиссионные вознаграждения банкам и т.п.
Любые льготы, связанные с обязательной продажей валютной выручки, могут быть установлены только отдельными федеральными законами. Новые правила обязательной продажи части валютной выручки установлены Инструкцией Банка России от 30.03.2004 N 111-И.*(1)
Валютный контроль в стране осуществляется Правительством РФ, Банком России, а также уполномоченными министерствами и ведомствами. Окончательный состав этих министерств пока не определен.
Помимо федеральных органов власти в системе валютного контроля, как и сейчас, будут задействованы уполномоченные банки и профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные ФКЦБ России. Все права и обязанности органов и агентов валютного контроля, а также их должностных лиц прописаны в статье 23 нового закона.
Переход на новые правила валютного регулирования
Закон N 173-ФЗ был официально опубликован 17 декабря 2003 года. Как мы уже говорили, с этого момента вступил в силу пункт 2 статьи 22, где определяется состав органов валютного контроля.
В целом закон вступит в силу 18 июня 2004 года. Однако введение в действие его отдельных положений отложено до 18 июня 2005 года. Речь идет о разделах, посвященных открытию российскими организациями счетов в зарубежных банках.
До 18 июня 2005 года для них сохраняются прежние правила. Как и сейчас, фирмам придется руководствоваться положениями Банка России от 16.10.2002 N 200-П и N 201-П и приказом Банка России от 24.04.96 N 02-94 в части, регулирующей порядок открытия и использования банковских счетов за границей.
После 18 июня 2005 года ни правительство, ни Банк России не смогут требовать от предприятий, чтобы те получали разрешения на открытие счета. Кроме того, они не смогут требовать и их предварительной регистрации. Исключение сделано лишь в отношении счетов, которые предназначены для пересылки российских рублей и внутренних ценных бумаг, и счетов, которые открываются в странах, не входящих в ОЭСР или ФАТФ. Впрочем, последнее ограничение будет снято 1 января 2007 года.
1 января 2007 года вообще обещает быть переломным моментом в сфере валютного регулирования. На эту дату намечена отмена целого ряда переходных статей Закона N 173-ФЗ. Из него будут исключены:
- статьи о резервировании средств по валютным операциям, об обеспечении исполнения обязательств и обязательной продаже валютной выручки;
- понятие "специальный счет" и все ограничения, связанные с его использованием;
- механизмы регулирования капитальных валютных операций Правительством РФ и Банком России;
- нормы, дающие Банку России право устанавливать порядок купли-продажи иностранной валюты российскими организациями.
Таким образом, если планы государства не изменятся, то через три года наше валютное законодательство действительно сможет стать эффективным и либеральным. Однако в переходном периоде влияние органов валютного регулирования на внешнеэкономическую деятельность отечественных предприятий по-прежнему будет значительным.
Документы, которые будут дополнять Закон N 173-ФЗ
Ниже представлена таблица, в которой мы свели воедино важнейшие для коммерческих фирм положения нового закона, которые Правительство РФ и Банк России должны (могут) детализировать в своих документах. Если к моменту, когда та или иная норма закона вступит в силу, соответствующие подзаконные акты не появятся, валютные операции можно проводить без ограничений (п. 2 ст. 5).
Валютные операции, порядок проведения которых должен (может) устанавливаться дополнительно |
Орган, который вправе определять порядок проведения валютной операции |
Полномочия органов валют- ного регулирования |
Расчеты по экспортным кон- трактам на поставку това- ров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX ТН ВЭД, с отсрочкой платежа на срок более 3 лет |
Правительство РФ | Требовать, чтобы резидент резервировал 50 процентов суммы, на уплату которой предоставлена отсрочка. Сумма резервирования вно- сится по истечении 3 лет с момента поставки това- ров. Максимальный срок резервирования не может превышать 2 лет (п. 1 ст. 7, действует до 1 ян- варя 2007 года) |
Расчеты за строительные и подрядные работы, выполне- нные за границей (поставку товаров для выполнения этих работ), с отсрочкой платежа на срок более 5 лет |
Правительство РФ | Требовать, чтобы резидент резервировал 50 процентов суммы, на уплату которой предоставлена отсрочка. Сумма резервирования вно- сится по истечении 5 лет с момента заключения до- говора (момента поставки товаров). Максимальный срок резервирования не может превышать 2 лет (п. 2 ст. 7, действует до 1 января 2007 года) |
Расчеты по другим внешне- торговым сделкам с отсроч- кой платежа на срок более 180 дней |
Правительство РФ | Требовать, чтобы резидент резервировал 50 процентов суммы, на уплату которой предоставлена отсрочка. Сумма резервирования вно- сится по истечении 180 дней с момента возникно- вения обязательств по до- говору (момента поставки товаров на экспорт). Мак- симальный срок резервиро- вания не может превышать 2 лет (п. 3 ст. 7, дейст- вует до 1 января 2007 го- да). Резервирование не применяется, если продол- жительность отсрочки не превышает 1 года или ино- странный партнер предос- тавил обеспечение испол- нения своих обязательств |
Расчеты по импортным контрактам на поставку товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX ТН ВЭД, с предоставлением коммерческих кредитов на срок более 3 лет |
Правительство РФ | Требовать, чтобы резидент резервировал 50 процентов суммы, на уплату которой предоставлена отсрочка (за вычетом стоимости поставленной продукции). Сумма резервирования вно- сится по истечении 3 лет с момента перечисления предоплаты. Максимальный срок резервирования не может превышать 2 лет (п. 5 ст. 7, действует до 1 января 2007 года) |
Расчеты по другим импорт- ным контрактам с предос- тавлением коммерческих кредитов на срок более 180 дней |
Правительство РФ | Требовать, чтобы резидент резервировал 50 процентов суммы, на уплату которой предоставлена отсрочка (за вычетом стоимости поставленной продукции). Сумма резервирования вно- сится по истечении 180 дней с момента перечисле- ния предоплаты. Максима- льный срок резервирования не может превышать 2 лет (п. 4 ст. 7, действует до 1 января 2007 года). Ре- зервирование не применя- ется, если коммерческий кредит предоставлен на срок до 1 года или иност- ранный партнер предоста- вил обеспечение исполне- ния своих обязательств |
Расчеты и переводы при приобретении за границей долей, вкладов или паев в имуществе юридических лиц (участии в договорах простого товарищества) |
Правительство РФ по согласованию с Банком России |
Требовать, чтобы рези- дент: - использовал специальный счет; - резервировал 100 про- центов суммы валютной операции на срок до 60 дней (п. 7 ст. 7, дейст- вует до 1 января 2007 го- да) |
Предоставление нерезиден- там валютных займов и кре- дитов |
Банк России | Требовать, чтобы резидент использовал специальный счет и резервировал 100 процентов суммы валютной операции на срок до 60 дней (ст.8, действует до 1 января 2007 года) |
Предоставление нерезиден- там рублевых займов и кре- дитов |
Банк России | Требовать, чтобы нерези- дент использовал специ- альный счет, а резидент резервировал 100 процен- тов суммы валютной опера- ции на срок до 60 дней (ст. 8, действует до 1 января 2007 года) |
Получение от нерезидентов валютных займов и кредитов |
Банк России | Требовать, чтобы резидент использовал специальный счет и резервировал 20 процентов суммы валютной операции на срок до 1 года (ст. 8, действует до 1 января 2007 года) |
Получение от нерезидентов рублевых займов и кредитов |
Банк России | Требовать, чтобы нерези- дент использовал специ- альный счет и резервиро- вал 20 процентов суммы валютной операции на срок до 1 года (ст. 8, дейст- вует до 1 января 2007 го- да) |
Покупка и продажа внешних ценных бумаг |
Банк России | Требовать, чтобы и рези- дент, и нерезидент испо- льзовали специальные сче- та, а также резервировали либо 100 процентов валют- ной операции на срок до 60 дней, либо 20 процен- тов на срок до 1 года (ст. 8, действует до 1 января 2007 года) |
Исполнение резидентом обя- зательств по внешним цен- ным бумагам |
Банк России | Требовать, чтобы и рези- дент, и нерезидент ис- пользовали специальные счета, а резидент резер- вировал 100 процентов суммы валютной операции на срок до 60 дней (ст. 8, действует до 1 января 2007 года) |
Исполнение резидентом обя- зательств по внутренним ценным бумагам |
Банк России | Требовать, чтобы нерези- дент использовал специ- альный счет, а резидент резервировал 100 процен- тов суммы валютной опера- ции на срок до 60 дней (ст. 8, действует до 1 января 2007 года) |
Продажа нерезидентам внут- ренних ценных бумаг |
Банк России | Требовать, чтобы нерези- дент использовал специ- альный счет и резервиро- вал 20 процентов суммы валютной операции на срок до 1 года (ст.8, действу- ет до 1 января 2007 года) |
Покупка у нерезидентов внутренних ценных бумаг |
Банк России | Требовать, чтобы нерези- дент использовал специ- альный счет, а резидент резервировал 100 процен- тов суммы валютной опера- ции на срок до 60 дней (ст. 8, действует до 1 января 2007 года) |
Купля-продажа иностранной валюты |
Банк России | 1. Устанавливать для бан- ков правила оформления документов, связанных с куплей-продажей иностран- ной валюты. Эти правила не могут содержать требо- ваний об обязательной идентификации личности граждан, продающих (поку- пающих) валюту. 2. Требовать, чтобы орга- низации-резиденты, а так- же все нерезиденты ис- пользовали специальные счета и резервировали либо 100 процентов суммы валютной операции на срок до 60 дней, либо 20 про- центов на срок до 1 года (п. 3 ст. 11, действует до 1 января 2007 года) |
Перевод резидентами средств со счетов в упол- номоченных банках на бан- ковские счета, открытые за границей |
Банк России | Требовать, чтобы резидент резервировал 100 процен- тов суммы валютной опера- ции на срок до 60 дней (п. 4 ст. 12, действует до 1 января 2007 года) |
Валютные переводы без открытия счета, а также почтовые валютные переводы за границу и из-за границы |
Банк России | Устанавливать максималь- ную сумму перевода (п. 3 ст. 14) |
Списание или зачисление средств (внутренних и внешних ценных бумаг) со специального счета или на специальный счет резидента |
Банк России | Требовать, чтобы резидент резервировал либо 100 процентов суммы, списыва- емой со специального сче- та, на срок до 60 дней, либо 20 процентов суммы, зачисляемой на специаль- ный счет, на срок до 1 года (п. 5 ст. 14, дейст- вует до 1 января 2007 го- да) |
Ввоз в Россию и вывоз из России рублей и внутренних ценных бумаг |
Правительство РФ по согласованию с Банком России |
Устанавливать порядок ввоза и вывоза, который может предусматривать требование о предварите- льной регистрации (п. 5 ст. 15) |
Резервирование | Банк России | Устанавливать порядок резервирования и возврата зарезервированных сумм (п. 1 ст. 16, действует до 1 января 2007 года) |
Обеспечение исполнения обязательств нерезидента перед резидентом |
Банк России | Устанавливать критерии, которым должны соответст- вовать зарубежные банки, выдающие гарантии в поль- зу резидентов (п. 2 ст. 17, действует до 1 января 2007 года) (крите- рии, которым должны отве- чать зарубежные банки, определены в указании Ба- нка России от 30.03.2004 N 1410-У) |
Предварительная регистра- ция счетов, открываемых в зарубежных банках, а также ввоза и вывоза рублей и внутренних ценных бумаг |
Правительство РФ по согласованию с Банком России |
Устанавливать порядок предварительной регистра- ции с учетом требований статьи 18 Закона N 173-ФЗ. Отказ в предва- рительной регистрации по мотивам экономической не- целесообразности запрещен (п.8 ст.18) |
Оформление паспорта сделки | Банк России | Устанавливать единые пра- вила оформления паспорта сделок при проведении ва- лютных операций между ре- зидентами и нерезидентами (п. 1 ст. 20) |
Обязательная продажа части валютной выручки |
Банк России | 1. Устанавливать норматив обязательной продажи ва- лютной выручки в пределах 30 процентов от получен- ных доходов (за вычетом затрат, перечисленных в п. 5 ст. 21). 2. Определять перечень иностранной валюты, под- лежащей обязательной про- даже. 3. Устанавливать порядок обязательной продажи ино- странной валюты (ст. 21, действует до 1 января 2007 года) |
Обратите внимание: нормативные акты правительства и Центробанка, ухудшающие положение резидентов и нерезидентов, не могут вводиться задним числом. Документы, отменяющие какие-либо ограничения, имеют обратную силу, только если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 4). В документах органов валютного контроля не должны затрагиваться вопросы регулирования валютных операций. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности валютного законодательства толкуются в пользу резидентов и нерезидентов (п. 6 ст. 4).
Н.С. Буданцева,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 10, май 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован на стр.84.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.