Налоговая реформа: второе дыхание
В мартовском номере журнала мы рассказывали о проекте поправок в Налоговый кодекс, подготовленных Минфином. Но вариант, который правительство разрешило передать в Госдуму, сильно отличается от первоначального. А в сопровождающем эти поправки докладе Минфин рассказал о планах налоговой реформы на ближайшие два года.
Начнем с хороших новостей. Правительство отказалось от идеи ввести в главу о налоге на прибыль понятие "материальная выгода". Если бы эта инициатива прошла, то фирмам пришлось бы платить налог на прибыль с полученных под нулевой процент займов. Правда, прописывать, что никакой выгоды в этом случае не возникает, чиновники тоже не стали. Поэтому инспекторы при проверках скорее всего будут придерживаться старой версии: если фирма получила беспроцентный заем, то она должна заплатить налог на прибыль с экономии на процентах. Хотя законных оснований для таких требований как не было, так и не будет.
В первоначальной версии поправок Минфин предлагал еще одно негативное для фирм изменение - отмену правила, по которому не относят к доходам имущество, полученное от учредителя безвозмездно (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). Однако эту "льготу" правительство решило оставить в силе.
В то же время большинство запланированных Минфином позитивных изменений в окончательном варианте законопроекта осталось. Эти изменения не слишком значительны. Например, появится пункт, позволяющий включать в расходы премии, выплаченные продавцами покупателям. На основании другого дополнения фирмы, которые бесплатно выдают своим сотрудникам корпоративную униформу, смогут включить в расходы ее стоимость. Впрочем, и сейчас приобретенную для сотрудников форму, как правило, списывают в расходы - например, как спецодежду.
В проекте подробно расписаны налоговые нюансы реорганизации фирмы. Но и здесь ничего революционного нет: полученное в результате реорганизации имущество не нужно включать в доходы, а его первоначальную стоимость следует сформировать исходя из данных налогового учета реорганизуемой фирмы.
Более значимые изменения - это новые правила учета прямых и косвенных расходов. Поправки предполагают, что перечень прямых расходов можно будет дополнить, а правила их распределения между текущими расходами и "незавершенкой" - определить в учетной политике. В результате у бухгалтеров появится возможность предусмотреть одинаковые правила для бухгалтерского и налогового учета. Впрочем, других предложений, которые бы сблизили бухгалтерский и налоговый учет, Минфин не внес. Более того, часть поправок приведет к новым различиям между двумя учетами.
Новые подробности
Именно таковы предполагаемые изменения статьи 277 Налогового кодекса. Они касаются налогового учета имущества, которое фирма получает в качестве вклада в ее уставный капитал. По новым правилам первоначальную стоимость этого имущества придется определять исходя из данных налогового учета учредителя. Если такие данные отсутствуют, то стоимость полученного имущества будет приравнена к нулю.
Понятно, что смысл такого нововведения - не допустить, чтобы фирмы завышали свои расходы. Но напомним, что в бухгалтерском учете имущественные вклады оценивают по сумме, которую согласовывают между собой учредители (п. 8 ПБУ 5/01, п. 8 ПБУ 6/01). Эта сумма вполне может отличаться от стоимости имущества в налоговом учете.
Кроме того, в предложенных поправках нет никаких оговорок на случай, когда взнос в уставный капитал делает физическое лицо или фирма, работающая на ЕНВД. А ведь в этих ситуациях налогового учета передаваемого имущества просто не существует. В результате списать его стоимость в расходы в налоговом учете не удастся.
Впрочем, некоторые нововведения все же учитывают связь двух учетов. Например, первоначально Минфин планировал просто исключить метод списания материалов ЛИФО из налогового учета. Но окончательная версия поправок содержит оговорку: этот метод все же можно использовать, если он предусмотрен в бухгалтерском учете. Таким образом, из налогового учета этот метод исчезнет только тогда, когда Минфин удалит его из ПБУ 5/01. Вполне возможно, что это произойдет уже в 2005 году, поскольку, как сказано в пояснительной записке к законопроекту, "в международной практике метод ЛИФО практически не применяется".
Хотели как лучше...
Добавить хлопот бухгалтерам могут и поправки, касающиеся амортизации неотделимых улучшений арендованного имущества. На самом деле и сейчас эти самые неотделимые улучшения бухгалтер может ввести в эксплуатацию как основные средства - во всяком случае, это не запрещено. Например, если фирма установит в арендуемом помещении кондиционер, то затем его стоимость можно списывать в расходы через амортизацию.
Трудно сказать, что в этой ситуации Минфин не устроило. В пояснительной записке сказано, что изменения направлены на "сближение терминологии, используемой в бухучете и главе 25". Но, по сути, из изменений следует, что амортизировать неотделимые улучшения сможет только фирма-арендодатель, и только в случае, если она компенсирует их арендатору.
Часть поправок лишь затрагивает сложные участки налогового учета, но так основных проблем и не решает. К примеру, всем известно, что налоговый учет процентов по займам в Налоговом кодексе расписан из рук вон плохо (ст. 269 НК РФ). В результате МНС, которое вообще-то не имеет права дополнять законы, в своей методичке к главе 25 заполнило пробелы кодекса и рассказало, как же все-таки считать расходы фирмам, выплачивающим проценты по кредитам и займам. Но, дополняя статью 269, Минфин разработанной методикой не воспользовался. Чиновники лишь уточнили, что нужно брать ту ставку рефинансирования, которая действует на момент начисления процентов. А алгоритм расчета расходов бухгалтерам по-прежнему придется брать из методички.
Вообще, из внесенных в Госдуму поправок к главе 25 Налогового кодекса можно сделать печальный вывод. Несмотря на то что налоговые инициативы теперь исходят от Минфина, налоговый учет никто отменять не собирается, а упростить его и приблизить к бухгалтерскому пока не очень-то удается. Глава о налоге на прибыль по-прежнему остается громоздкой и запутанной, и большинство предложенных поправок лишь усложняет ее новыми оговорками и дополнениями.
Белоруссия станет заграницей
Вместе с поправками к главе 25 Налогового кодекса в Госдуму поступило еще несколько законопроектов, которые должны вступить в силу с начала 2005 года. Об одном из них, который предполагает снижение ставки ЕСН, мы рассказали в прошлом номере журнала.
В пакет законопроектов входят поправки, которые коснутся фирм, торгующих с Белоруссией. Сейчас продажа товаров белорусским фирмам мало чем отличается от реализации товаров в России - начислять НДС нужно по российским ставкам и правилам (подробнее об этом читайте на стр. 29). Правительство предлагает со следующего года изменить этот порядок: НДС при торговле с Белоруссией фирмам придется уплачивать так же, как и при торговле с дальним зарубежьем.
Светлое налоговое будущее
К пакету законопроектов прилагается подробный доклад Минфина о ближайших целях налоговой реформы. Главная новость - Минфин с 2005 года предлагает отменить закон "Об основах налоговой системы Российской Федерации", а вместе с ним и налог на рекламу. Налог на рекламу - это местный налог, поэтому, чтобы компенсировать потери городских и районных бюджетов, Минфин планирует одновременно увеличить ЕНВД.
А вот от планов ввести НДС-счета чиновники, похоже, постепенно отказываются. По крайней мере, в докладе о них сказано очень мало и без особого энтузиазма. Никаких конкретных дат Минфин не называет, хотя и не исключено, что спецсчета все-таки введут, но не для сбора НДС, а лишь для контроля за налоговыми поступлениями.
В ближайшие два года Налоговый кодекс должен пополниться тремя новыми главами. Две из них фирм не коснутся - это главы о налоге на имущество физических лиц и налоге на наследования и дарения. Еще одна глава, введение которой планируется
на 2006 год, будет посвящена земельному налогу.
Снижение ЕСН уже запланировано на 2005 год, а с 2006 года Минфин предлагает снизить ставку НДС до 16 процентов, одновременно отказавшись от льготной 10-процентной ставки. Отдуваться за эти налоговые послабления придется нефтяному сектору - поправки, увеличивающие с 2005 года экспортную пошлину и налог на добычу нефти, уже готовы.
В. Калгин,
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.