Обсуждение вопроса о состоянии борьбы с терроризмом на Координационном совещании руководителей федеральных правоохранительных ведомств показало, что, несмотря на принимаемые меры и определенные положительные результаты, в целом уровень работы исполнительной власти, правоохранительных и иных органов не соответствует складывающейся криминогенной обстановке.
Зачастую следствие по уголовным делам этой категории проводится длительное время и на невысоком профессиональном уровне, низка результативность оперативно-розыскной работы; задача своевременного выявления и наказания виновных, что несомненно является одним из основных способов предупреждения терроризма, не достигается, факты разоблачения преступников, в том числе и по делам о террористических акциях, повлекших тяжкие последствия, единичны.
Существенным фактором, способствующим распространению терроризма, продолжает оставаться незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств террора.
Недостаточно активно и последовательно осуществляются меры по выявлению и пресечению каналов финансовой поддержки террористических и экстремистских организаций, как российских, так и международных.
Негативное воздействие на развитие ситуации в этой области, особенно в Северо-Кавказском регионе, оказывает деятельность эмиссаров различных зарубежных террористических и экстремистских организаций и группировок.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления еще не в полной мере исполняют обязанности, возложенные на них законодательством по борьбе с терроризмом.
Несмотря на это, организация прокурорского надзора за исполнением законодательства о борьбе с терроризмом неадекватна складывающейся обстановке. Прокуроры не всегда грамотно, решительно и эффективно используют предоставленные полномочия по обнаружению, пресечению и устранению нарушений закона, привлечению к ответственности лиц, их допустивших. Меры прокурорского реагирования явно не соответствуют остроте положения. При планировании и организации работы в этом направлении внимание в основном уделяется вопросам надзора за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью. Вопросы же исполнения законов о борьбе с терроризмом в целом, в том числе связанные с общенадзорной деятельностью органов прокуратуры, оказались на втором плане.
В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о борьбе с терроризмом и обеспечении законности в этой сфере предлагаю:
Прокурорам субъектов Российской Федерации, военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
1.1. Наладить на постоянной основе деловое взаимодействие и обмен информацией с представителями органов исполнительной власти, участвующими в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности (Закон "О борьбе с терроризмом", постановление Правительства РФ от 22.06.99 г. N 660).
1.2. В целях улучшения организации работы по противодействию терроризму, накопления и анализа получаемой информации о состоянии исполнения законодательства о борьбе с терроризмом, разработке на этой основе предложений по укреплению законности и с учетом складывающейся оперативной обстановки решить вопрос о создании в прокуратурах постоянно действующих рабочих групп по этому направлению деятельности.
1.3. В регионах, где подобные преступления получили распространенный характер, регулярно, но не реже одного раза в полугодие, осуществлять целевые проверки деятельности исполнительных органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по исполнению требований Закона РФ "О борьбе с терроризмом", постановлений Правительства России N 1040 от 15.09.99 г. "О мерах по противодействию терроризму", а также N 1223 от 05.11.99 г. "О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Северо-Кавказского района" и иных нормативных актов, регулирующих этот вопрос.
При этом особое внимание уделять надзору за законностью в деятельности временных межведомственных штабов по противодействию терроризму и решению задач в сфере защиты населения, объектов особой важности, в первую очередь связанных с жизнеобеспечением населения, от проявлений терроризма. Анализировать и оценивать с точки зрения своевременности и достаточности исполнение мероприятий, направленных на усиление безопасности мест проживания, массового пребывания людей, учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта. Контролировать целевое использование выделенных на эти цели денежных средств.
1.4. Регулярно осуществлять проверки исполнения законодательных актов, направленные на обеспечение безопасности объектов атомного комплекса и энергетики, предприятий, использующих радиационные, взрыво- и пожароопасные материалы и сильнодействующие отравляющие и ядовитые вещества, других объектов повышенной опасности.
1.5. Не реже одного раза в квартал проверять в территориальных органах ФСБ, МВД, ФСНП, ГТК и ФПС России состояние организации оперативно-розыскной и иной деятельности по пресечению преступлений террористической направленности в целях придания этой работе упреждающего характера, позволяющей выявлять террористические группы на стадии формирования и планирования преступной деятельности, а также каналы их материально-технического снабжения и финансирования.
1.6. При наличии сигналов проводить в порядке общего надзора проверки исполнения законодательства и по иным вопросам, относящимся к организации противодействия терроризму.
2. Обеспечить личный контроль за расследованием преступлений террористического характера (ст. 205, ст. 277 УК РФ), повлекших тяжкие последствия или имеющих особое общественное значение.
2.1. Незамедлительно проверить организацию расследования преступлений данной категории. Проанализировать качество, полноту предварительного следствия и проводимой по ним оперативно-розыскной работы, законность и обоснованность прекращения и приостановления уголовных дел, состояние и эффективность взаимодействия следственных и оперативных подразделений. Совместно с другими заинтересованными органами выработать и реализовать дополнительные меры по повышению раскрываемости преступлений террористического характера и завершению расследования имеющихся в производстве уголовных дел.
В дальнейшем строить эту работу на плановой основе.
2.2. В целях обеспечения своевременного выезда на места совершения террористических актов и квалифицированного проведения первоначальных следственных действий создать постоянно действующие специализированные следственно-оперативные группы, с включением в них опытных следователей, оперативных работников и экспертов.
2.3. В ходе расследования преступлений террористического характера принимать все необходимые меры для выяснения обстоятельств, связанных с финансированием противоправных действий виновных лиц. При необходимости к выяснению этих вопросов привлекать соответствующие подразделения органов Федеральной службы налоговой полиции.
3. В случае выявления нарушений закона незамедлительно принимать меры прокурорского реагирования. Актуальные вопросы борьбы с терроризмом выносить на рассмотрение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов.
О наиболее серьезных нарушениях законности, способствующих террористической деятельности, информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
4. Координацию деятельности органов прокуратуры в организации противодействия терроризму возложить в пределах их компетенции на Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
5. Обеспечить высокий уровень поддержания государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях террористической направленности, а по наиболее актуальным из них поддерживать обвинение руководителям прокуратур. Своевременно и остро реагировать на выявляемые нарушения закона, уделяя особое внимание случаям либерализма при назначении наказания, опротестовывать каждое незаконное и необоснованное решение суда. Результаты судебного рассмотрения дел использовать для повышения качества следствия и прокурорского надзора, организации профилактической работы.
6. Не реже одного раза в год обобщать прокурорскую, следственную и судебную практику по этому вопросу с принятием необходимых мер. Строго соблюдать установленный приказами Генерального прокурора РФ от 05.05.97 г. N 20 (с последующими изменениями) и 19.11.99 г. N 92 порядок направления специальных донесений о возбуждении и расследовании уголовных дел о терроризме и требования к объему содержащейся в них информации.
О проделанной работе по исполнению настоящего указания сообщить докладными записками в Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности Генеральной прокуратуры Российской Федерации в срок до 01.09.2000 г. В дальнейшем информацию о состоянии исполнения законов о борьбе с терроризмом и предпринимаемых мерах представлять в Генеральную прокуратуру по итогам года в срок до 25 января.
7. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации Розанова А.А. и Катышева М.Б.
Указание направить прокурорам субъектов Российской Федерации, военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур.
Генеральный прокурор |
В.В. Устинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указание Генеральной прокуратуры РФ от 7 июня 2000 г. N 100/27 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов о борьбе с терроризмом"
Текст Указания опубликован в Сборнике основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Том 1. 2004 г.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 24 ноября 2006 г. N 106 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму" настоящее указание признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 13 декабря 2001 г. N 76