Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации"
Представленный проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" разработан в соответствии с Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти" (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г.), которая предусматривает разработку новой редакции закона за N 24 от 20 февраля 1995 г.
Проект учитывает рекомендации парламентских слушаний "О формировании законодательной базы, обеспечивающей опережающее развитие отрасли информационно-коммуникационных технологий", прошедших 1 марта 2005 г. и результаты других конференций, форумов, совещаний научного и научно-практического характера по данной теме.
Учитывая роль ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации в качестве системообразующего акта для развития нормативной основы информатизации на протяжении последних десяти лет, разработчики Института государства и права РАН сохраняют название и основные концептуально важные позиции действующего закона.
Предметом его регулирования остаются отношения в области формирования и использования документированной информации с учетом усилившегося значения электронных документов; не изменяются основные направления регулирования, сформулированные в ст. 1 закона.
Расширение сферы действия закона корректируется за счет снятия ограничения, которое содержится в п. 2 ст. 1 относительно абстрагирования Закона от отношений в области авторских прав разработчиков информационных технологий и информационных систем. В этой связи по всему тексту проекта проведена идея комплексного понимания состава имущества субъектов, участвующих в процессах информатизации, в состав которого органически включаются как материальные, так и нематериальные информационные объекты, материальные и нематериальные активы разработчиков и пользователей потенциала информационных и технологических ресурсов страны (ст. 6, 13 и 14).
Новыми вопросами, получившими отражение в проекте Закона, являются: определение основных направлений информационной политики; внимание к муниципальным информационным ресурсам (ст. 7); более емкое определение ИКТ - отрасли (ст. 12); вопросы использования ИТ в инновационных процессах; правила деятельности провайдеров и иных посредников, сформирована глава об информационной безопасности вместо главы о защите информации.
В структуре проекта сохраняется четыре главы, названия которых претерпели некоторые уточнения с учетом накопленного опыта реализации действующего закона. В настоящее время закон содержит 25 статей, которые также в ряде случаев получили более адекватное название.
Значительные уточнения выполнены в части, касающейся терминов и определений. В частности, введен новый термин "информационный объект", которым обозначаются информационные ресурсы, отдельные их части (документы, базы данных), информационные технологии в системе правовых отношений. Уточнено понятие информатизации, дано определение электронного документа, носителя информации и т.д.
Перенос места положения третьей главы и расширение ее названия "Порядок пользования информационными ресурсами, информационными системами", позволил более компактно отразить проблему использования информационного ресурса и телекоммуникационных средств.
Осуществленные уточнения и дополнения по тексту Закона максимально отражают накопленный опыт применения действующей его редакции, учитывает специфику развития отрасли ИКТ, проблемы формирования и использования информационных систем как основной формы реализации информационного ресурса с учетом специфики пользователей и их потребностей в информации, а также включение информационного ресурса в процессы экономического, социального, культурного секторов на основе инновационных процессов. Закон в большей степени ориентирован на удовлетворение потребностей граждан.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации"
После принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" потребуется внесение изменений в следующие федеральные законы:
1. Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене" от 04.07.1996 г. N 85-ФЗ;
2. Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи" от 10.01.2002 г. N 1-ФЗ;
3. Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ;
4. Федеральный закон "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" от 23.09.1992 г. N 3523-1
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.