Возврат некачественного товара
Многим торговым организациям приходится сталкиваться с возвратом некачественного товара. Когда товар продан, отражена его реализация и сформирована налогооблагаемая база, возврат товара влечет за собой целый ряд проблем. В связи с этим организациям-продавцам важно знать: при каких условиях покупатель может осуществить возврат товара, как отразить такие операции в бухгалтерском учете, какие при этом возникают налоговые последствия.
В данной статье ведущий эксперт "БП" Геннадий Кузьмин рассказывает о бухгалтерских и налоговых аспектах возврата некачественного товара по логической цепочке от физического лица до поставщика товара.
Возврат некачественного товара в розничной торговле
Основные требования в отношении качества товара и последствий передачи товара ненадлежащего качества предусмотрены главой 30 "Купля-продажа" ГК РФ. Если же в договоре купли-продажи одной из сторон является физическое лицо, приобретающее товар для личных бытовых нужд, - потребитель, то отношения между ним и продавцом помимо ГК РФ регулируются еще и Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Данный Закон предусматривает возможность предъявления требований по поводу некачественного товара альтернативно по выбору потребителя либо к изготовителю, либо к продавцу, либо к организациям, выполняющим их функции (ст. 18 Закона N 2300-1).
В контексте Закона N 2003-1 потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а продавец - это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Имея право выбора, потребители чаще всего обращаются к продавцу, находящемуся, как правило, поблизости, поэтому бремя ответственности, установленной законодательством в случае продажи некачественного товара, в первую очередь ложится на организации розничной торговли.
Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, в соответствии со ст. 503 ГК РФ и ст. 18 Закона N 2300-1 вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
соразмерного уменьшения покупной цены;
расторжения договора купли-продажи.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом N 2003-1 для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Следует иметь в виду, что согласно п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) или выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организации расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Рассмотрим на примерах, как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете операции, связанные с удовлетворением требований покупателей по поводу продажи им некачественных товаров.
Безвозмездное устранение недостатков товара
или возмещение расходов на их исправление
потребителем или третьим лицом
Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены продавцом (изготовителем) незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме (ст. 20 Закона N 2300-1).
Пример 1
На основании обоснованного требования потребителя торговая организация самостоятельно устранила недостатки товара. Стоимость товара, принятого от покупателя, составляет 1000 руб., расходы организации на устранение недостатков - 200 руб.
Отражение операций в бухгалтерском учете:
Д-т сч.002 - 1000 руб. - товар, полученный от покупателя для устранения недостатков, принят на ответственное хранение
Д-т сч.76 К-т сч.10 - 200 руб. - отражено списание стоимости материалов, использованных на устранение недостатков товара
Д-т сч.91-2 К-т сч.76 - 200 руб. - списаны расходы по удовлетворению претензии покупателя
К-т сч.002 - 1000 руб. - товар с устраненными недостатками возвращен покупателю.
Самостоятельно организации розничной торговли устраняют недостатки товара очень редко. Как правило, под устранением недостатков фактически подразумевается гарантийный ремонт, который производится организациями, уполномоченными изготовителем (специальными сервисными службами). В этом случае организация розничной торговли не отражает на своем балансе операции по устранению недостатков.
Вместе с тем Закон устанавливает обязанность возместить расходы потребителя, если недостатки были устранены третьим лицом. Это требование предъявляется крайне редко, поскольку потребители стремятся устранить недостатки в уполномоченных организациях. Но возможны ситуации, когда, например, недостаток выявился в месте, где такие организации отсутствуют, и потребовалось срочное устранение недостатков путем обращения к другому лицу.
Пример 2
Организация, уполномоченная устранять недостатки товара, в данной местности отсутствует. Торговая организация самостоятельно устранить недостаток не может, поэтому покупатель обратился к третьему лицу для их устранения, а торговая организация на основании обоснованного требования потребителя оплатила ремонт в сумме 500 руб.
Отражение операций в бухгалтерском учете:
Д-т сч.76 К-т сч.51 - 500 руб. - отражена оплата третьему лицу за устранение недостатков товара по требованию покупателя
Д-т сч.91-2 К-т сч.76 - 500 руб. - списаны расходы по удовлетворению претензии покупателя.
Поскольку в соответствии со ст. 15 ГК РФ расходы по восстановлению нарушенного права потребителя являются возмещением причиненного ему ущерба, затраты, произведенные торговой организацией в связи с удовлетворением претензии покупателя, по мнению автора, учитываются при исчислении налога на прибыль в составе внереализационных расходов как расходы на возмещение причиненного ущерба (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Замена на товар аналогичной марки
(модели, артикула)
В соответствии со ст. 21 Закона "О защите прав потребителей" замена товара должна быть произведена в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара - в течение двадцати дней со дня предъявления требования потребителем.
Рассматривая требование потребителя о замене некачественного товара, необходимо учитывать, что такое требование в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров может быть удовлетворено только в случае обнаружения существенных недостатков товаров (Перечень технически сложных товаров, утвержден постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575).
Следует иметь в виду, что при замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной марки (модели, артикула) перерасчет цены товара не производится (п. 1 ст. 24 Закона N 2300-1). Кроме того, поскольку операция по замене товара не является реализацией, она не отражается на счетах учета реализации.
Пример 3
Организация розничной торговли приобрела партию холодильников в количестве 10 штук. Покупная стоимость одного холодильника составила 5900 руб., в том числе НДС - 900 руб. Учет товаров в организации ведется по продажным ценам. Продажная цена за один холодильник установлена в размере 7080 руб., в том числе НДС - 1080 руб. В течение месяца было продано 8 холодильников. В этом же месяце потребители предъявили требование о замене четырех "неисправных" холодильников на аналогичные.
В двух холодильниках были обнаружены недостатки (дефект полок). Поскольку холодильники входят в Перечень товаров, требования о замене которых осуществляются только при существенных недостатках, а выявленные недостатки являются несущественными, в удовлетворении требований этим покупателям было отказано. По требованию двух других покупателей возвращенные холодильники были заменены на такие же соответствующего качества, так как в них действительно были выявлены существенные недостатки.
В приведенном примере использованы следующие наименования субсчетов по балансовому счету 41 "Товары":
41-2 "Товары в розничной торговле";
41-5 "Товары ненадлежащего качества".
Отражение операций в бухгалтерском учете:
Д-т сч.41-2 К-т сч.60 - 50 000 руб. (5000 руб. х 10 шт.) - отражена стоимость приобретенных товаров
Д-т сч.19 К-т сч.60 - 9000 руб. - отражена сумма НДС по оприходованным товарам
Д-т сч.41-2 К-т сч.42 - 20 800 руб. [ (7080 руб. - 5000 руб.) х 10 шт. ] - отражена торговая наценка по оприходованным товарам
Д-т сч.60 К-т сч.51 - 59 000 руб. - отражена оплата товаров поставщику
Д-т сч.68 К-т сч.19 - 9000 руб. - сумма НДС по оприходованным товарам принята к вычету
Д-т сч.50 К-т сч.90-1 - 56 640 руб. (7080 руб. х 8 шт.) - отражена выручка за проданные товары
Д-т сч.90-2 К-т сч.41-2 - 56 640 руб. (7080 руб. х 8 шт.) - списана учетная стоимость проданных товаров
Д-т сч.90-2 К-т сч.42 - 16 640 руб. (2080 руб. х 8 шт.) - сторно на торговую наценку проданных товаров
Д-т сч.90-3 К-т сч.68 - 8640 руб. (56 640 руб. х 18: 118) - начислен НДС по реализованным товарам
Д-т сч.41-5 К-т сч.76 - 14 160 руб. (7080 руб. х 2 шт.) - оприходован товар ненадлежащего качества, возвращенный покупателями
Д-т сч.76 К-т сч.41-2 - 14 160 руб. - покупателям выдан товар взамен возвращенного.
Замена на такой же товар другой марки
(модели, артикула) с соответствующим
перерасчетом покупной цены
При замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах, а в случае если выше - разница в ценах выплачивается потребителю.
Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара (п. 2 ст. 24 Закона N 2003-1).
В этом случае при отражении в бухгалтерском учете замены следует исходить из того, что операция по замене товара состоит фактически из двух операций: возврата некачественного товара и реализации товара другой марки.
Пример 4
12 апреля 2004 г. организация розничной торговли приобрела две микроволновые печи различных марок. Покупная стоимость печи N 1 составила 3540 руб., в том числе НДС - 540 руб., покупная стоимость печи N 2 - 2950 руб., в том числе НДС - 450 руб.
Учет товаров в организации ведется по продажным ценам. Продажная цена печи N 1 установлена в размере 4720 руб., в том числе НДС - 720 руб. Продажная цена печи N 2 - 3776 руб., в том числе НДС - 576 руб.
20 апреля 2004 г. была продана печь N 1, однако через два дня покупатель возвратил ее, поскольку в ней были выявлены скрытые дефекты.
Точно такого же товара в момент возврата на складе организации не было, поэтому с согласия покупателя возвращенная печь была заменена на другую модель, меньшей стоимости (печь N 2 по цене 3776 руб.). При этом разница в стоимости между возвращенным и выданным взамен товаром в размере 944 руб. (4720 руб. - 3776 руб.) была возвращена покупателю.
В рассматриваемой ситуации покупателю производится замена некачественного товара на товар меньшей стоимости с перерасчетом уплаченной им суммы и возвратом разницы в цене, поэтому операции по реализации продукции и суммы НДС корректируются в части разницы в ценах.
В приведенном примере использованы следующие наименования субсчетов по балансовому счету 41 "Товары":
41-2 "Товары в розничной торговле";
41-5 "Товары ненадлежащего качества".
Отражение операций в бухгалтерском учете:
Д-т сч.41-2 К-т сч.60 - 5500 руб. (3000 руб. + 2500 руб.) - отражена стоимость приобретенных товаров
Д-т сч.19 К-т сч.60 - 990 руб. (540 руб. + 450 руб.) - отражена сумма НДС по оприходованным товарам
Д-т сч.41-2 К-т сч.42 - 2996 руб. [(4720 руб. - 3000 руб.) + (3776 руб. - 2500 руб.)] - отражена торговая наценка по оприходованным товарам
Д-т сч.60 К-т сч.51 - 6490 руб. - отражена оплата товаров поставщику
Д-т сч.68 К-т сч.19 - 990 руб. - сумма НДС по оприходованным товарам принята к вычету
Д-т сч.50 К-т сч.90-1 - 4720 руб. - отражена выручка за проданный товар - печь N 1
Д-т сч.90-2 К-т сч.41-2 - 4720 руб. - списана учетная стоимость проданной печи
Д-т сч.90-2 К-т сч.42 - 1720 руб. - сторно на торговую наценку проданной печи
Д-т сч.90-3 К-т сч.68 - 720 руб. (4720 руб. х 18: 118) - начислен НДС по реализованному товару
Д-т сч.41-5 К-т сч.76 - 4720 руб. - оприходован возвращенный покупателем товар
Д-т сч.76 К-т сч.41-2 - 3776 руб. - покупателю выдан товар - печь N 2 взамен возвращенного
Д-т сч.76 К-т сч.50 - 944 руб. - покупателю возвращена разница в стоимости между возвращенным и выданным взамен товаром
Д-т сч.90-2 К-т сч.90-1 - 944 руб. - сторно на выручку от продажи товара в части разницы между возвращенным и выданным взамен товаром
Д-т сч.90-2 К-т сч.42 - 444 руб. [(4720 руб. - 3000 руб.) - (3776 руб. - 2500 руб.)] - отражено восстановление торговой наценки в части разницы между возвращенным и выданным взамен товаром
Д-т сч.90-3 К-т сч.68 - 144 руб. (720 руб. - 3776 руб. х 18: 118) - сторно на сумму НДС в части превышения стоимости товара, возвращенного покупателем, над стоимостью товара, выданного взамен.
Пример 5
17 мая 2004 г. организация розничной торговли приобрела две микроволновые печи различных марок. Покупная стоимость печи N 1 составила 3540 руб., в том числе НДС - 540 руб., покупная стоимость печи N 2 - 2950 руб., в том числе НДС - 450 руб.
Учет товаров в организации ведется по продажным ценам. Продажная цена печи N 1 установлена в размере 4720 руб., в том числе НДС - 720 руб., а печи N 2 - 3776 руб., в том числе НДС - 576 руб.
20 мая 2004 г. была продана печь N 2, однако через день покупатель возвратил ее, поскольку в ней были выявлены скрытые дефекты.
Точно такого же товара в момент возврата на складе организации не было, поэтому с согласия покупателя возвращенная печь была заменена на другую модель, большей стоимости (печь N 1 по цене 4720 руб.). При этом разница в стоимости между возвращенным и выданным взамен товаром в размере 944 руб. (4720 руб. - 3776 руб.) была доплачена покупателем.
В рассматриваемой ситуации покупателю производится замена некачественного товара на товар большей стоимости с перерасчетом уплаченной им суммы и доплатой разницы в цене. Поэтому операции по реализации продукции и суммы НДС корректируются в части разницы в ценах.
В приведенном примере использованы следующие наименования субсчетов по балансовому счету 41 "Товары":
41-2 "Товары в розничной торговле";
41-5 "Товары ненадлежащего качества".
Отражение операций в бухгалтерском учете:
Д-т сч.41-2 К-т сч.60 - 5500 руб. (3000 руб. + 2500 руб.) - отражена стоимость приобретенных товаров
Д-т сч.19 К-т сч.60 - 990 руб. (540 руб. + 450 руб.) - отражена сумма НДС по оприходованным товарам
Д-т сч.41-2 К-т сч.42 - 2996 руб. [(4720 руб. - 3000 руб.) + (3776 руб. - 2500 руб.)] - отражена торговая наценка по оприходованным товарам
Д-т сч.60 К-т сч.51 - 6490 руб. - отражена оплата товаров поставщику
Д-т сч.68 К-т сч.19 - 990 руб. - сумма НДС по оприходованным товарам принята к вычету
Д-т сч.50 К-т сч.90-1 - 3776 руб. - отражена выручка за проданный товар - печь N 2
Д-т сч.90-2 К-т сч.41-2 - 3776 руб. - списана учетная стоимость проданной печи
Д-т сч.90-2 К-т сч.42 - 1226 руб. - сторно на торговую наценку проданной печи
Д-т сч.90-3 К-т сч.68 - 576 руб. (3776 руб. х 18: 118) - начислен НДС по реализованному товару
Д-т сч.41-5 К-т сч.76 - 3776 руб. - оприходован возвращенный покупателем товар
Д-т сч.76 К-т сч.41-2 - 4720 руб. - покупателю выдан товар - печь N 1 взамен возвращенного
Д-т сч.50 К-т сч.76 - 944 руб. - отражена доплата от покупателя
Д-т сч.90-2 К-т сч.90-1 - 944 руб. - скорректирована выручка от продажи товара в части разницы между возвращенным и выданным взамен товаром
Д-т сч.90-2 К-т сч.42 - 444 руб. [(4720 руб. - 3000 руб.) - (3776 руб. - 2500 руб.)] - сторно торговой наценки в части разницы между возвращенным и выданным взамен товаром
Д-т сч.90-3 К-т сч.68 - 144 руб. (720 руб. х 18: 118 - 576 руб.) - с разницы между возвращенным и выданным взамен товаром начислен НДС.
Соразмерное уменьшение покупной цены
Закон "О защите прав потребителей" предусматривает, что в случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены (п. 3 ст. 24 Закона).
Пример 6
19 апреля 2004 г. организация розничной торговли приобрела электрочайник, покупная стоимость которого 354 руб., в том числе НДС - 54 руб. Учет товаров в организации ведется по продажным ценам. Продажная цена электрочайника установлена в размере 472 руб., в том числе НДС - 72 руб.
20 апреля 2004 г. электрочайник был продан, а через неделю покупатель потребовал уменьшения цены электрочайника в связи с обнаружением трещины на подставке. Стороны договорились о размере уменьшения покупной цены на сумму 59 руб., требование потребителя было удовлетворено в этом же месяце.
В рассматриваемой ситуации реализация электрочайника уже отражена, поэтому часть выручки, относящаяся к уменьшению цены сделки, сторнируется на согласованную сумму - 59 руб.
Отражение операций в бухгалтерском учете:
Д-т сч.41 К-т сч.60 - 300 руб. - отражена стоимость электрочайника
Д-т сч.19 К-т сч.60 - 54 руб. - отражена сумма НДС по электрочайнику
Д-т сч.41 К-т сч.42 - 172 руб. (472 руб. - 300 руб.) - отражена торговая наценка по электрочайнику
Д-т сч.60 К-т сч.51 - 354 руб. - отражена оплата товара поставщику
Д-т сч.68 К-т сч.19 - 54 руб. - сумма НДС по электрочайнику принята к вычету
Д-т сч.50 К-т сч.90-1 - 472 руб. - отражена выручка за проданный товар
Д-т сч.90-2 К-т сч.41 - 472 руб. - списана учетная стоимость проданного товара
Д-т сч.90-2 К-т сч.42 - 172 руб. - сторно на торговую наценку проданного товара
Д-т сч.90-3 К-т сч.68 - 72 руб. (472 руб. х 18: 118) - начислен НДС по реализованному товару
Д-т сч.76 К-т сч.90-1 - 59 руб. - сторно на выручку от продажи товара в связи с уменьшением покупной цены электрочайника
Д-т сч.90-3 К-т сч.68 - 9 руб. (59 руб. х 18: 118) - сторно на сумму НДС в связи с уменьшением покупной цены товара
Д-т сч.76 К-т сч.50 - 59 руб. - произведен расчет с потребителем в связи с уменьшением покупной цены товара.
Если требование потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара удовлетворено в следующем после продажи календарном году, то сторнирование реализации не производится, а делается запись по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы":
Д-т сч.91-2 К-т сч.76 - 59 руб. - отражена задолженность перед покупателем в связи с уменьшением покупной цены электрочайника
Д-т сч.76 К-т сч.50 - 59 руб. - претензия покупателя удовлетворена.
В налоговом учете суммы, выплаченные покупателю в связи с уменьшением покупной цены товара в следующем после продажи календарном году, по мнению автора, включаются в состав внереализационных расходов организации как убытки прошлых налоговых периодов, связанные с возмещением причиненного ущерба покупателю и выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде (подп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Расторжение договора купли-продажи
Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе потребовать расторжения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы (ст. 475 ГК РФ).
Кроме того, при расторжении договора потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения (п. 4 ст. 24 Закона N 2003-1 и п. 4 ст. 504 ГК РФ).
Следует иметь в виду, что если замену технически сложного или дорогостоящего товара покупатель вправе требовать только в случае обнаружения существенных недостатков, то требование о расторжении договора купли-продажи, в том числе и технически сложного товара, потребитель может предъявить независимо от того, насколько существенными были недостатки.
Пример 7
17 мая 2004 г. организация розничной торговли приобрела партию пылесосов в количестве 10 штук. Покупная стоимость одного пылесоса составила 2950 руб., в том числе НДС - 450 руб. Учет товаров в организации ведется по покупным ценам. Продажная цена за один пылесос установлена в размере 3540 руб., в том числе НДС - 540 руб. В течение недели магазином были проданы все пылесосы.
После их реализации, 26 мая, покупателем был возвращен один некачественный пылесос. Магазин не смог заменить товар на такой же соответствующего качества, поскольку пылесосов у него уже не было (соответственно и стоимость пылесоса на момент предъявления требования не изменилась). Поэтому потребитель потребовал расторгнуть договор купли-продажи пылесоса. Требование потребителя было удовлетворено. В этом же месяце покупателю были возвращены денежные средства.
Отражение операций в бухгалтерском учете:
Д-т сч.41 К-т сч.60 - 25 000 руб. (2500 руб. х 10 шт.) - отражена стоимость приобретенных товаров
Д-т сч.19 К-т сч.60 - 4500 руб. - отражена сумма НДС по оприходованным товарам
Д-т сч.60 К-т сч.51 - 29 500 руб. - отражена оплата товаров поставщику
Д-т сч.68 К-т сч.19 - 4500 руб. - сумма НДС по оприходованным товарам принята к вычету
Д-т сч.50 К-т сч.90-1 - 35 400 руб. (3540 руб. х 10 шт.) - отражена выручка за проданные товары
Д-т сч.90-2 К-т сч.41 - 25 000 руб. - списана фактическая себестоимость проданных товаров
Д-т сч.90-3 К-т сч.68 - 5400 руб. (35 400 руб. х 18: 118) - начислен НДС по реализованным товарам
Д-т сч.76 К-т сч.90-1 - 3540 руб. - сторно на продажную стоимость возвращенного товара
Д-т сч.90-2 К-т сч.41 - 2500 руб. - сторно на покупную стоимость возвращенного товара
Д-т сч.90-3 К-т сч.68 - 540 руб. (3540 руб. х 18: 118) - сторно на сумму НДС, начисленную с реализации возвращенного товара
Д-т сч.76 К-т сч.50 - 3540 руб. - отражена выплата покупателю денежных средств за возвращенный товар.
Если стоимость пылесоса на дату предъявления требования покупателя о расторжении договора купли-продажи повысилась, например, на 200 руб. и покупатель потребовал возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой товара на момент добровольного удовлетворения требования о расторжении договора, а организация в досудебном порядке удовлетворила такое требование потребителя, то в бухгалтерском учете организации за счет роста цены на пылесос дополнительно к вышеуказанным проводкам отражается еще и убыток от этой операции:
Д-т сч.76 К-т сч.50 - 200 руб. -удовлетворена претензия покупателя по выплате ему разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой товара на момент добровольного удовлетворения требования о расторжении договора купли-продажи
Д-т сч.91-2 К-т сч.76 - 200 руб. - отражены расходы по удовлетворению претензии покупателя.
Поскольку в соответствии со ст. 15 ГК РФ расходы по восстановлению нарушенного права потребителя являются возмещением причиненного ему ущерба, расходы по выплате ценовой разницы покупателю, произведенные торговой организацией в связи с удовлетворением его претензии, по мнению автора, учитываются при исчислении налога на прибыль в составе внереализационных расходов как расходы на возмещение причиненного ущерба (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).
По поводу обложения ЕСН и НДФЛ денежных средств, выплачиваемых физическим лицам - покупателям в виде разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой товара на момент добровольного удовлетворения требования о расторжении договора купли-продажи, хотелось бы отметить следующее.
Денежные средства, выплачиваемые организациями торговли покупателям в связи с возвратом товаров, ЕСН не облагаются, поскольку объектом обложения ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (ст. 236 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат, связанных с возмещением расходов, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Выплата ценовой разницы покупателю является возмещением причиненных ему убытков. Под убытками в соответствии со ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
По мнению автора, указанное возмещение разницы в ценах является одним из видов установленных действующим законодательством РФ, а именно п. 4 ст. 24 Закона N 2003-1 и п. 4 ст. 504 ГК РФ, компенсационных выплат. Следовательно, суммы таких выплат в пользу физических лиц обложению НДФЛ не подлежат.
Возврат бракованной продукции поставщику
Порядок учета и налогообложения операций, связанных с возвратом бракованной продукции покупателем - юридическим лицом поставщику, зависит от момента перехода права собственности на нее, факта ее оплаты, учетной политики продавца и покупателя, их статуса и т. д.
Ниже рассматриваются бухгалтерские и налоговые аспекты возврата бракованной продукции юридическим лицом, применяющим традиционную систему налогообложения, производителю в наиболее типичной ситуации: когда переход права собственности на нее наступил в момент отгрузки, учетная политика организаций в целях исчисления НДС - "по оплате", а качество поставляемой продукции определяется покупателем у себя на складе.
Что такое брак?
Под браком в производстве принято понимать изделия, полуфабрикаты, детали, узлы и работы, которые не соответствуют по своему качеству установленным стандартам или техническим условиям и не могут быть использованы по своему прямому назначению или используются лишь после исправления. В зависимости от характера установленных дефектов брак делится на исправимый и неисправимый, так называемый окончательный.
Исправимым браком считаются изделия, полуфабрикаты (детали и узлы) и работы, которые после исправления могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически возможно и экономически целесообразно.
Окончательный брак - изделия, полуфабрикаты, детали и работы, которые не могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически невозможно или экономически нецелесообразно, то есть затраты на изготовление новой продукции, полуфабрикатов (узлов, деталей) взамен брака ниже, чем расходы по его исправлению.
По месту обнаружения брак подразделяется на внутренний, выявленный на предприятии до отправки продукции потребителям, и внешний, выявленный у потребителя, о нем и пойдет речь.
Что необходимо для его возврата?
При заключении договора купли-продажи покупатель исходит из того, что товар должен быть передан со всеми необходимыми принадлежностями и документами в согласованном количестве, ассортименте и комплекте (комплектности). Он должен быть установленного качества, находиться в надлежащей упаковке и (или) таре, а также быть свободным от прав на него третьих лиц.
Поэтому ненадлежащее исполнение поставщиком вышеназванного, в частности поставка некачественного (бракованного) товара, влечет абсолютно правомерный отказ покупателя принять и оплатить его (ст. 475 ГК РФ).
Покупатель должен известить продавца о своих претензиях в сроки, указанные в договоре. Если же в договоре такой информации нет, то сделать это можно в течение двух лет со дня передачи товара продавцом (п. 2 ст. 477 ГК РФ), причем все претензии по качеству должны быть оформлены в письменной форме и переданы поставщику товарно-материальных ценностей.
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, либо данным, указанным в сопроводительных документах, покупатель составляет Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по унифицированной форме N ТОРГ-2 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132), который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику.
В настоящее время форма претензионного письма законодательно не установлена, поэтому покупатель составляет его в произвольной форме. В письме за подписью руководителя организации следует указать:
сведения о договоре между поставщиком и покупателем, на основании которого был поставлен товар;
сведения об акте расхождений;
требования, предъявляемые продавцу;
сумму и расчет претензии с полным обоснованием (если претензия подлежит денежной оценке, обстоятельства, на которых основываются требования с доказательствами, подтверждающими их, со ссылкой на соответствующее законодательство);
другие сведения, необходимые для урегулирования спора.
Если покупатель утверждает, что поставленный товар некачественный, а продавец с этим не согласен, определить, кто прав, можно, обратившись в:
аккредитованные испытательные лаборатории (центры) - по товарам, подлежащим обязательной сертификации (Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, приведен в постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013);
органы по добровольной сертификации - по товарам, которые не подлежат обязательной сертификации;
организации, компетентные в вопросах определения качества какого-либо товара по роду своей деятельности - по товарам, не подлежащим обязательной сертификации и не прошедшим добровольную сертификацию.
При полном удовлетворении претензии в ответе, как правило, указываются сумма признанной претензии, номер и дата платежного поручения, которым перечислена сумма для удовлетворения претензии, или срок и способ удовлетворения претензии, если последняя не подлежит денежной оценке.
При частичном удовлетворении претензии в ответе указываются мотивы ее частичного непризнания ее со ссылкой на действующее законодательство, обосновывающее частичное непризнание.
Если продавец принял претензию, то в произвольной форме составляется акт о возврате товара, который подписывают обе стороны.
Таким образом, продукция может быть признана внешним браком только в случае, если между сторонами договора будет подписан письменный документ - акт, из содержания которого вытекает, что стороны согласились признать определенное количество поставленной продукции бракованной.
Возврат оплаченного брака
Возврат ранее оприходованного и оплаченного товара в связи с несоответствием качества многие специалисты считают его обратной реализацией. Их позиция по этому вопросу основана на ряде писем УМНС РФ по г. Москве (от 22 июля 2002 г. N 24-11/33403, от 18 марта 2003 г. N 24-11/14735, от 17 апреля 2003 г. N 24-11/21277) и сводится к следующему.
В случае когда покупатель возвращает оплаченную бракованную продукцию продавцу, учетная политика которого в целях исчисления НДС принята "по оплате", последний уже начислил и уплатил в бюджет НДС. В связи с этим сумму НДС, ранее начисленную с выручки от продажи некачественного товара и уплаченную в бюджет, продавец принимает к вычету.
Вычетам согласно п. 5 ст. 171 НК РФ подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае их возврата продавцу. При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Следовательно, для права на вычет продавцу необходимо получить от покупателя счет-фактуру и зарегистрировать его в книге покупок.
Покупатель, возвращая товар, оформляет накладную. Товар возвращается по той же стоимости, по которой был приобретен.
В соответствии со ст. 39 НК РФ передача права собственности на товары одним лицом другому лицу признается их реализацией, поэтому считается, что, поскольку право собственности на товар уже перешло, возвращая товар, покупатель его реализует, а бывший продавец вновь приобретает право собственности на ранее реализованный товар. Таким образом совершается обратная поставка товара.
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров на территории РФ признается объектом обложения по НДС, в связи с чем на стоимость возвращенного товара покупателю следует начислить НДС, выставить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж, поскольку брак был выявлен уже после того, как покупатель оприходовал продукцию.
В налоговом учете бывший покупатель отражает такую операцию в регистре учета доходов от реализации, а в бухгалтерском - с использованием счета 90 "Продажи". Бывший же продавец отражает поступление товара в бухгалтерском и налоговом учете как его приобретение.
Пример 8
29 апреля 2004 г. ООО "Полина" - производитель косметической продукции отгрузило аптеке - ЗАО "Лина" 200 банок косметического средства "Вторая молодость". Товар полностью оплачен в этот же день. Себестоимость каждой единицы товара составила 150 руб., а отпускная цена - 236 руб., в том числе НДС - 36 руб. Учетная политика обеих организаций в целях исчисления НДС принята "по оплате".
14 мая этого же года покупатель обнаружил, что 10 банок приобретенного средства - бракованные. ЗАО "Лина" был составлен акт об установлении расхождения по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей, на основании которого продавцу было направлено претензионное письмо с требованием заменить брак на новые банки.
В этот же день некачественные изделия были возвращены поставщику, а ООО "Полина" признало претензию покупателя - был подписан двухсторонний акт о возврате товара.
17 мая 2004 г. ООО "Полина" было передано ЗАО "Лина" 10 новых банок косметического средства "Вторая молодость".
Отражение операций в бухгалтерском учете ООО "Полина":
29 апреля 2004 г.
Д-т сч.62 К-т сч.90-1 - 47 200 руб. (236 руб. х 200 шт.) - отражена выручка за проданную продукцию
Д-т сч.90-3 К-т сч.68 - 7200 руб. (47 200 руб. х 18: 118) - начислен НДС по реализованной продукции
Д-т сч.90-2 К-т сч.43 - 30 000 руб. (150 руб. х 200 шт.) - списана себестоимость реализованной продукции
Д-т сч.51 К-т сч.62 - 47 200 руб. - поступили денежные средства за проданную продукцию
14 мая 2004 г.
Д-т сч.10 К-т сч.60 - 2000 руб. [(236 руб. - 36 руб.) х 10 шт.] - оприходована возвращенная продукция
Д-т сч.19 К-т сч.60 - 360 руб. (36 руб. х 10 шт.) - учтена сумма НДС по возвращенной продукции
17 мая 2004 г.
Д-т сч.62 К-т сч.90-1 - 2360 руб. (236 руб. х 10 шт.) - отражена выручка за замененную продукцию
Д-т сч.90-3 К-т сч.68 - 360 руб. (2360 руб. х 18 : 118) - начислен НДС
Д-т сч.90-2 К-т сч.43 - 1500 руб. (150 руб. х 10 шт.) - списана себестоимость реализованной продукции
Д-т сч.60 К-т сч.62 - 2360 руб. - произведен зачет встречных однородных требований
Д-т сч.68 К-т сч.19 - 360 руб. - НДС по возвращенной продукции принят к вычету.
Таким образом, сумма НДС по возвращенной продукции, принимается продавцом к вычету и отражается в налоговой декларации в том отчетном периоде, в котором:
получен счет-фактура покупателя;
оприходована возвращенная продукция;
по отношению к поставщику (бывшему покупателю) исполнены обязательства по замене возвращенной продукции.
Отражение операций в бухгалтерском учете ЗАО "Лина":
29 апреля 2004 г.
Д-т сч.41 К-т сч.60 - 40 000 руб. [(236 руб. - 36 руб.) х 200 шт.] - оприходовано 200 банок косметического средства
Д-т -сч.19 К-т сч.60 - 7200 руб. (36 руб. х 200 шт.) - учтена сумма НДС по оприходованной косметике
Д-т сч.60 К-т сч.51 - 47 200 руб. - отражена оплата товара
Д-т сч.68 К-т сч.19 - 7200 руб. - НДС по оприходованной косметике принят к вычету
14 мая 2004 г.
Д-т сч.62 К-т сч.90-1 - 2360 руб. (236 руб. х 10 шт.) - отражена выручка за возвращенную продукцию
Д-т сч.90-3 К-т сч.76 - 360 руб. (2360 руб. х 18: 118) - начислен неоплаченный НДС
Д-т сч.90-2 К-т сч.41 - 2000 руб. (150 руб. х 10 шт.) - списана стоимость возвращенной продукции
17 мая 2004 г.
Д-т сч.41 К-т сч.60 - 2000 руб. [(236 руб. - 36 руб.) х 10 шт.] - оприходовано 10 новых банок косметического средства
Д-т сч.19 К-т сч.60 - 360 руб. (36 руб. х 10 шт.) - учтена сумма НДС по оприходованной косметике
Д-т сч.60 К-т сч.62 - 2360 руб. - произведен зачет встречных однородных требований
Д-т сч.76 К-т сч.68 - 360 руб. - начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет
Д-т сч.68 К-т сч.19 - 360 руб. - НДС по замененной продукции принят к вычету.
Если покупатель применяет традиционную систему налогообложения, то сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет, в связи с возвратом товара останется для него такой же. Иногда обратная реализация оказывается даже выгодна. Так, например, увеличивается база для расчета суммы расходов на нормируемые виды рекламы, которую можно признать в целях исчисления налога прибыль, поскольку она зависит от величины выручки (п. 4 ст. 264 НК РФ).
В случае если покупатель товара не является плательщиком НДС, например использует упрощенную систему налогообложения, то при обратной реализации товара (возврате) у него появляется объект обложения НДС без права на вычет налога, в связи с чем бывший покупатель должен на сумму реализации начислить НДС и полностью уплатить его в бюджет.
По мнению автора, поставку некачественного товара следует рассматривать как ненадлежащее исполнение заключенного договора, поскольку у покупателя нет обязанности оплачивать некачественную продукцию.
Следовательно, в этом случае договор считается недействительным (расторгнутым) в части бракованной продукции, а переход права собственности на нее - неосуществившимся.
Это означает, что при возврате бракованного товара его обратной реализации не происходит (постановление ФАС Московского округа от 20 июня 2001 г. по делу N КА-А40/2979-01 и Письмо УМНС РФ по Московской области от 26 марта 2004 г. N 06-22/2264).
Покупатель в этом случае сторнирует проводки, которыми был оприходован бракованный товар, и восстанавливает НДС, ранее принятый к вычету, в части бракованного товара. В свою очередь, продавец также сторнирует в бухгалтерском учете проводки, которые отражали выручку от продажи этой продукции и суммы начисленного по ней НДС. В налоговом учете продавец исключает из доходов от реализации выручку от продажи брака, а из расходов - затраты на его изготовление.
Пример 9
12 апреля 2004 г. ООО "Полина" - производитель косметической продукции, отгрузило магазину - ЗАО "Марина" 200 банок косметического средства "Вторая молодость". Товар полностью оплачен в этот же день. Себестоимость каждой единицы товара составила 150 руб., а отпускная цена - 236 руб., в том числе НДС - 36 руб. Учетная политика обеих организаций в целях исчисления НДС принята "по оплате".
19 апреля покупатель обнаружил, что 10 банок средства - бракованные. ЗАО "Марина" был составлен акт об установлении расхождения по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей, на основании которого продавцу было направлено претензионное письмо с требованием вернуть денежные средства за бракованный товар.
В этот же день некачественные изделия были возвращены поставщику, ООО "Полина" признало претензию покупателя (был подписан двухсторонний акт о возврате товара) и перечислило деньги за возвращенный товар ЗАО "Марина".
Отражение операций в бухгалтерском учете ООО "Полина":
12 апреля 2004 г.
Д-т сч.62 К-т сч.90-1 - 47 200 руб. (236 руб. х 200 шт.) - отражена выручка за проданную продукцию
Д-т сч.90-3 К-т сч.68 - 7200 руб. (47 200 руб. х 18: 118) - начислен НДС по реализованной продукции
Д-т сч.90-2 К-т сч.43 - 30 000 руб. (150 руб. х 200 шт.) - списана себестоимость реализованной продукции
Д-т сч.51 К-т сч.62 - 47 200 руб. - поступили денежные средства за проданную продукцию
19 апреля 2004 г.
Д-т сч.62 К-т сч.76 - 2360 руб. - отражена задолженность перед покупателем
Д-т сч.76 К-т сч.51 - 2360 руб. - удовлетворена претензия покупателя
Д-т сч.62 К-т сч.90-1 - 2360 руб. (236 руб. х 10 шт.) - сторно выручки за проданную продукцию на отпускную цену возвращенной (бракованной) продукции
Д-т сч.90-3 К-т сч.68 - 360 руб. (2360 руб. х 18 : 118) - сторно НДС по бракованной продукции
Д-т сч.90-2 К-т сч.43 - 1500 руб. (150 руб. х 10 шт.) - сторно себестоимости реализованной продукции на себестоимость возвращенной бракованной продукции.
Отражение операций в бухгалтерском учете ЗАО "Акулина":
12 апреля 2004 г.
Д-т сч.41 К-т сч.60 - 40 000 руб. [(236 руб. - 36 руб.) х 200 шт.] - оприходовано 200 банок косметического средства
Д-т сч.19 К-т сч.60 - 7200 руб. (36 руб. х 200 шт.) - учтена сумма НДС по оприходованной косметике
Д-т сч.60 К-т сч.51 - 47 200 руб. - отражена оплата товара
Д-т сч.68 К-т сч.19 - 7200 руб. - НДС по оприходованной косметике принят к вычету
19 апреля 2004 г.
Д-т сч.41 К-т сч.60 - 2000 руб. (200 руб. х 10 шт.) - сторно на стоимость бракованных товаров, возвращенных поставщику
Д-т сч.19 К-т сч.60 - 360 руб. (36 руб. х 10 шт.) - сторно НДС по бракованным товарам, возвращенным поставщику
Д-т сч.68 К-т сч.19 - 360 руб. - сторно НДС, ранее принятого к вычету, в части бракованного товара
Д-т сч.76-2 К-т сч.60 - 2360 руб. - отражена задолженность продавца за возвращенный некачественный товар
Д-т сч.51 К-т сч.76-2 - 2360 руб. - погашена задолженность по бракованному товару.
Что касается указания продавцом в счете-фактуре суммы сторно на возвращенную бракованную продукцию, что иногда требуют покупатели, то поскольку ст. 169 НК РФ и Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утверждены постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914) такие записи не предусмотрены, по мнению автора, их производить не следует.
Во-первых, налоговый орган может квалифицировать счет-фактуру с указанием суммы сторно на возвращаемую продукцию составленным с нарушением установленного порядка и соответственно не считать его основанием для вычета сумм НДС, предъявленных покупателю продавцом.
Во-вторых, покупатель принимает НДС к вычету в размере, не превышающем сумму, указанную в счете-фактуре, а даже меньшую, поскольку он не оплачивает бракованный товар, и здесь со стороны налоговой службы претензий просто быть не может.
Таким образом, указывать сумму сторно на возвращаемую продукцию в счете-фактуре нецелесообразно, хотя прямого запрета таких действий ст. 169 НК РФ и Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур не содержат.
По поводу вычета по НДС у продавца хотелось бы отметить следующее.
Суммы НДС, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу подлежат вычету (п. 5 ст. 171 НК РФ). Причем это надо сделать после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров и не позднее, чем через год с момента возврата товара (п. 4 ст. 172 НК РФ). При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (п. 1 ст. 172 НК РФ).
По мнению автора, действие последней нормы не распространяется на рассматриваемую ситуацию, поскольку при возврате бракованного товара его обратной реализации не происходит, соответственно покупатель не выставляет продавцу счет-фактуру, поэтому сумму НДС по возвращенному товару продавец принимает к вычету, не имея счета-фактуры покупателя, при этом:
бракованный товар должен быть оприходован продавцом;
в бухгалтерском учете покупателя должны быть произведены соответствующие сторнировочные записи;
суммы НДС, предъявленные продавцом покупателю при реализации этого товара, должны быть уплачены продавцом в бюджет;
если товар был оплачен, продавцом должна быть погашена задолженность перед покупателем на стоимость бракованного товара (например, деньги за брак должны быть возвращены покупателю);
с момента возврата товара покупателем продавцу не истек один год.
Возврат неоплаченного брака
В случае когда покупатель возвращает неоплаченную бракованную продукцию, а продавец взамен нее отгружает новую, надлежащего качества, продавец сторнирует проводки, которые отражали выручку от продажи бракованной продукции и суммы начисленного по ней НДС, списывает брак и после передачи покупателю новой продукции снова отражает в учете продажу товаров и начисляет на них налог на добавленную стоимость.
В налоговом учете продавца из доходов от реализации товаров исключается выручка от продажи брака, а из расходов - затраты на его изготовление. Когда новые товары будут переданы покупателю, продавец вновь включает сумму выручки в доходы, а себестоимость этой продукции - в расходы.
Потери от брака относятся к прочим расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль, причем в полном объеме, без каких-либо ограничений (подп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поскольку потери от брака в полном объеме учитываются при исчислении налога на прибыль, то суммы НДС, относящиеся к браку и предъявленные налогоплательщиком ранее к вычету, восстановлению к уплате в бюджет не подлежат.
Пример 10
29 апреля 2004 г. ООО "Полина" - производитель косметической продукции, отгрузило ЗАО "Алина", также производителю косметики, 200 банок косметического средства "Вторая молодость". Товар не оплачен. Себестоимость каждой единицы товара составила 150 руб., а отпускная цена - 236 руб., в том числе НДС - 36 руб. Согласно договору переход права собственности наступает в момент отгрузки продукции. Учетная политика ООО "Полина" в целях исчисления НДС принята "по оплате".
14 мая покупатель обнаружил, что 10 банок не соответствуют качеству, указанному в сертификате, проще говоря - бракованные. ЗАО "Алина" был составлен акт об установлении расхождения по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей, на основании которого продавцу направлено претензионное письмо с требованием заменить брак на новые банки. В этот же день ООО "Полина" признало претензию покупателя, был подписан двухсторонний акт о возврате товара, а ЗАО "Алина" вернуло некачественные изделия. Брак был частично списан ООО "Полина" на расходы основного производства (1000 руб.), а частично оприходован как материалы (500 руб.).
1 июня 2004 г. ООО "Полина" было передано ЗАО "Алина" 10 новых банок косметического средства "Вторая молодость", а 2 июня 2004 года товар был полностью оплачен покупателем.
Отражение операций в бухгалтерском учете ООО "Полина":
29 апреля 2004 г.
Д-т сч.62 К-т сч.90-1 - 47 200 руб. (236 руб. х 200 шт.) - отражена выручка за проданную продукцию
Д-т сч.90-3 К-т сч.76 - 7200 руб. (47 200 руб. х 18: 118) - начислен неоплаченный НДС по реализованной продукции
Д-т сч.90-2 К-т сч.43 - 30 000 руб. (150 руб. х 200 шт.) - списана себестоимость реализованной продукции
Д-т сч.90-9 К-т сч.99 - 10 000 руб. (47 200 руб. - 7200 руб. - 30 000 руб.) - отражена прибыль от продажи продукции
14 мая 2004 г.
Д-т сч.62 К-т сч.90-1 - 2360 руб. (236 руб. х 10 шт.) - сторно выручки за проданную продукцию на отпускную цену возвращенной (бракованной) продукции
Д-т сч.90-3 К-т сч.76 - 360 руб. (2360 руб. х 18: 118) - сторно НДС по бракованной продукции
Д-т сч.90-2 К-т сч.43 - 1500 руб. (150 руб. х 10 шт.) - сторно себестоимости реализованной продукции на себестоимость возвращенной бракованной продукции
Д-т сч.90-9 К-т сч.99 - 500 руб. (2360 руб. - 360 руб. - 1500 руб.) - сторно прибыли от продажи продукции
Д-т сч.28 К-т сч.43 - 1500 руб. - себестоимость возвращенной продукции списана на потери от брака
Д-т сч.20 К-т сч.28 - 1000 руб. - часть брака (окончательный брак) списана на расходы основного производства
Д-т сч.10 К-т сч.28 - 500 руб. - часть брака (исправимый брак) оприходована как материалы
1 июня 2004 г.
Д-т сч.62 К-т сч.90-1 - 2360 руб. (236 руб. х 10 шт.) - отражена выручка за замененную продукцию
Д-т сч.90-3 К-т сч.76 - 360 руб. (2360 руб. х 18: 118) - начислен неоплаченный НДС
Д-т сч.90-2 К-т сч.43 - 1500 руб. (150 руб. х 10 шт.) - списана себестоимость реализованной продукции
2 июня 2004 г.
Д-т сч.51 К-т сч.62 - 47 200 руб. - поступили денежные средства за проданную продукцию
Д-т сч.76 К-т сч.68 - 7200 руб. (47 200 руб. х 18: 118) - начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет.
Отражение операций в бухгалтерском учете ЗАО "Алина":
29 апреля 2004 г.
Д-т сч.10 К-т сч.60 - 40 000 руб. [(236 руб. - 36 руб.) х 200 шт.] - оприходовано 200 банок косметического средства
Д-т сч.19 К-т сч.60 - 7200 руб. (36 руб. х 200 шт.) - учтена сумма НДС по оприходованной косметике
14 мая 2004 г.
Д-т сч.10 К-т сч.60 - 2000 руб. (200 руб. х 10 шт.) - сторно на стоимость бракованных материалов, возвращенных поставщику;
Д-т сч.19 К-т сч.60 - 360 руб. (36 руб. х 10 шт.) - сторно НДС по бракованным материалам, возвращенным поставщику
1 июня 2004 г.
Д-т сч.10 К-т сч.60 - 2000 руб. [(236 руб. - 36 руб.) х 10 шт.] - оприходовано 10 новых банок косметического средства
Д-т сч.19 К-т сч.60 - 360 руб. (36 руб. х 10 шт.) - учтена сумма НДС по оприходованной косметике
2 июня 2004 г.
Д-т сч.60 К-т сч.51 - 47 200 руб. - отражена оплата товара
Д-т сч.68 К-т сч.19 - 7200 руб. - НДС по оприходованной косметике принят к вычету.
Следует иметь в виду, что на практике встречаются случаи, когда налогоплательщики в договоре определяют заранее, что будет поставлено определенное количество бракованной продукции.
По мнению автора, это будет уже не бракованная продукция, а продукция пониженного качества (не соответствующая определенным стандартам). Поэтому если стороны договорились поставить какое-то количество бракованной продукции, то это уже будет не бракованная продукция, а продукция, качество которой согласовано в договоре, и при ее возврате у продавца не будет законных оснований относить стоимость такой продукции к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в соответствии с подп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ, уменьшая тем самым базу по налогу на прибыль.
Г. Кузьмин
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 22, май 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.