Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 апреля 2004 г. N КА-А40/2858-04
(извлечение)
ЗАО "ДХЛ Интернешнл" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения от 21 июня 2003 г. N 21, согласно которому Инспекцией установлено неправомерное применение ставки 1% за период 1998, 1999 и 2000 годы (том 1, л.д. 16) и об обязании налоговый орган зачесть в счет предстоящих налоговых платежей в бюджет Москвы излишне уплаченные налоговые платежи в сумме 10727561 руб. 58 коп.
Решением от 3 ноября 2003 г. заявленные требования удовлетворены. При принятии решения суд исходил из того, что 15.11.00 г. Законом Москвы N 38 были внесены изменения в ст. 1 Закона РФ N 14 и налоговая ставка установлена в размере 1 процент. Статья 3 Закона РФ N 14, содержащая положения об обратной силе ст. 1 осталась в прежней редакции и при прочтении Закона РФ N 14 в целом следует, что налоговая ставка 1 процент применяется с 01.04.98 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "ст. 1 Закона РФ N 14" следует читать "ст. 1 Закона г. Москвы N 14"
Постановлением апелляционной инстанции от 19 января 2004 г. решение суда оставлено без изменения.
Податель кассационной жалобы, Инспекция, просит отменить судебные акты, указывая на фактические обстоятельства налогового спора и ставку налога (т. 2, л.д. 15-18).
Отзыв представлялся на кассационную жалобу.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, полагает, что оснований для отмены нет по следующим обстоятельствам.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из анализа ст. 3 Закона г. Москвы N 14, содержащей положения об обратной силе ст. 1, которая оставлена в прежней редакции Законом г. Москвы от 15.11.2000 г. N 38.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ", по состоянию на 1 апреля 1998 г., действовавшего в редакции от 26 мая 1997 г., ставка федерального налога на пользователей автодорог устанавливалась в размере 2,5% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг). При этом средства налога подлежали зачислению в федеральный дорожный фонд и в территориальные дорожные фонды по одинаковым ставкам - 1,25%. Одновременно законодательным (представительным) органам субъектов РФ предоставлялось право с учетом местных условий повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки федерального налога.
С апреля 1998 г. размер отчислений в федеральный дорожный фонд сократился до 0,5%, а в территориальные дорожные фонды - возрос до 2%.
Законом г. Москвы от 15.11.2000 N 38, вступившим в силу с 01.01.01, были внесены изменения в ст. 1 Закона г. Москвы N 14, установившие ставку налога в размере 1%, при этом в ст. 3 было сохранено положение, устанавливающее, что ставка распространяется на правоотношения, возникшие с 01.04.98.
В определении N 83-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в период с 1 апреля 1998 года по 31 марта 1999 года соответствующие платежи в территориальный дорожный фонд города Москвы должны были вноситься налогоплательщиком именно по ставке в размере 1,25 процента, установленной Законом города Москвы от 9 июля 1997 года. При этом Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что данная норма Закона субъекта РФ ни на момент его вступления в силу, ни в период его действия, вплоть до вступления в силу Закона города Москвы от 3 февраля 1999 года "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды", не противоречила федеральному законодательству о дорожных фондах и бюджетному законодательству.
Напротив, положения ст.ст. 1 и 3 Закона города Москвы от 3 февраля 1999 года "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды" и повторяющие их положения ст.ст. 1 и 3 Закона города Москвы от 31 мая 2000 года "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды", которыми новая, более высокая ставка налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд города Москвы, распространена на правоотношения, возникшие с 1 апреля 1998 года, т.е. на период, предшествовавший введению более высокой ставки, означают придание обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщика, что противоречит ст. 57 Конституции Российской Федерации.
Доводы налогового органа противоречат действующим в спорный период нормам налогового законодательства и потому не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 3 ноября 2003 г. и постановление апелляционной инстанции от 19 января 2004 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-38450/03-109-461 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИМНС РФ N 13 по Северному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.
Отменить приостановление судебных актов, установленное определением ФАС МО от 29 марта 2004 г. по делу N КА-А40/2858-04.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 апреля 2004 г. N КА-А40/2858-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании