Из жизни налоговых инспекторов
Мы часто пишем о том, какой у бухгалтера тяжелый труд: море отчетности, законодательство постоянно меняется, налоговики донимают. Сегодня чиновники берут реванш.
Сотрудники отдела урегулирования задолженности ИМНС N 7 г. Москвы рассказывают об особенностях своей работы.
Утром - письма, вечером - требования
В кабинете, где сидят начальник отдела Дмитрий Рыбаков и его заместитель Инна Курлова, довольно тесно. Я с трудом протискиваюсь к свободному стулу и начинаю расспрашивать моих новых знакомых о специфике их работы.
Выясняется, что рабочее утро Дмитрия и Инны всегда проходит стандартно - в просмотре корреспонденции. Начальник на пару с замом сортируют письма: это от фирм, это от УМНС по Москве, вот из самого министерства, от банков, комитета по банкротству, судебных приставов...
- В первую очередь мы смотрим почту, переадресованную в отдел нашим руководством, - рассказывает Дмитрий. - Это могут быть письма с грифом "ДСП" ("Для служебного пользования" - прим. ред.), в которых прописаны инструкции по работе. Но самое важное - контрольные задания, где руководство просит нас составить отчет или справку. Например, о размере общей задолженности по налогам или о фирмах, задолжавших крупные суммы в бюджет. Эти задания, как правило, срочные, поэтому мы с моим заместителем, не откладывая, распределяем их по работникам отдела. Если же справку нужно подготовить к завтрашнему дню, делаем ее сами.
Тут в кабинет вошла девушка и попросила Дмитрия посмотреть, правильно ли она составила требование. Начальник отдела передал документ своему заму и, увидев мой вопросительный взгляд, пояснил:
- Такие требования мы выставляем налогоплательщику, когда обнаруживаем, что за ним числится задолженность по какому-то налогу.
- А как вы узнаете о долге?
- По истечении пяти дней после срока уплаты налога мы распечатываем список фирм, которые не исполнили свой долг перед бюджетом вовремя. Программа формирует его сама. Дальше начинается самое интересное - общение с должниками. Мы выставляем им требование об уплате долга, но параллельно звоним и спрашиваем, почему они не перечислили деньги.
- Может случиться такое, что вы отсрочите выставление требования по просьбе фирмы?
- Нет. По закону отсрочка или рассрочка возможна только в случаях, которые определены постановлением правительства.
Так вот, когда главный бухгалтер утверждает, что налог фирма перечислила, а по нашей базе это не проходит, мы приглашаем его прийти в инспекцию и захватить с собой платежные поручения за последний период. Если счетовод соизволит осчастливить нас своим присутствием, начинаем заниматься кропотливой работой: выверять, когда заплатили, сколько и отражено ли это на лицевом счете.
Единство и борьба профессий
- Почему ирония - "осчастливит посещением"?
- Никакой иронии, - пояснила Инна, - бухгалтеры на самом деле неохотно с нами общаются. Их надо упрашивать, чтобы они пришли в инспекцию. А без них выяснить, кто прав, кто виноват в том, что деньги не поступили в бюджет, трудно. Ведь лучше бухгалтера никто не знает о платежах и обстоятельствах, им предшествующих.
Складывается такое впечатление, что налогоплательщики относятся к нам предвзято. Могут запросто ворваться в кабинет и сказать что-нибудь обидное. А некоторые специально пойдут пожаловаться руководству инспекции, хотя только что им ответили на их вопрос.
- Конечно, большинство бухгалтеров - люди порядочные, - заступился за своих "клиентов" начальник отдела. - Мы знаем друг друга уже много лет, и я не хотел бы терять их уважение.
Нехватка кадров
- Разве выверять платежи - не компетенция отдела по работе с налогоплательщиками? Акты сверок обычно делают они...
- У нас текучка кадров. Из-за постоянной нехватки людей работников одних отделов бросают на помощь другим. Сами посудите, иногда в отделах свободных вакансий больше, чем сотрудников, - ответила Инна. - Люди проработают год и уходят в основном из-за низкой зарплаты. Но если кто задержался на 2-3 года, считай - остался надолго. Не смущает даже то, что в особо "жаркую" пору - во время сдачи отчетов - мы вынуждены оставаться на работе вечерами и приходить в выходные.
Недавно и в нашем отделе практически полностью сменился состав, пришло много молодежи.
- Можно познакомиться с вашими подчиненными?
Вместо ответа меня повели в соседний кабинет. "Цветник", - подумала я, разглядывая симпатичных и совсем молоденьких девушек.
Нашу преимущественно женскую идиллию нарушил мужской голос - в кабинет вошел еще один сотрудник отдела урегулирования задолженности.
- Это - Петр Боголепов. Мой соратник - в том плане, что мы с ним вдвоем "разбавляем" женский коллектив, - засмеялся начальник отдела.
Текущая работа
- Итак, мы остановились на том, как вы работаете с должниками, - напомнила я. - Может быть так, что фирма перечислила налог, а по ее лицевому счету эта сумма не прошла?
- Безусловно. Например, фирма указала неверный код бюджетной классификации или банк ошибся при перечислении.
- А может, налоговые инспекторы виноваты - не успевают вовремя обрабатывать информацию?
- Исключено, - заверил Дмитрий.
- Мы всегда советуем бухгалтерам хотя бы раз в месяц приходить к нам - интересоваться положением дел по своему лицевому счету, - подхватила Инна. - Это ведь нетрудно сделать. Узнал, что обязательные платежи дошли до нас, и самому спокойнее. Мы всех без исключения принимаем и, если бухгалтер говорит одно, а у нас зафиксировано другое, разбираемся - в чем дело.
- В каких случаях требования об уплате задолженности по налогу остаются невыполненными?
- С некоторыми фирмами невозможно связаться, потому что они больше не работают по указанному адресу, - ответила Инна. - Вообще-то мы обязаны проверять только юридический адрес, но по мере возможности, если есть необходимые данные, "пробиваем" и фактический. Если адресат недоступен, сообщаем об этом сотрудникам правоохранительных структур, и они объявляют фирму в розыск. Раньше такой обмен информацией с милицией был не отрегулирован, сейчас на этот счет МВД и МНС приняли соглашение.
- Если же фирма не платит по какой-то другой причине, - рассказ своего зама продолжил Дмитрий, - мы выставляем инкассовое поручение и оформляем решение о приостановлении операций по ее расчетным счетам. Когда и это не помогает, решаем вопрос об аресте имущества. Это уже дело судебных приставов, мы только снабжаем их информацией.
- Но ведь вы и сами можете арестовывать имущество фирм?
- Верно. Однако эта процедура до конца не отработана, - вмешался в разговор Петр Боголепов. - Нам нужно знать примерную стоимость имущества, а оценить его можно только непосредственно на фирме. Мы же не рискуем отправлять туда наших хрупких сотрудниц. Кто знает, как отреагируют на их желание взглянуть на инвентарные карточки работники компании.
- А в каких случаях вы "банкротите" фирмы?
- Мы готовим документы на банкротство должников, если процедура взыскания задолженности за счет имущества не дала требуемых результатов, - объяснил Петр. - Это фирмы, которые не имеют имущества или сведения о руководителе и адресе которых отсутствуют.
До недавнего времени инспекция участвовала в судах по банкротству как третье лицо. То есть мы были просто наблюдателями и не могли повлиять на ход процесса, даже если у нас появлялись дополнительные данные. Интересы государства представляла Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО - прим. ред.). Она "банкротила" только организации, которые имеют на балансе имущество. Поэтому сотрудники ФСФО иногда заранее хотели узнать об обеспеченных должниках. А мы не имеем права предоставлять подобную информацию, пока не будет подписано постановление об аресте.
Таким образом, "оздоровители" преследовали свои интересы - старались работать только с теми должниками, с которых есть что взять. Недавно ФСФО была ликвидирована указом президента, и теперь мы сами будем защищать в судах интересы государства.
Поговорив еще немного о проблемах в работе отдела, мы вернулись в кабинет начальника отдела урегулирования задолженности.
Фанаты своего дела
- Да, сотрудники у вас молодые, - протянула я, устраиваясь на стуле. - Вероятно, и опыта у них совсем нет.
- Они сразу после института пришли к нам, поэтому вопросы по работе возникают часто. Но на первых порах у всех так, - не дал в обиду своих подчиненных Дмитрий.
- Наверное, они еще не успели узнать, что такое коррупция?
- Налоговых работников часто упрекают в нечистоплотности, - с горячностью заметила Инна. - Я считаю это мнение предубеждением. У нас в инспекции работают порядочные люди, даже самоотверженные, простите за громкое слово. Они искренне защищают интересы государства. Мы даже в обед не можем не говорить о работе. И это при таких невысоких окладах. Хотя зарплату обещают скоро повысить, - добавила она и очаровательно улыбнулась.
Е. Давыдова
"Расчет", N 6, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru