Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу ГТК РФ
от 28 ноября 2003 г. N 1356
Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров (далее - Инструкция), определяет перечень, последовательность и предельные сроки осуществления действий должностными лицами таможенных органов Российской Федерации при таможенном оформлении товаров с момента подачи таможенной декларации до момента выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.
2. Настоящая Инструкция разработана на основании Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации от 02.06.2003 N 22, ст. 2066) (далее - Кодекс).
3. Настоящая Инструкция применяется при декларировании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами для коммерческих целей (далее - декларанты), либо декларировании от их имени таможенным брокером (представителем) товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также при изменении их таможенного режима, в том числе:
а) отходов, образовавшихся в результате переработки товаров на таможенной территории Российской Федерации (ст. 183 Кодекса);
б) остатков товаров, не вывезенных после переработки на таможенной территории Российской Федерации (ст. 184 Кодекса);
в) отходов, образовавшихся в результате уничтожения иностранных товаров (ст. 247 Кодекса);
г) товаров, приобретенных в связи с осуществлением предпринимательской деятельности на таможенной территории Российской Федерации, в отношении которых не произведена уплата таможенных пошлин, налогов, или не соблюдены запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 391 Кодекса);
д) товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, общая таможенная стоимость которых не превышает 5 000 рублей (ст. 319 Кодекса).
Инструкция не применяется при осуществлении таможенного оформления товаров:
- при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации;
- при их убытии с таможенной территории Российской Федерации;
- при их перевозке в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита;
- при их временном хранении.
4. Должностные лица таможенных органов, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными инструкциями входят конкретные функции, права и обязанности по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля товаров (далее - уполномоченные должностные лица), в рамках Инструкции осуществляют:
а) фиксирование факта подачи таможенной декларации и документов;
б) контроль соблюдения условий принятия таможенной декларации;
в) пересылку (получение) таможенной декларации (при необходимости);
г) регистрацию (принятие) поданной таможенной декларации;
д) проверку соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации о наименовании товаров, их количественных данных (количество мест, вес и пр.), со сведениями, содержащимися в документах, представленных в таможенный орган при декларировании товаров, а также в электронных копиях таможенных документов;
е) контроль правильности определения классификационного кода товара по ТН ВЭД России;
ж) контроль правильности определения страны происхождения товаров;
з) контроль соблюдения актов законодательства Российской Федерации, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и на вывоз из Российской Федерации отдельных товаров (далее - запреты и ограничения);
и) контроль в целях применения мер, связанных с защитой интеллектуальной собственности, в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации и правовыми актами ГТК России;
к) валютный контроль и контроль за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;
л) контроль таможенной стоимости;
м) контроль статистической стоимости;
н) контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей;
о) контроль соблюдения условий помещения под заявленный таможенный режим, а также специальной таможенной процедуры;
п) контроль соблюдения дополнительных условий выпуска;
р) выявление рисков, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов в бумажном и (или) в электронном виде;
О профилях рисков см. письмо ГТК РФ от 2 апреля 2004 г. N 05-39/12151
с) подготовку и принятие решения о приостановлении выпуска товаров;
т) принятие решения о продлении срока проверки товаров;
у) принятие решения о выпуске (выпуске для свободного обращения или условном выпуске), либо о невозможности выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.
5. Уполномоченные должностные лица при выполнении таможенных операций и действий, перечисленных в Кодексе, вправе применять следующие формы таможенного контроля:
а) проверка документов и сведений (далее - документальный контроль) (ст. 367 Кодекса);
б) таможенный осмотр товаров и транспортных средств (ст. 371 Кодекса); таможенный досмотр товаров и транспортных средств (ст. 372 Кодекса); таможенное наблюдение (ст. 370 Кодекса); проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков (ст. 374 Кодекса) (далее - фактический контроль);
в) отбор проб и образцов (ст. 383 Кодекса);
г) устный опрос (ст. 368 Кодекса);
д) получение пояснений (ст. 369).
6. Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами ГTK России могут быть установлены особенности порядка таможенного оформления и применения форм таможенного контроля при таможенном оформлении:
а) товаров, перемещаемых отдельными категориями российских лиц (ст. 386 Кодекса);
б) товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц (глава 25 Кодекса)
в) в упрощенном виде и приоритетном порядке (ст. 67 Кодекса);
г) с применением специальных упрощенных процедур (ст. 68 Кодекса);
д) товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях (глава 24 Кодекса);
е) товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи (глава 26 Кодекса);
ж) товаров, помещаемых под таможенный режим международного таможенного транзита (ст. 167, 168 и 171 Кодекса);
з) при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (ст. 150 Кодекса);
и) товаров, декларируемых в форме заявления (ст. 124 Кодекса);
к) товаров, декларируемых в электронной форме (ст. 124 Кодекса);
л) товаров с использованием предварительного декларирования (ст. 130 Кодекса);
м) товаров, декларируемых с использованием неполной таможенной декларации (ст. 135 Кодекса);
н) товаров, декларируемых с использованием периодической таможенной декларации (ст. 136 Кодекса);
о) товаров, декларируемых с использованием временной таможенной декларации (ст. 138 Кодекса);
п) товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения (п. 3 ст. 59 Кодекса).
7. При соблюдении условий выпуска решение о выпуске товаров должно быть принято уполномоченным должностным лицом в пределах сроков, установленных статьей 152 Кодекса, которые не должны превышать трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации и представления необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случаев продления сроков проведения проверки товаров и соответствии с пунктом 2 статьи 359 Кодекса, а также приостановления выпуска товаров в целях защиты прав интеллектуальной собственности (статья 397 Кодекса).
8. При принятии таможенных деклараций и необходимых документов, проведении документального и фактического контроля, а также после принятия решения о выпуске товаров либо запрете их выпуска уполномоченные должностные лица проставляют на таможенных документах и иных документах соответствующие отметки и штампы, а также вносят соответствующие записи на такие документы и в их электронные копии согласно порядку, установленному нормативными актами ГТК России, а также настоящей Инструкцией.
9. Если в штатном расписании таможенного поста либо отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможни (далее - таможенный пост) отсутствует достаточное число уполномоченных должностных лиц, осуществляющих в полном объеме документальный контроль и аттестованных с участием функциональных подразделений таможни в соответствии с порядком, установленным нормативным актом ГТК России, а также с учетом местных условий, категорий оформляемых товаров, уровня их налогообложения, иных факторов, влияющих на качество проведения таможенного контроля, то по решению начальника таможенного поста документальный контроль может проводиться несколькими уполномоченными должностными лицами.
При наличии в штатном расписании таможенного поста необходимого числа уполномоченных должностных лиц для проведения таможенного контроля в полном объеме таможенное оформление при декларировании товаров может осуществляться по решению начальника таможенного поста одновременно как одним, так и параллельно иными уполномоченными должностными лицами, включая принятие таможенных деклараций и необходимых документов.
II. Действия уполномоченных должностных лиц при проведении контроля соблюдения условий принятия таможенной декларации
10. Подача таможенной декларации и представление необходимых документов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом и нормативными правовыми актами ГТК России, в таможенный орган, правомочный принимать таможенные декларации.
11. Уполномоченное должностное лицо вносит информацию из таможенной декларации в графы 1-9, 11 журнала учета и регистрации таможенных деклараций, ведущегося в электронном виде (далее - Журнал учета и регистрации таможенных деклараций, приложение 1 к Инструкции).
12. После заполнения Журнала учета и регистрации таможенных деклараций уполномоченное должностное лицо проверяет возможность декларирования товаров данному таможенному органу.
13. Если в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России в отношении хотя бы одного товара, сведения о котором заявлены в таможенной декларации, установлены определенные места декларирования (ст. 125 Кодекса), либо в отношении декларируемых товаров установлены ограничения компетенции таможенного органа, в который подана таможенная декларация, то уполномоченное должностное лицо в срок не более 30 минут с момента подачи таможенной декларации выполняет следующие действия.
Если в отношении декларируемых товаров установлены ограничения компетенции таможенного органа, в который подана таможенная декларация, то уполномоченное должностное лицо оформляет отказ в принятии таможенной декларации согласно порядку, установленному п. 18 настоящей Инструкции.
Если в отношении хотя бы одного товара, сведения о котором заявлены в таможенной декларации, установлены определенные места декларирования, то уполномоченное должностное лицо (ст. 125 Кодекса):
а) уведомляет об этом в устной форме лицо, подавшее таможенную декларацию, сообщает ему наименование и адрес места нахождения таможенного органа, которому должны декларироваться все заявленные в таможенной декорации товары;
б) при несогласии лица, подавшего таможенную декларацию, самостоятельно осуществить подачу таможенной декларации в иное место декларирования:
- проставляет в двух экземплярах описи документов (форма описи документов установлена иным нормативным правовым актом ГТК России) отметку "Получена__________ (наименование таможенного органа) "___"________200__г., направлена в _________ таможню "___" _________ 200__г.", заверяет отметку оттиском личной номерной печати (далее - ЛНП) и подписью с указанием своей должности, фамилии и инициалов, даты принятия решения:
- изготавливает копию таможенной декларации;
- осуществляет действия согласно порядку, утвержденному иным нормативным правовым актом ГТК России;
- вносит соответствующую запись, а также время принятия решения о пересылке таможенной декларации в графы 10 и 12 Журнала учета и регистрации таможенных деклараций;
в) при согласии лица, подавшего таможенную декларацию, самостоятельно осуществить подачу таможенной декларации в иное место декларирования:
- возвращает таможенную декларацию, ее электронную копию (в случае подачи), представленные документы и один экземпляр описи лицу, подавшему таможенную декларацию, при этом второй экземпляр описи документов и копия таможенной декларации остается на таможенном посту для контроля и хранения в порядке, установленном иным нормативным правовым актом ПК России;
- вносит соответствующую запись, а также время принятия решения о возврате таможенной декларации в графы 10 и 12 Журнала учета и регистрации таможенных деклараций.
14. Если товары, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, могут декларироваться таможенному органу, а также при условии отсутствия в отношении декларируемых товаров ограничения компетенции таможенного органа, в который подана таможенная декларация, уполномоченное должностное лицо в течение не более 30 минут с момента подачи таможенной декларации осуществляет согласно порядку, установленному иными нормативными правовыми актами ГТК России, проверку:
а) полномочий лица, подающего таможенную декларацию, которые подтверждаются следующими документами:
- паспортом или иным документом, удостоверяющим личность подающего таможенную декларацию;
- договором таможенного брокера (представителя) с декларантом, если таможенная декларация подается таможенным брокером (представителем);
- документом, подтверждающим, что лицо, подающее таможенную декларацию, является работником декларанта (трудовой договор, приказ о назначении на должность);
- доверенностью на совершение действий от имени декларанта, если таможенная декларация подается работником декларанта, либо документом, подтверждающим в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, полномочия руководителя декларанта, если декларация подается руководителем декларанта;
- доверенностью на совершение действий от имени таможенного брокера (представителя), если таможенная декларация подается работником таможенного брокера (представителя), либо документом, подтверждающим в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, полномочия руководителя таможенного брокера (представителя), если декларация подается руководителем таможенного брокера (представителя);
б) полномочий лица выступать декларантом товаров, которые подтверждаются договорами международной купли-продажи или другими видами договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иными документами, подтверждающими совершение таких сделок, либо документами, подтверждающими право владения и (или) право пользования товарами;
в) наличия подписи лица, заполнившего таможенную декларацию, и печати, если в соответствии с законодательством Российской Федерации лицо, составившее таможенную декларацию, должно иметь печать;
г) соответствия таможенной декларации и декларации таможенной стоимости (если имеется) формам, установленным иными нормативными правовыми актами ГТК России;
д) наличия электронной копии таможенной декларации и декларации таможенной стоимости (если в соответствии с иными нормативными правовыми актами ГТК России представление таких электронных копий является обязательным);
е) наличия транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных документов и сведений в соответствии с Перечнем документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом*(1), с обязательным указанием информации о представленных документах в двух экземплярах описи (за исключением документов, которые в соответствии с иными нормативными правовыми актами ГТК России могут быть представлены после принятия таможенной декларации, а также могут быть не представлены);
ж) если отдельные документы не представляются одновременно с таможенной декларацией - наличия письменного обязательства об их представлении в более поздние сроки;
з) факта завершения действий, совершаемых в соответствии с требованиями, предусмотренными Кодексом, до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации;
и) при подаче таможенной декларации на бланках формы ТД1 и ТД2 - соответствия заполнения таможенной декларации требованиям, установленным Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации*(2), в том числе наличие информации о необходимых документах и сведениях;
к) в случаях, предусмотренных нормативными актами ГТК России, когда декларирование товаров может осуществляться с указанием меньшего количества сведений, либо без использования бланков формы ТД1 и ТД2 - соответствия поданной таможенной декларации и сведений в них требованиям иных нормативных правовых актов ГТК России.
15. При представлении транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документов, являющихся необходимыми для таможенного оформления, в копиях, заверенных лицом, их представивших, декларантом или уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо заверенных нотариально, уполномоченное должностное лицо в случае необходимости может запросить оригиналы указанных документов.
После проверки соответствия копий документов их оригиналам уполномоченное должностное лицо на копиях документов проставляет отметку "Сверено с оригиналом", заверяет подписью с указанием фамилии и инициалов, а также даты, после чего оригиналы документов возвращает лицу, их представившему.
16. При подаче таможенной декларации уполномоченное должностное лицо проверяет сроки ее подачи.
В случае своевременного и мотивированного обращения лица, подавшего таможенную декларацию, с заявлением о продлении срока подачи таможенной декларации начальник таможенного поста, либо лицо, им уполномоченное, на заявлении проставляет запись "Срок подачи продлен до "____"_________ 200__г."*(3), заверяет подписью с указанием своей должности, фамилии и инициалов, даты принятия решения.
Если срок подачи таможенной декларации был нарушен, а лицо, подавшее таможенную декларацию, не обращалось за его продлением, то принимаются меры, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
17. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, уполномоченное должностное лицо незамедлительно (в срок не более 10 минут) выдает письменное подтверждение о подаче таможенной декларации и представлении документов в порядке, установленном иным нормативным правовым актом ГТК России (в том числе в форме электронного документа).
18. При невыполнении хотя бы одного из условий, перечисленных в пункте 2 статьи 132 Кодекса, уполномоченное должностное лицо в сроки, установленные Инструкцией для проверки условий принятия таможенной декларации, оформляет отказ в принятии таможенной декларации. При этом уполномоченное должностное лицо выполняет следующие действия:
а) на экземпляре описи документов, возвращаемой лицу, подавшему таможенную декларацию, производит запись "Отказ в принятии", указывает причины отказа, свои фамилию и инициалы, дату принятия решения, проставляет оттиск ЛНП и подпись;
б) вносит в графы 10 и 12 Журнала учета и регистрации таможенных деклараций соответствующую запись, а также время принятия решения об отказе в принятии таможенной декларации;
в) изготавливает копии с первого листа таможенной декларации, а также с тех документов, на основании которых было принято решение об отказе в принятии таможенной декларации;
г) уведомляет лицо, подавшее таможенную декларацию, об отказе в принятии таможенной декларации путем вручения ему таможенной декларации вместе с ее электронной копией (в случае представления), представленных документов, экземпляра описи документов с оттиском ЛНП.
При этом, если лицо, подавшее таможенную декларацию, изъявило желание соблюсти все условия принятия таможенной декларации до окончания рабочего времени в день подачи таможенной декларации, то отказ в ее принятии не оформляется до истечения указанного срока, либо до соблюдения условий принятия таможенной декларации (в зависимости от события, которое наступит раньше).
В случае принятия решения об отказе в принятии таможенной декларации указанные в подпункте "в" копии и один экземпляр описи документов хранятся в делах таможенного поста не менее одного года.
III. Действия уполномоченных должностных лиц при принятии таможенной декларации
19. При выполнении всех условий, перечисленных в пункте 2 статьи 132 Кодекса, уполномоченное должностное лицо в пределах срока, установленного Инструкцией для проверки условий принятия таможенной декларации, оформляет принятие таможенной декларации путем присвоения ей регистрационного номера, формируемого по следующей схеме:
ХХХХХХХХ/ХХХХХХ/ХХХХХХХ
1 2 3 , где:
- элемент 1 - код таможенного органа;
- элемент 2 - дата принятия таможенной декларации (день, месяц и две последние цифры года);
- элемент 3 - порядковый номер таможенной декларации, присваиваемый по Журналу учета и регистрации таможенных деклараций.
20. Регистрационный номер таможенной декларации проставляется уполномоченным должностным лицом:
- в графе 10 Журнала учета и регистрации таможенных деклараций;
- в графе 7 таможенной декларации (на бланке формы ТД1 и электронной копии таможенной декларации);
- в нижней части графы "А" таможенной декларации (на бланке формы ТД2 и электронной копии таможенной декларации), если декларируются товары нескольких наименований;
- в правом верхнем углу каждого листа списка, если вместо добавочных листов используется список товаров;
- в правом верхнем углу каждого экземпляра дополнения, если используются дополнения;
- в правом верхнем углу заявления, если декларирование осуществляется с применением заявления по установленной форме;
- в правом верхнем углу двух экземпляров описи документов.
При этом на оборотной стороне первого листа таможенной декларации, а также в соответствующее поле электронной копии таможенной декларации, уполномоченное должностное лицо проставляет "Принята "___" ________ 200 г. в ___ ч. ___ мин.", заверяет подписью с указанием своих фамилии и инициалов.
21. После регистрации таможенной декларации уполномоченное должностное лицо на двух экземплярах описи документов проставляет свои фамилию и инициалы, дату и время принятия документов, подпись, а также оттиск ЛНП (только на экземпляре описи документов, вручаемом лицу, подавшему таможенную декларацию).
22. После оформления принятия таможенной декларации и необходимых документов уполномоченное должностное лицо формирует комплект документов таможенной декларации, в который включаются помимо документов, представленных декларантом, также документы (копии), полученные от уполномоченных должностных лиц, ответственных за проведение завершения процедуры внутреннего таможенного транзита и (или) за проверку помещения товаров под процедуру временного хранения.
При этом уполномоченное должностное лицо вносит сведения обо всех документах, в том числе представленных не лицом, подавшим таможенную декларацию, или их копиях, входящих в комплект таможенной декларации, во второй экземпляр описи документов, остающийся в делах таможенного органа и хранящийся вместе с комплектом таможенной декларации согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России.
23. Если отдельные документы не были представлены при подаче таможенной декларации, то при их последующем представлении уполномоченное должностное лицо проставляет в экземплярах описи (находящихся в комплекте документов таможенной декларации и у лица, подавшего таможенную декларацию), их реквизиты, а напротив - дату и время их подачи, а также подпись, фамилию и инициалы.
24. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, уполномоченное должностное лицо незамедлительно (в срок не более 10 минут) выдает письменное подтверждение о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов в порядке, установленном иным нормативным правовым актом ГТК России (в том числе в форме электронного документа).
25. При подаче в таможенный пост мотивированного обращения в письменной форме декларанта начальник таможенного поста или лицо, им уполномоченное, разрешает изменение или дополнение сведений, заявленных в принятой таможенной декларации, путем наложения соответствующей резолюции на обращении и при условии, если:
- к моменту получения обращения декларанта уполномоченными должностными лицами не установлена недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случаев выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров;
- к моменту получения обращения декларанта уполномоченные должностные лица не начали проверку товаров;
- вносимые изменения или дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут за собой необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера суммы таможенных платежей и применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Указанные изменения и дополнения в таможенную декларацию вносит лицо, ее подавшее, согласно порядку, установленному Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, а также иными нормативными актами ГТК России.
В электронную копию таможенной декларации (при использовании) все изменения и дополнения вносит уполномоченное должностное лицо.
26. При обращении декларанта в письменной форме начальник таможенного поста или лицо, им уполномоченное, разрешает отзыв таможенной декларации при условии, если до получения обращения декларанта уполномоченные должностные лица не установили недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации.
Такое разрешение оформляется путем наложения соответствующей резолюции на обращении (при отзыве таможенной декларации на иностранные товары с указанием срока для подачи новой таможенной декларации) с проставлением в графе "Д" бланка формы ТД1 (при использовании) либо в правом верхнем углу заявления (если декларирование осуществляется с применением заявления по установленной форме) отметку "Отозвана по обращению декларанта от ________ N ____". Отметка заверяется оттиском ЛНП и подписью лица, оформившего разрешение, с указанием его фамилии, инициалов и даты принятия решения.
После выдачи разрешения уполномоченное должностное лицо, ответственное за принятие таможенной декларации, проставляет запись "Отозвана" в графе "Примечание" Журнала учета и регистрации таможенных деклараций.
27. Уполномоченное должностное лицо в соответствии с порядком, установленным нормативными актами ГТК России, проводит проверку соответствия электронной копии таможенной декларации ее бумажному носителю, а также осуществляет форматно-логический контроль с использованием штатных программных средств, в том числе в целях установления наличия рисков.*(4)
28. При выявлении рисков, содержащихся в профилях риска*(5), доведенных до таможенного поста в бумажном и электронном виде, уполномоченные должностные лица действуют в соответствии с разделами IV и VI Инструкции.
29. После проведения обработки электронной копии таможенной декларации уполномоченное должностное лицо:
а) на оборотной стороне первого экземпляра таможенной декларации под номером 1 проставляет отметку "Проверено", которую заверяет подписью с указанием фамилии и инициалов, даты и времени передачи таможенной декларации уполномоченному должностному лицу, проводящему документальный контроль;
б) передает таможенную декларацию с комплектом документов уполномоченному должностному лицу, проводящему документальный контроль.
IV. Действия уполномоченных должностных лиц при проведении документального контроля
30. При осуществлении документального контроля уполномоченное должностное лицо проводит проверку соблюдения условий выпуска товаров путем осуществления следующих операций:
а) проверки соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, в том числе о наименовании товаров, их количественных данных (количество мест, вес и пр.), сведениям, содержащимся в документах, представленных в таможенный пост для проверки таможенной декларации, а также в электронных копиях таможенных документов;
б) контроля правильности определения классификационного кода по ТН ВЭД России;
в) контроля правильности определения страны происхождения по товарам, в отношении которых применяются меры тарифного и нетарифного регулирования;
г) контроля соблюдения актов законодательства Российской Федерации, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и на вывоз из Российской Федерации отдельных товаров (далее - запреты и ограничения);
д) выявления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в реестр ГТК России и обладающих признаками контрафактных;
е) валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;
ж) контроля таможенной стоимости;
з) контроля статистической стоимости;
и) контроля правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов, а также внесения обеспечения уплаты таможенных платежей и его размера (если требуется);
к) контроля соблюдения требований и условий заявленного таможенного режима, а также заявленной процедуры перемещения товара;
л) выявления рисков, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов в бумажном и (или) в электронном виде.
31. В случаях проведения таможенного оформления товаров, перечисленных в подпунктах "г" и "д" пункта 3 и пункте 6 Инструкции, а также при помещении товаров под отдельные таможенные режимы и (или) специальную таможенную процедуру согласно порядку, установленному нормативными актами ГТК России, допускается в целях сокращения времени проведения документального контроля изменять последовательность проведения действий, а также не проводить отдельные операции, если в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России допускается не представлять отдельные документы и не заявлять отдельные сведения при декларировании товаров.
32. Проведение документального контроля при условии отсутствия риска (рисков) должно осуществляться уполномоченным должностным лицом в следующие сроки:
а) не более 1,5 часов рабочего времени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации (при декларировании от 1 до 10 наименований товаров);
б) не более 4 часов рабочего времени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации (при декларировании от 11 до 50 наименований товаров);
в) не более 8 часов рабочего времени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации (при декларировании от 51 и более наименований товаров).
При этом по решению начальника таможни, в регионе деятельности которой осуществляется декларирование товаров, согласованному с начальником вышестоящего регионального таможенного управления (РТУ), допускается с учетом местных условий, категорий оформляемых товаров, уровня их налогообложения, иных факторов, увеличение указанных сроков. Начальник РТУ организует еженедельное направление в ГУОТК мотивированного сообщения об указанных согласованных решениях.
33. При осуществлении сверки сведений, заявленных в таможенной декларации, о наименовании товаров и их количественных данных (количество мест, вес и пр.) со сведениями, содержащимися в документах, представленных таможенному посту для проверки декларации, а также с электронными копиями таможенных документов, уполномоченное должностное лицо осуществляет:
а) сверку количественных данных (количество мест, вес и пр.);
б) сверку стоимостных данных;
в) сверку сведений о контракте, коммерческих, транспортных и таможенных документах.
34. При контроле правильности определения классификационного кода товара по ТН ВЭД России уполномоченное должностное лицо осуществляет:
а) контроль достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации для целей идентификации товара, а также классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России;
б) проверку соответствия и полноты описания товара в таможенной декларации установленным требованиям, в том числе описания его упаковки;
в) контроль правильности определения классификационного кода по ТН ВЭД России в случаях, отнесенных к компетенции таможенного поста;
г) проверку соответствия заявленных сведений о товарах сведениям, содержащимся в решениях о классификации товаров, принятых вышестоящими таможенными органами в соответствии с иными нормативными правовыми актами ГТК России.
35. При контроле страны происхождения декларируемых товаров уполномоченное должностное лицо осуществляет:
а) контроль достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации и документе, подтверждающем страну происхождения товаров, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (в случаях, отнесенных к компетенции таможенного поста);
б) проверку соответствия заявленных сведений о товарах сведениям, содержащимся в решениях о стране происхождения товаров, принятых вышестоящими таможенными органами в соответствии с иными нормативными правовыми актами ГТК России;
36. При контроле соблюдения запретов и ограничений уполномоченное должностное лицо осуществляет:
а) контроль достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, в целях соблюдения лицом, перемещающим товары, запретов и ограничений;
б) проверку наличия и правильности оформления разрешений, лицензий, сертификатов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также сведений, подтверждающих прохождение ветеринарного, фитосанитарного и иных видов государственного контроля;
в) передачу в установленных случаях в соответствующее функциональное подразделение таможни информации о выявленных случаях несоблюдения запретов и ограничений.
37. При контроле соблюдения законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности уполномоченное должностное лицо осуществляет:
а) проверку достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, в отношении содержащихся на товаре объектах интеллектуальной собственности;
б) проверку соответствия заявленных сведений о товарах сведениям, содержащимся в рассылаемых ГТК России сведениях из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;
в) проверку документов, подтверждающих соблюдение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности;
г) подготовку решения о приостановлении выпуска товаров в случаях и порядке, установленным нормативными актами ГТК России;
д) передачу в соответствующее функциональное подразделение таможни информации об обнаруженных нарушениях законодательства об интеллектуальной собственности.
38. При осуществлении валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок уполномоченное должностное лицо осуществляет:
а) проверку соответствия условий внешнеторговых договоров и иных документов, на основании которых производится таможенный контроль, требованиям валютного законодательства и законодательства о регулировании внешнеторговых бартерных сделок;
б) проверку соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в документах, представленных для осуществления валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;
в) передачу в подразделение по валютному контролю таможни информации об обнаруженных нарушениях валютного законодательства в том числе, не входящих в компетенцию таможенных органов.
39. При контроле таможенной стоимости уполномоченное должностное лицо осуществляет:
а) контроль правильности выбора метода определения (основы определения - для вывозимых товаров) таможенной стоимости, т.е. соответствует ли выбранный метод (выбранная основа) виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам;
б) контроль правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости, т.е. включение всех предусмотренных компонентов, и, в случае заявления вычетов - их обоснованность;
в) контроль наличия документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов;
г) оперативную оценку достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками.
40. По результатам проведенного контроля таможенной стоимости уполномоченное должностное лицо принимает решение:
а) о возможности принятия на этапе таможенного оформления заявленной декларантом таможенной стоимости;
б) о запросе у декларанта дополнительных документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, и (или) о получении пояснений по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, а также пояснений по товарам (формы запроса пояснения установлены иными нормативными правовыми актами ГТК России);
в) о необходимости проверки правильности и достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости в вышестоящей таможне;
г) о необходимости пересчета (корректировки) таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или о необходимости применения другого метода определения таможенной стоимости, в том числе о необходимости проведения консультации с лицом, подавшим таможенную декларацию, по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.
41. При контроле правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов уполномоченное должностное лицо осуществляет:
а) проверку правильности исчисления таможенных платежей, в том числе при ввозе товаров в адрес одного получателя в течение одной недели, общая таможенная стоимость которых не превышает 5000 рублей;
б) проверку соблюдения сроков уплаты таможенных платежей;
в) проверку (через специализированное подразделение таможни, осуществляющее контроль и учет таможенных платежей) фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа;
г) проверку наличия решения уполномоченного таможенного органа о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов в случае, если плательщик претендует на ее предоставление;
д) проверку наличия достаточных правовых оснований для предоставления заявленных льгот по уплате таможенных пошлин, налогов;
е) проверку начисления пеней за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов;
ж) проверку наличия документов, подтверждающих внесение обеспечения уплаты таможенных платежей (таможенная расписка или таможенный приходный ордер (ТПО), оформленные в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами ГТК России) в случаях, определенных Кодексом и нормативными актами ГТК России.
42. При контроле соблюдения требований и условий заявленного таможенного режима, а также заявленной процедуры перемещения товара уполномоченное должностное лицо осуществляет:
а) проверку соблюдения условий помещения (изменения или завершения ранее заявленного таможенного режима) товаров под соответствующий таможенный режим;
б) проверку уплаты таможенных пошлин, налогов, либо обеспечения их уплаты в соответствии с условиями заявленного таможенного режима.
43. При выявлении рисков, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенного поста в бумажном и электронном виде, уполномоченное должностное лицо действует в соответствии с разделом VI Инструкции.
44. После завершения проведения операций документального контроля, предусмотренных пунктом 30 Инструкции, уполномоченное должностное лицо на оборотной стороне таможенной декларации (первого экземпляра бланка формы ТД1) проставляет отметку "Проверено", которую заверяет подписью с указанием своих фамилии и инициалов, времени и даты окончания проверки.
Если документальный контроль проводился несколькими должностными лицами, то после завершения проведения операций документального контроля каждым из уполномоченных должностных лиц, проводивших документальный контроль, на оборотной стороне таможенной декларации (первого экземпляра бланка формы ТД1) проставляется последовательно порядковый номер операции документального контроля (начиная с номера 2), соответствующий подпунктам пункта 30 Инструкции (например: подпункту "ж" "Контроль таможенной стоимости" соответствует номер 8) с отметкой "Проверено". Отметка заверяется подписью с указанием фамилии и инициалов, времени и даты окончания проведения операции документального контроля.
Указанные отметки уполномоченные должностные лица проставляют также в соответствующих полях электронной копии таможенной декларации.
При этом уполномоченное должностное лицо проставляет в соответствующих полях электронной копии таможенной декларации также следующие отметки:
а) если декларируются товары, ввозимые в Российскую Федерацию и доставленные до места их временного хранения автомобильным транспортом - таможенный номер накладной (номер, присвоенный уполномоченным должностным лицом согласно порядку, установленному иным нормативным правовым актом ГТК России, международной товарно-транспортной накладной (при ввозе товаров в Российскую Федерацию) либо внутренней товарно-транспортной накладной (при перегрузке (перевалке) товаров в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации либо по пути следования товаров);
б) если декларируются товары, ввозимые автомобильным транспортом в Российскую Федерацию из Украины - номер украинской таможенной декларации, в том числе транзитной, содержащийся на международной товарно-транспортной накладной;
в) если декларируются товары, ввозимые автомобильным транспортом в Российскую Федерацию из Республики Казахстан - номер казахстанской таможенной декларации, в том числе транзитной, содержащийся на международной товарно-транспортной накладной;
г) если декларируются товары, ввозимые в Российскую Федерацию и доставленные до места их временного хранения - код железнодорожной станции назначения (в графу 27 ГТД).
45. Если при проведении документального контроля выявлено несоответствие условиям выпуска товаров (ст. 149 Кодекса), уполномоченное должностное лицо выполняет действия, предусмотренные разделом V Инструкции. Уполномоченное должностное лицо по результатам проведения документального контроля и в случае выявления рисков докладывает начальнику таможенного поста либо лицу, им уполномоченному, о необходимости проведения таможенного досмотра (осмотра) товаров (если указание о проведении такою досмотра содержится в профиле риска) с указанием причин, его вида и объема, являющихся адекватными для проверки сведений, заявленных в таможенной декларации.
V. Действия уполномоченных должностных лиц при несоблюдении условий выпуска товаров (ст. 153 Кодекса)
46. При выявлении в результате проведения документального или фактического контроля несоблюдения условий выпуска товаров уполномоченное должностное лицо, проводящее документальный контроль, незамедлительно составляет и направляет декларанту уведомление в порядке и по форме, установленной иным нормативным правовым актом ГТК России. В уведомлении указывается, какие именно условия выпуска не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска.
47. Если уполномоченным должностным лицом обнаружено, что при декларировании заявлены недостоверные сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, в случаях, предусмотренных Кодексом, одновременно с уведомлением уполномоченное должностное лицо направляет декларанту требование по форме, установленной иным нормальным правовым актом ГТК России, осуществить корректировку таких сведений и пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в порядке и по форме, установленной Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и иными нормативными правовыми актами ГТК России.
В требовании должно быть указано, какие именно сведения необходимо скорректировать для выпуска товаров.
Сведения, откорректированные в таможенной декларации на бумажном носителе, уполномоченное должностное лицо вносит в электронную копию таможенной декларации.
48. Если уполномоченным должностным лицом обнаружено, что при декларировании заявлены недостоверные сведения, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в случаях, предусмотренных Кодексом, одновременно с уведомлением уполномоченное должностное лицо, проводящее документальный контроль, направляет декларанту в соответствии с порядком, установленным иным нормативным правовым актом ГТК России, требование осуществить корректировку таких сведений в порядке и по форме, установленной Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и иными нормативными правовыми актами ГТК России, и представить документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений.
В требовании должно быть указано, какие именно сведения необходимо скорректировать для выпуска товаров и какие именно документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений, должны быть представлены.
Сведения, откорректированные в таможенной декларации на бумажном носителе, уполномоченное должностное лицо вносит в электронную копию таможенной декларации.
49. При обнаружении уполномоченным должностным лицом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, или на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, уполномоченное должностное лицо, проводящее документальный контроль:
а) проводит в рамках сроков, установленных статьей 152 Кодекса, дополнительную проверку заявленных сведений способами, относящимися в соответствии с иными нормативными документами ГТК России к компетенции таможенного поста (например: докладывает о необходимости проведения таможенного досмотра (осмотра) товаров, запрашивает дополнительные документы и сведения, проводит необходимую консультацию с функциональными подразделениями таможни, а при необходимости с функциональными подразделениями РТУ и ГТК России по направлениям деятельности и пр.), сообщает лицу, подавшему таможенную декорацию, в порядке и по форме, установленной иными нормативными правовыми актами ГТК России, размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки, направляет требование о представлении документов, подтверждающих сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, а также документов, подтверждающих соблюдение соответствующих запретов и ограничений;
б) передает при невозможности проведения самостоятельной дополнительной проверки и если это прямо следует из профилей риска, доведенных до таможенного поста в бумажном и электронном виде, таможенную декларацию с комплектом документов уполномоченному должностному лицу, отвечающему за прием таможенных деклараций, для формирования в соответствии с разделом VI Инструкции направления в функциональные отделы таможни и сообщает лицу, подавшему таможенную декларацию, размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки, а также направляет требование о представлении документов, подтверждающих соблюдение соответствующих запретов и ограничений.
50. До выполнения требований, указанных в пунктах 47, 48 и 49 Инструкции, уполномоченное должностное лицо не принимает решение о выпуске товаров в соответствии с разделом VIII Инструкции в пределах сроков, установленных для временного хранения в соответствии с Кодексом (п. 7 ст. 153 Кодекса). При этом решение о выпуске не принимается в случае, когда товары изъяты или на них наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
51. Уведомление и требование составляются уполномоченным должностным лицом в 2-х экземплярах. Первые экземпляры согласно порядку, установленному иным нормативным правовым актом ГТК России, вручаются лицу, подавшему таможенную декларацию, а вторые подшиваются к комплекту таможенной декларации и хранятся в установленном порядке вместе с ним.
VI. Действия уполномоченных должностных лиц при реализации системы управления рисками
52. В случае выявления при таможенном оформлении рисков, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов в бумажном и (или) электронном виде, а также в случаях, перечисленных в подпункте "б" пункта 49 Инструкции, предусматривающих принятие решения по отдельным видам документального контроля функциональными отделами таможни, уполномоченное должностное лицо, отвечающее за прием таможенной декларации:
а) проставляет номер профиля риска в графе "Примечание" Журнала учета и регистрации таможенных деклараций и в соответствующем поле графы "С" электронной копии таможенной декларации;
б) докладывает начальнику таможенного поста либо лицу, им уполномоченному, о необходимости проведения таможенного досмотра (если указание о проведении такого досмотра содержится в профиле риска) и проставляет на оборотной стороне первого экземпляра таможенной декларации отметку "С досмотром", заверяемую подписью, с указанием своих фамилии и инициалов;
в) формирует в срок не более 1 часа после принятия таможенной декларации либо после завершения таможенного досмотра (если требовалось его проведение) направление для принятия решения (решений) (далее - Направление, приложение 2 к Инструкции), в том числе проставляет в нем номера всех выявленных профилей риска;
г) изготавливает в срок не более 1 часа после принятия таможенной декларации либо после завершения таможенного досмотра (если требовалось его проведение) копии таможенной декларации (основного и добавочных листов) и документов, указанных в описи документов и необходимых для проведения дополнительной проверки (далее - комплект документов);
д) отправляет Направление с комплектом документов и электронной копией таможенной декларации на магнитном носителе (за исключением случая, когда в таможне и на таможенном посту применяются штатные программные средства, позволяющие осуществлять пересылку в электронном виде) по почте (фельдъегерской связью) либо в сопровождении должностного лица таможенного поста (ОТОиТК) в отдел организации таможенного оформления и таможенного контроля или отдел контроля таможенного оформления (далее - координирующий отдел таможни); при этом согласно порядку, установленному начальником таможни и обеспечивающему, в том числе, сохранность таможенной декларации и комплект документов, допускается направление в таможню оригиналов указанных документов вместо их копий (в указанном случае не выполняется подпункт "г" настоящего пункта);
е) проставляет дату и точное время отправления в графе "Примечание" Журнала учета и регистрации таможенных деклараций.
Специальными правовыми актами ГТК России начальнику таможни, в регионе деятельности которой осуществляется декларирование товаров, может предоставляться право корректировать порядок действий уполномоченных должностью лиц таможенных постов в случае выявления при декларировании товаров рисков, содержащихся в профилях рисков.
53. Направление с комплектом документов принимает уполномоченное должностное лицо координирующего отдела таможни и фиксирует факт его принятия в Журнале регистрации направлений для принятия решения, который ведется в электронном виде (далее - Журнал регистрации направлений, приложение 3 к Инструкции).
54. После регистрации Направления и в соответствии с отметками в нем о необходимости принятия функциональными отделами таможни решения по вопросам определения классификационного кода по ТН ВЭД России, страны происхождения товара, проведения валютного контроля, определения таможенной стоимости товаров и иным вопросам таможенного дела комплект документов направляется согласно порядку, установленному иными нормативными актами ГТК России, в соответствующие функциональные отделы. При этом порядок применения функциональными отделами таможни форм таможенного контроля при реализации профилей риска устанавливается иными нормативными актами ГТК России.
55. Если при применении функциональными отделами таможни форм таможенного контроля возникла необходимость требования у лица, подавшего таможенную декларацию, дополнительных документов или сведений, то такое требование (уведомление), формируемое в порядке, установленном иным нормативным правовым актом ГТК России, заполняется уполномоченным должностным лицом функционального отдела таможни и незамедлительно направляется по оперативным каналам связи (электронная почта, телефакс и т.д.) на таможенный пост. При этом требование (уведомление) должно содержать однозначную мотивировку необходимости представления дополнительных документов или сведений.
Уполномоченное должностное лицо, осуществляющее прием таможенных деклараций, на основе полученного требования (уведомления) формирует в порядке, установленном иным нормативным актом ГТК России, аналогичное требование (уведомление), проставляет на нем подпись и оттиск ЛНП, передает его в установленном порядке лицу, подавшему таможенную декларацию, а в соответствующем поле Журнала учета и регистрации таможенных деклараций проставляет отметку о времени его передачи.
После получения от лица, подавшего таможенную декларацию, дополнительных документов (сведений), указанных в требовании (уведомлении), либо отказа от выполнения требования такие документы (сведения) либо информация об отказе направляются в функциональный отдел таможни, его сформировавший, применительно к порядку, предусмотренному для направления комплекта документов.
Требование (уведомление), сформированное функциональным отделом таможни, прикладывается к первому экземпляру таможенной декларации и хранится вместе с ним в порядке, установленном иными нормативными актами ГТК России, а отметка о его наличии вносится уполномоченным должностным лицом в установленном настоящей Инструкцией порядке экземпляр описи документов, прилагаемых к таможенной декларации, остающийся для хранения в таможенном органе.
56. После применения в соответствии с иными нормативными актами ГТК России всеми подразделениями таможни форм таможенного контроля, установленных в конкретном профиле риска, Направление с соответствующими отметками о принятых решениях уполномоченных должностных лиц возвращается в координирующий отдел таможни.
57. Уполномоченное должностное лицо координирующего отдела таможни проставляет в Журнале учета направлении отметку о дате и времени поступления Направления с отметками, изготавливает его копию для дальнейшего анализа и хранения в архиве таможни и не позднее 1 часа направляет по почте (фельдъегерской связью), по оперативным каналам связи (с последующей досылкой в установленном порядке) либо в сопровождении уполномоченного должностного лица на таможенный пост, осуществляющий таможенное оформление.
58. После получения из таможни оригинала (копии) Направления с отметками о принятых уполномоченными должностными лицами функциональных отделов таможни решениями, уполномоченное должностное лицо, отвечающее за прием и регистрацию таможенных деклараций, проставляет отметки о дате и времени его поступления в графе "Примечания" Журнала учета и регистрации таможенных декларации и передает для исполнения решений соответствующему уполномоченному должностному лицу, проводящему документарный контроль. После исполнения указанных решений уполномоченное должностное лицо, ответственное за выпуск товаров, принимает в установленном порядке решение о выпуске товаров и транспортных средств.
59. После исполнения решений, содержащиеся в Направлении, и оформления выпуска товаров уполномоченное должностное лицо, отвечающее за прием таможенной декларации:
а) прикладывает Направление с решениями к первому экземпляру таможенной декларации, который хранится в порядке, установленном иными нормативными актами ГТК России;
б) вносит в установленном настоящей Инструкцией порядке отметку о его наличии в экземпляр описи документов, остающийся в таможенном органе;
VII. Особенности осуществления уполномоченными должностными лицами фактического таможенного контроля
60. При принятии решения о необходимости проведения таможенного досмотра уполномоченное должностное лицо таможенного органа обязано руководствоваться только следующими основаниями:
а) необходимость проведения таможенного досмотра прямо установлена нормативными правовыми актами ГТК России;
б) при проверке таможенной декларации выявлен риск (риски), содержащийся в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного досмотра;
в) наличие письменной информации, полученной в соответствии с установленным порядком, о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении или административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) (ориентировки), либо при непосредственном обнаружении соответствующих признаков административного правонарушения в области таможенного дела;
г) при выявлении необходимости пересылки таможенной декларации и представленных документов в иной таможенный орган с учетом требований, содержащихся в пунктах 78 и 79 настоящей Инструкции;
д) при проведении таможенного осмотра грузовых отделений транспортных средств, осуществляемого до подачи таможенной декларации, было выявлено:
- отсутствие на грузовых отделениях пломб, сведения о которых содержатся в транспортных и таможенных документах, или их нарушение;
- отличие маркировки пломб от маркировки, указанной в предоставленных перевозчиком документах;
- повреждение целостности грузового отделения транспортного средства;
е) при выявлении случаев, указанных в пункте 49 Инструкции.
61. Решение о проведении таможенного досмотра должно быть принято не позднее 10 минут с момента выявления необходимости его проведения. Уполномоченное должностное лицо при выявлении необходимости разделения предъявленных товаров на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям, по согласованию с лицом, подавшим таможенную декларацию согласно порядку, установленному нормативными актами ГТК России, продлевает сроки проверки товаров и устанавливает новую дату проведения, о чем делает запись в акте таможенного досмотра.
62. Таможенный досмотр (осмотр) осуществляется согласно порядку, установленному статьями 371 и 372 Кодекса, а также иными нормативными актами ГТК России, в срок не позднее одного рабочего дня с момента принятия решения о его проведении.
Если при проведении фактического контроля выявлено несоответствие условиям выпуска товаров (ст. 149 Кодекса), уполномоченное должностное лицо выполняет действия, предусмотренные разделом V Инструкции.
63. Ответственность за соблюдение порядка и сроков проведения таможенного досмотра (осмотра) несут, соответственно, уполномоченные должностные лица, принявшие решение о его проведении, уполномоченные должностные лица, его проводившие, а также их непосредственные руководители.
64. После проведения таможенного досмотра (осмотра) один экземпляр поручения на досмотр (осмотр) и акта таможенного досмотра (осмотра) передается уполномоченному должностному лицу, ответственному за выпуск товаров, для хранения вместе с первым экземпляром таможенной декларации в установленном порядке, а второй экземпляр акта передается лицу, подавшему таможенную декларацию.
VIII. Действия уполномоченных должностных лиц при принятии решения о выпуске товаров
65. При принятии решения о выпуске товаров уполномоченное должностное лицо осуществляет проведение анализа всех представленных для таможенных целей документов путем сопоставления данных, заявленных в таможенной декларации, сведениям:
- указанным в документах, оформленных при помещении товаров на временное хранение;
- содержащимся в стандартных документах перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, другими законами и издаваемыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами (далее - стандартные документы перевозчика);
- содержащимся в таможенных документах, оформленных при перевозке товаров под таможенным контролем;
- содержащимся в акте таможенного досмотра (осмотра) (в случае проведения);
- полученным в результате применения в соответствии с иными нормативными актами ГТК России форм таможенного контроля, в том числе, установленными в конкретном профиле риска;
- содержащимся в электронных копиях таможенных документов.
66. После проведения действий, предусмотренных пунктом 65 Инструкции, а также после предъявления товаров таможенному органу (если требуется) уполномоченное должностное лицо осуществляет выпуск товаров при соблюдении следующих условий (ст. 149 Кодекса):
а) если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены, а также за исключением случая, предусмотренного статьи 154 Кодекса;
б) если представлены все необходимые лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России могут быть представлены после выпуска товаров;
в) если соблюдены все необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с Кодексом;
г) если в отношении товаров в полном объеме уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
67. В случаях, указанных в пунктах 48 и 49 Инструкции, решение о выпуске товаров принимается незамедлительно после получения документов, подтверждающих представление обеспечения уплаты таможенных платежей, и (или) представления документов, подтверждающих соблюдение соответствующих запретов или ограничений, а также проведения действий по окончанию документального контроля.
68. В случаях, указанных в пунктах 47 и 48 Инструкции, при выполнении лицом, подавшим таможенную декларацию, требований и доплаты соответствующих сумм таможенных пошлин и налогов (если такая доплата требуется), за исключением случаев, когда товары изъяты или на них наложен арест в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, выпуск товаров производится не позднее следующего дня после выполнения декларантом требований и доплаты.
69. В случае возбуждения дела об административном правонарушении выпуск товаров может быть осуществлен в соответствии с настоящей Инструкцией по решению начальника таможни, уполномоченным должностным лицом которой было возбуждено дело, до завершения производства по делу, если товары не изъяты в качестве вещественных доказательств или на них не наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
70. Завершение проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении товаров оформляется путем проставления штампа установленной формы, а также соответствующих записей (если требуется):
- в графе "Д" таможенной декларации (на бланке формы ТД1);
- в правом верхнем углу заявления, если декларирование осуществляется с применением заявления по установленной форме;
- в правом верхнем углу каждого экземпляра дополнения, если используются дополнения;
- не менее чем на двух экземплярах представленных в таможенный орган стандартных документах перевозчика (или их копиях) с указанием в его правом верхнем углу регистрационного номера таможенной декларации.
Штамп с указанной датой и регистрационный номер таможенной декларации заверяет подписью и оттиском ЛНП уполномоченное должностное лицо, их проставившее.
Сведения о штампе и номере ЛНП уполномоченное должностное лицо вносит также в соответствующие поля электронной копии таможенной декларации.
71. Если в процессе проведения документального и фактического контроля устанавливается невозможность выпуска товара в связи с запретом на его ввоз (вывоз), то уполномоченное должностное лицо проставляет оттиск штампа установленной формы о запрещении выпуска в графу "Д" таможенной декларации с соответствующим# записями (если требуется), а также:
- в правом верхнем углу заявления, если декларирование осуществляется с применением заявления по установленной форме;
- в правом верхнем углу каждого экземпляра дополнения, если используются дополнения;
- не менее чем на двух экземплярах представленных в таможенный орган стандартных документах перевозчика (или их копиях) с указанием в его правом верхнем углу регистрационного номера таможенной декларации.
Штамп с указанной датой и регистрационный номер таможенной декларации заверяет подписью и оттиском ЛНП уполномоченное должностное лицо, их проставившее.
Сведения о штампе и номере ЛНП уполномоченное должностное лицо вносит также в соответствующие поля электронной копии таможенной декларации.
Если выпуск запрещается не по всем товарам, декларируемым в одной таможенной декларации, то указанный оттиск штампа уполномоченное должностное лицо проставляет не в графе "Д", а в графе 31 таможенной декларации, в которой содержатся сведения о данном товаре. При этом в графе "Д" таможенной декларации проставляется штамп установленной формы, свидетельствующий о выпуске товаров, а также вносится запись о порядковых номерах товаров, указанных в графе 32 основного и добавочных листов таможенной декларации, выпуск которых запрещен.
Причина, по которой не может быть осуществлен выпуск товара, указываются# на оборотной стороне основного и возвратного экземпляров таможенной декларации.
Сведения о штампе и номере ЛНП уполномоченное должностное лицо вносит также в соответствующие поля электронной копии таможенной декларации.
72. Таможенную декларацию, выпуск товаров по которой, в том числе частично, запрещен, и прилагаемые к ней документы, уполномоченные должностные лица передают согласно порядку, установленному иным нормативным актом ГТК России, в архив (за исключением экземпляра таможенной декларации, подлежащего возврату декларанту) для хранения согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России.
73. Если в соответствии со статьей 151 Кодекса уполномоченным должностным лицом принимается решение об условном выпуске товаров, такое решение оформляется путем проставления штампа установленной формы в графе "Д" таможенной декларации с указанием даты и записью о том, что товары выпущены условно.
Штамп с указанными датой и записью заверяет подписью и оттиском ЛНП уполномоченное должностное лицо, их проставившее.
Если решение об условном выпуске принято не по всем товарам, декларируемым в одной таможенной декларации, то указанные оттиск штампа и запись уполномоченное должностное лицо проставляет не в графе "Д", а в графе 31 таможенной декларации, в которой содержатся сведения о данном товаре. При этом в графе "Д" таможенной декларации проставляется штамп установленной формы, свидетельствующий о выпуске товаров, а также вносится запись о порядковых номерах товаров, указанных в графе 32 основного и добавочных листов таможенной декларации, по которым разрешен условный выпуск.
При этом контроль выполнения обязательств, принятых на себя лицом, подавшим таможенную декларацию, а также совершения таможенных операций, необходимых в соответствием с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей, осуществляет уполномоченное должностное лицо, принимающее решение об условном выпуске товаров, если иное не установлено правовыми актами ГТК России.
74. Если лицо, подавшее таможенную декларацию, не выполнило в пределах срока, установленного п. 7 статьи 153 Кодекса, условия выпуска, установленные статьями 149 и 153 Кодекса, то в зависимости от конкретных обстоятельств уполномоченное должностное лицо осуществляет следующие действия:
а) при нахождении товаров на складе временного хранения составляет акт об истечении срока временного хранения и обеспечивает передачу товаров на реализацию в установленном порядке;
б) принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а в электронную копию таможенной декларации вносит отметку о статье КоАП Российской Федерации, в соответствии с которой возбуждено дело об административном правонарушении.
75. При принятии уполномоченным должностным лицом решения о выпуске товаров для свободного обращения после их условного выпуска, осуществляемого после выполнения лицом, подавшим таможенную декларацию, всех условий, установленных статьей 149 Кодекса, такое решение оформляется путем проставления штампа установленной формы в графе "Д" таможенной декларации с указанием даты, а также путем вычеркивания оттиска штампа и записи об условном выпуске, ранее проставленных в указанной графе, а также в графе 31. При этом оттиск указанного штампа уполномоченное должностное лицо заверяет оттиском ЛНП, а также проставляет подпись и дату выпуска.
76. После принятия решения о выпуске товаров таможенная декларация и прилагаемые к ней документы передаются уполномоченному должностному лицу, отвечающему за прием и регистрацию таможенных деклараций для формирования и проверки комплекта документов, прилагаемых к таможенной декларации согласно описи, и передачи его в архив таможни в установленные сроки.
77. Уполномоченное должностное лицо, отвечающее за прием и регистрацию таможенной декларации, проставляет запись о принятом решении в графе "Примечание" Журнала учета и регистрации таможенных деклараций с указанием информации о лице, принявшем решение, даты и времени возврата таможенной декларации. Также сведения о штампе и номере ЛНП уполномоченное должностное лицо вносит в соответствующие поля электронной копии таможенной декларации.
IX. Заключительные положения
78. Если ввозимые в Российскую Федерацию товары являются товарами "риска" или "прикрытия", перечень которых доводится до таможенных органов правовыми актами ГТК России, и их декларирование производится таможенному органу, отличному от места их доставки, то таможенный пост, расположенный в месте декларирования товаров согласно порядку, установленному иными нормативными правовыми актами ГТК России, требует предъявить такие товары.
79. Если ввозимые в Российскую Федерацию товары не являются товарами "риска" или "прикрытия", перечень которых доводится до таможенных органов правовыми актами ГТК России, и их декларирование производится таможенному органу, отличному от места их доставки, то таможенный пост, расположенный в месте декларирования товаров согласно порядку, установленному иными правовыми актами ГТК России, может потребовать проведения их таможенного досмотра (осмотра) таможенным органом, в регионе деятельности которого осуществляется их временное хранение. При этом таможенный пост, в который подана таможенная декларация, направляет согласно установленному порядку таможенному органу, в регионе деятельности которого временно хранятся такие товары, телефонограмму (либо письмо по оперативным каналам связи), на основании которой согласно порядку, установленному нормативным правовым актом ГТК России, проводится таможенный досмотр (осмотр). Один экземпляр акта таможенного досмотра (осмотра) не позднее 1 часа после окончания таможенного досмотра (осмотра) направляется с использованием факсимильной связи в таможенный орган, в который подана таможенная декларация, с последующей досылкой в установленном порядке оригинала такого акта для использования при проведении таможенного оформления и дальнейшего хранения вместе с первым экземпляром таможенной декларации. Заверенная копия указанного акта таможенного досмотра (осмотра) хранится в таможенном органе, его проводившем.
80. Если выводимые из Российской Федерации товары в момент их декларирования находятся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места декларирования, то таможенный пост, расположенный в месте декларирования товаров согласно порядку, установленному иными правовыми актами ГТК России, может потребовать проведения их таможенного досмотра (осмотра) или проведения таможенного наблюдения за погрузкой на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации, таможенным органом, в регионе деятельности которого они находятся. При этом таможенный орган, в который подана таможенная декларация, направляет согласно установленному порядку таможенному органу, в регионе деятельности которого находятся такие товары, телефонограмму (либо письмо по оперативным каналам связи), на основании которой согласно порядку, установленному правовым актом ГТК России, применяются указанные формы таможенного контроля. Один экземпляр акта таможенного досмотра (осмотра) или документа, фиксирующего результаты таможенного наблюдения, составленного в порядке, установленном иным правовым актом ГТК России, не позднее 1 часа после окончания применения указанных форм таможенного контроля направляется с использованием факсимильной связи таможенному посту, которому подана таможенная декларация, с последующей досылкой в установленном порядке оригинала такого акта (документа) для использования при проведении таможенного оформления и дальнейшего хранения вместе с первым экземпляром таможенной декларации. Заверенная копия указанных актов (документа) хранится в таможенном органе, его проводившем.
81. Если законодательством Российской Федерации не предусматривается проведение отдельных видов государственного контроля товаров, то уполномоченное должностное лицо не осуществляет соответствующие операции документального контроля и не проставляет отметки о результатах проверки.
82. Сведения, необходимые для деятельности функциональных подразделений таможенного поста или таможни, передаются после осуществления документального контроля через уполномоченное должностное лицо, ответственное за прием, регистрацию и учет таможенных деклараций. Передача документов и (или) сведений осуществляется в порядке, установленном иными нормативными правовыми актами ГТК России, предусматривающими оперативный обмен информацией между различными подразделениями и таможенными органами Российской Федерации различных уровней.
83. В случае выявления в ходе осуществления таможенного контроля административных правонарушений, уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
84. Проверку, а также корректировку электронной копии таможенной декларации и декларации таможенной стоимости (если имеется) уполномоченные должностные лица осуществляют согласно порядку, установленному нормативными актами ГТК России, путем применения штатных программных средств, включенных в Фонд программных средств ГНИВЦа ГТК России.
Начальник Главного управления |
А.В.Галактионов |
------------------------------
*(1) Утвержден приказом ГТК от 16.09.2003 N 1022 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (зарегистрирован Минюстом России 13.10.2003, рег. N 5171)
*(2) Утверждена приказом ГТК России от 21.08.03 N 915 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации" (зарегистрирован Минюстом России 10.09.03. рег. N 5060)
*(3) Здесь и далее по тексту вместо проставления уполномоченным должностным лицом рукописных записей на таможенных и иных документах (копиях) допускается проставление записей аналогичного содержания в виде оттисков наборных штампов
*(4) Риск - вероятность несоблюдения таможенного законодательства (ст. 358 Кодекса)
*(5) Профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска (определение понятия содержится в Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации, утвержденной приказом ГТК России от 26.09.2003 N 1069). Под номером профиля риска, доведенного до таможенного органа в бумажном виде, понимается номер и дата нормативных правовых актов или правовых актов ГТК России, в том числе утверждающих технологии контроля таможенными органами выполнения мер таможенно-тарифного регулирования, соблюдения законодательства по определению таможенной стоимости, валютного законодательства, правильности исчисления таможенных платежей и т.д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.