Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 25 февраля 2003 г. N 102-ПП
Перспективные направления развития экологической политики до 2020 года
Концепция перехода к устойчивому развитию Российской Федерации, Концепция национальной безопасности, принятая недавно Национальная экологическая доктрина Российской Федерации предполагают стабилизацию и сокращение уровня воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, а также планомерное, целенаправленное и поэтапное достижение сбалансированного эколого-экономического развития страны. С учетом этого, разработка долгосрочных программ реализации природоохранной политики является актуальным и перспективным направлением. Представленные ниже направления призваны обозначить основные приоритеты деятельности Правительства Москвы до 2020 года в области охраны окружающей среды и являются основой для долгосрочной экологической программы г. Москвы.
Основные направления долгосрочных мер по нормативно-правовому обеспечению программы:
- принятие городских законов об экологическом страховании, экологическом аудите, об охране атмосферного воздуха, о плате за негативное воздействие на окружающую среду, об экологической безопасности автотранспорта, о нормировании качества городской среды;
- создание договорно-правовой базы и системы эффективного взаимодействия в сфере природопользования и защиты окружающей среды между Правительством Москвы и федеральными органами власти, с одной стороны, и органами власти Московской области - с другой. Четкое разграничение полномочий и функций в области охраны окружающей среды в городе Москве между всеми государственными органами;
- расширение и повышение эффективности правоприменительной практики по экологическим правонарушениям путем внесения поправок в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в порядке законодательной инициативы, ужесточение существующих санкций и усиление уголовной и административной ответственности в целях предупреждения экологических нарушений;
- разработка и внедрение в практику государственного управления региональных эколого-экономических макропоказателей, характеризующих экологическое развитие с учетом экономических факторов. Создание системы региональных природоохранных нормативов;
- создание концепции и разработка программы по инвестированию комплексного благоустройства и экологической реабилитации территорий города Москвы, включая такие аспекты как разработка нормативно-правовой базы инвестирования, перечень объектов инвестиционной программы, регламент формирования и порядок проведения конкурса на лучший реализованный проект года в области экологических инвестиций;
- разработка нормативов, введение в действие методических документов по оценке и возмещению ущерба от таких видов негативного воздействия, как шумовое, электромагнитное, тепловое, а также усиление контроля за соблюдением норм в этой области.
В целом необходим полномасштабный анализ правоприменительной практики и кодификация законодательных актов в области экологии и природопользования, а также оптимизация московского законодательства путем формирования сводов экологических законодательных и нормативных актов города Москвы с учетом норм международного права и региональной специфики Москвы.
Основные направления долгосрочных мер по охране воздушного бассейна:
- переход на принципиально новую оценку и контроль загрязнения атмосферного воздуха и установление природоохранных нормативов на основе региональной автоматизированной системы динамического анализа состояния воздушной среды и нормирования;
- снижение вредного воздействия АТС на атмосферный воздух за счет ужесточения требований к экологическим характеристикам АТС в городе Москве;
- оптимизация и повышение эффективности управления транспортными потоками на территории города Москвы, увеличение пропускной способности автомагистралей: упорядочение парковок, реконструкция дорожно-транспортной системы;
- внедрение экологически безопасных видов транспорта и моторного топлива;
- повышение экологических требований к техническому состоянию автотранспортной техники, выпускаемой отечественными, в первую очередь, московскими заводами, а также ввозимой на территорию России и эксплуатируемой в Москве;
- внедрение в городском хозяйстве энергосберегающих технологий, повышение эффективности системы топливно-энергетического хозяйства;
- замена в течение 10-15 лет существующего парка столицы на автомобили с улучшенными экологическими характеристиками, что позволит сократить выбросы загрязняющих веществ на 30-50% или до 400 тыс. т/год;
- исследование, разработка и внедрение транспортных средств с альтернативными источниками энергии. В первую очередь это могут быть транспортные средства с электрическими или комбинированными тяговыми устройствами;
- размещение крупных энергетических объектов с учетом предельно-допустимых экологических нагрузок для каждого района, в особенности для природных ландшафтов, используемых для рекреации и здравоохранения. Уменьшение валовых выбросов загрязняющих веществ объектов теплоэнергетики на 30-50% или до 15-17 тыс. т/год.
Основные направления долгосрочных мер по охране водного бассейна и очистке сточных вод:
- переход на водосберегающие технологии и полная очистка хозяйственно-бытовых и промышленных стоков;
- ужесточение контроля за соблюдением природоохранных нормативов сброса загрязняющих веществ в водные объекты;
- поэтапное достижение нормативных показателей качества очистки сточных вод дождевой канализации с использованием современных технологий очистки стока и проведением комплекса мероприятий по водоохранному благоустройству территории водосборных площадей:
к 2010 году - соответствие показателей качества нормам сброса в водоемы культурно-бытового назначения,
к 2020 году - соответствие нормам сброса в водоемы рыбохозяйственного назначения;
- обеспечение к 2010 году 86% охвата застроенной части территории города системами сбора, отвода и очистки городского стока дождевой канализации;
- установление водоохранных зон для всех водных объектов и обеспечение соблюдения особого режима в градостроительном регламенте;
- организация единой системы управления всей сетью водных объектов на территории города Москвы;
- закрепление каждого объекта за конкретным пользователем и обеспечение надлежащей сохранности и предотвращения загрязнения;
- введение платы за сброс сточных вод с селитебных территорий;
- повышение надежности водоснабжения Москвы и снижение экологического риска требует принятия межрегиональной программы совместного управления ресурсами поверхностных и подземных вод, что позволит повысить отдачу Москворецко-Вазузской и Волжской систем водоснабжения Москвы и обеспечить снабжение города из двух независимых источников водоснабжения - поверхностного и подземного.
Необходимо ускорить проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на совершенствование системы очистки канализационных вод и внедрение новых технологий:
- по переработке сточных вод и отходов птицефабрик Московской области;
- по утилизации активных илов станций водоочистки с получением экологически чистого удобрения (внедрение технологий рециклинга);
- по сбору, очистке и использованию ливневых и талых сточных вод на территории предприятий на 100%.
Основные направления долгосрочных мер по организации системы управления и утилизации промышленных и бытовых отходов.
Принимаемые хозяйственные решения в области обращения с отходами производства и потребления должны быть прежде всего направлены на:
- минимизацию образования отходов в источнике;
- превращение отходов во вторичные материальные и энергетические ресурсы - рециклинг;
- предотвращение деградации окружающей среды;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности населения города.
Современное обращение с отходами включает процессы рециклинга (в среднем это 10-20%) размещения на полигонах и уничтожения (до 80%). Поэтому основными приоритетными направлениями сбора, утилизации, уничтожения промышленных и твердых бытовых отходов являются:
- совершенствование городской системы сбора и утилизации отходов;
- создание единой для Москвы и Московской области системы учета образования, перемещения, сортировки, размещения, утилизации и переработки отходов производства и потребления;
- развитие мощностей индустриальной переработки промышленных и бытовых отходов на основе новейших технических решений, в том числе мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов, мусороперегрузочных и мусоросортировочных станций;
- расширение номенклатуры перерабатываемых отходов, стимулирование развития рынка вторичных материалов и изделий из них;
- создание системы селективного сбора отдельных видов отходов у населения, включая элементы авторециклинга;
- совершенствование экономических методов стимулирования деятельности в области обращения с отходами.
В целом реализация долгосрочных мер направлена на доведение уровня переработки и вовлечение во вторичный оборот до 90% промышленных и твердых бытовых отходов.
Основные направления долгосрочных мер по развитию Природного комплекса, охране и восстановлению зеленых насаждений и биологического разнообразия.
Первостепенная задача сохранения и развития Природного комплекса требует восстановления и повышения экологической (средозащитной, средоформирующей, средообразующей, оздоровительной) эффективности входящих в его состав территорий.
Стратегия развития Природного комплекса должна базироваться на организации системы природных территорий города с приданием им четких функциональных назначений и привлечением инвестиций для экологической реабилитации территорий (от скверов и бульваров до долин малых рек). При этом приоритет должен отдаваться сохранению и развитию зеленых клиньев, пронизывающих и разъединяющих городскую застройку и существенно улучшающих потенциал самоочищения атмосферы. Кроме того, необходимо создание единой системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) с централизованным управлением и достаточным финансированием на содержание и развитие этих территорий.
Результатом этих мероприятий должно стать доведение обеспеченности зелеными насаждениями общего пользования до 23,0-25,0 кв. метров на человека.
Необходимым условием сохранения зеленых насаждений является создание общегородской системы мониторинга за их состоянием, прежде всего - вдоль МКАД и других общегородских магистралей, а также вблизи промышленных зон и крупных промышленных объектов.
Кроме того, для разработки и реализации инвестиционных программ экологической реабилитации долин малых рек и других территорий Природного комплекса необходимо провести следующие мероприятия:
- разработку и внедрение нормативных документов по учету особенностей геологического строения, гидрогеологических и геохимических условий для принятия решений по градостроительному развитию Москвы, включающему новое строительство, реконструкцию транспортных магистралей и инженерной инфраструктуры, озеленение и создание рекреационных зон;
- создание схемы освоения подземного пространства города с определением перспективных участков и глубины внедрения.
Одним из основных направлений должно стать восстановление мест обитания животных, занесенных в Красную книгу города Москвы.
Основные направления долгосрочных мер по экологическому образованию и просвещению, пропаганде охраны окружающей среды.
Основные мероприятия программы, как первоочередные, так и долгосрочные, не могут быть эффективно реализованы, если природоохранные принципы не будут внедрены в сознание общества путем профессионального образования, массового воспитания и пропаганды охраны окружающей среды.
Долгосрочные меры предусматривают реализацию таких принципов как:
- ориентированность обучающих программ на различные социальные группы с целью обеспечить охват самых широких слоев населения;
- непрерывность процесса обучения, основанную на целостности системы внедрения в сознание человека экологических знаний на всех стадиях образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста;
- интеграцию знаний, достигающуюся путем включения в образовательную программу профессионально ориентированных экологических курсов и внедрения экологического аспекта в отдельные дисциплины, а также в различные формы средств массовой информации.
Экологическое образование и пропаганда должны рассматриваться не изолированно, а как важная составляющая часть усилий, предпринимаемых городскими властями с целью повышения эффективности мер по обеспечению экологической безопасности города во всех ее аспектах. Экологическая "компонента" должна стать обязательной в системе повышения профессиональной квалификации, в том числе - для всех органов городского управления, включая членов Правительства Москвы.
Основные направления долгосрочных мер по мониторингу и нормированию качества окружающей среды.
В целом развитие системы сети наблюдений требует перехода от децентрализованной системы заказов на экологическую информацию к централизованной, при которой обеспечивает и оплачивает заказ пользователь информации.
См. постановление Правительства Московской области от 25 мая 1998 г. N 52/16
Основным направлением будет завершение и введение в эксплуатацию информационно-аналитической системы Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, организация каналов обмена информацией с ресурсами различных организаций. Проектирование, изготовление и поставка оборудования и программных продуктов для создания "Комплексной автоматизированной системы обработки сводных экологических данных г.Москвы и оперативного управления Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы".
Кроме того, в Москве получит развитие сеть Интернет, и в этой связи будут созданы региональные, городские, окружные и районные Интернет-страницы, посвященные состоянию окружающей среды, проблемам градостроительства и природопользования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.