Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О присоединении к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии"
Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (далее - Договор) подписан главами пяти государств - основателей АСЕАН 24 февраля 1976 г. на о. Бали (Индонезия) и является одним из основополагающих региональных правовых актов, в котором участвуют все страны - члены АСЕАН и Папуа - Новая Гвинея. С принятием в 1987 и 1998 годах двух протоколов к Договору в него были внесены изменения, открывающие возможность присоединения к Договору государств, расположенных за пределами Юго-Восточной Азии.
Начиная с 2000 года АСЕАН обращается к своим диалоговым партнерам, включая Россию, с призывом присоединиться к Договору. В октябре 2003 г. участниками Договора стали Китай и Индия. В настоящее время такую возможность рассматривают Япония, Республика Корея, Австралия и некоторые другие партнеры АСЕАН по диалогу.
17 сентября 2003 г. председатель Постоянного комитета АСЕАН, Министр иностранных дел Республики Индонезии Х. Вираюда передал от имени всех стран - членов АСЕАН официальное приглашение Российской Федерации присоединиться к Договору.
Договор - конструктивный документ, отвечающий интересам обеспечения мира, безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Важное значение для проведения принципиальной линии России на разрешение мирными, политико-дипломатическими средствами сохраняющихся в этом районе опасных конфликтных ситуаций имеет подтверждение применительно к региону таких основополагающих принципов, как уважение независимости, суверенитета, равенства и территориальной целостности всех государств, отказ от применения силы или угрозы силой, невмешательство во внутренние дела друг друга, а также обязательство участников Договора (статья 10) не участвовать в какой-либо деятельности, создающей угрозу политической или экономической стабильности одной из договаривающихся сторон. Поддержка Россией этих принципов именно в Договоре приобретает сейчас особую значимость с учетом попыток ряда стран Запада размыть их в межгосударственных отношениях в целом и в применении к государствам Юго-Восточной Азии в частности.
Присоединение к Договору дает России возможность в случаях, когда затрагиваются ее интересы, участвовать в работе созданного в рамках Договора Высшего совета - постоянно действующего органа (на уровне министров иностранных дел государств - участников) по мирному урегулированию возможных региональных конфликтов.
Присоединение к этому документу России одной из первых среди государств, расположенных за пределами Юго-Восточной Азии, наравне с Китаем способствовало бы укреплению ее позиций в этом важном для российских интересов регионе мира. Оно также имело бы большое значение в плане дальнейшего продвижения партнерства России с АСЕАН, позволило бы вместе с Китаем выйти на лидирующие позиции в отношениях с АСЕАН - "ядром" региональных интеграционных процессов - в условиях обострившегося соперничества за влияние на данную организацию ведущих мировых держав. В пользу этого высказываются заинтересованные федеральные органы исполнительной власти: Минобороны России, МВД России, ФСБ России, СВР России и Минюст России.
Каких-либо правовых препятствий для присоединения России к Договору не имеется. Договор по своей сути является политической декларацией о нормах и принципах взаимоотношений государств в регионе Юго-Восточной Азии и не накладывает на Российскую Федерацию дополнительных правовых обязательств, помимо тех, которые зафиксированы в уже действующих международно-правовых актах.
Присоединение к Договору не повлечет за собой дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Подключаясь к Договору, Российская Федерация обусловливает этот шаг равенством участия в нем всех государств, расположенных за пределами Юго-Восточной Азии. В связи с изложенным присоединение России к Договору осуществляется со следующим заявлением:
"Российская Федерация заявляет, что все положения настоящего Договора будут неукоснительно и добросовестно выполняться.
Российская Федерация исходит из того, что ее права и обязательства по настоящему Договору будут равны правам и обязательствам всех других государств - участников Договора, не входящих в регион Юго-Восточной Азии".
АСЕАН официально уведомила МИД России о том, что она согласна на данное условие и его фиксацию в российской грамоте о присоединении, гарантирующие, что ни одно государство, не входящее в регион Юго-Восточной Азии, не сможет впоследствии присоединиться к Договору на более благоприятных условиях, нежели Россия.
Объектом Договора являются основы межгосударственных отношений. В связи с этим на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" решение о присоединении к Договору должно быть принято в форме федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.