Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"
В целях реализации Федерального закона от 9 июля 2002 года N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 года N 788 "О межведомственных комиссиях по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей" в Челябинской области образованы межведомственная территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Челябинской области (далее - территориальная комиссия по финансовому оздоровлению) и районные комиссии по содействию деятельности территориальной комиссии по финансовому оздоровлению.
В целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2003 года N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" в главном управлении сельского хозяйства и продовольствия Челябинской области создана рабочая группа для организационного, информационного и консультационного обеспечения деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих долги (далее - должники), и территориальной комиссии по финансовому оздоровлению. Из 324 сельскохозяйственных товаропроизводителей Челябинской области кредиторскую задолженность по данным учета налоговых органов и государственных внебюджетных фондов по состоянию на 1 января 2002 года имели 318 сельскохозяйственных товаропроизводителей. Общая сумма задолженности составила 4079,2 млн. рублей, в том числе пеней и штрафов - 2531 млн. рублей.
По состоянию на 15 марта 2004 года территориальной комиссией по финансовому оздоровлению рассмотрено 127 заявлений сельскохозяйственных товаропроизводителей о включении их в программу финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - программа финансового оздоровления), 123 сельскохозяйственные организации включены в указанную программу, но соглашения о реструктуризации долгов подписаны только в отношении 77 должников.
Обязательными условиями для включения в программу финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" и иными нормативными правовыми актами, действующими в сфере финансового оздоровления, являются:
подписание соглашения о реструктуризации долгов кредиторами, имеющими право на реструктуризацию и обладающими правом требования в совокупности не менее 75 процентов от общей суммы кредиторской задолженности, подлежащей реструктуризации;
уплата должником всех текущих платежей по налогам, сборам и другим денежным обязательствам в полном объеме в течение одного месяца, предшествующего дате подачи заявления.
Эти два условия являются главным препятствием для включения в программу финансового оздоровления большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Проведенные расчеты и анализ показывают, что из 324 сельскохозяйственных товаропроизводителей Челябинской области, ведущих хозяйственно-финансовую деятельность, вести оплату текущих платежей способны лишь 160, оставшиеся 164 сельскохозяйственных товаропроизводителя либо реорганизованы без перехода прав и обязательств и ведут деятельность самостоятельно или с участием инвесторов, либо находятся в процедуре банкротства. Из названных 160 сельскохозяйственных товаропроизводителей лишь 62 имеют в структуре кредиторской задолженности 75 и выше процентов задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды - этот фактор позволяет им без особого труда вступить в программу финансового оздоровления. Оставшемуся 61 сельскохозяйственному товаропроизводителю необходимо подписывать соглашения с кредиторами - поставщиками материально-технических ресурсов (в основном это касается поставщиков энергоносителей).
Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации хозяйствующим субъектам естественных монополий (РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром") рекомендовано принять участие в реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Рассмотренные на заседаниях Советов директоров РАО "ЕЭС России" и ОАО "Газпром" вопросы об участии их региональных структур в программе финансового оздоровления носят рекомендательный характер и не дают права этим структурам в субъектах Российской Федерации на подписание соглашения о реструктуризации долгов на условиях, определенных в нормативных правовых актах, действующих в сфере финансового оздоровления. Данный факт осложняет и практически делает невозможным участие в программе финансового оздоровления около 60 процентов сельскохозяйственных товаропроизводителей Челябинской области.
Более того, к сельскохозяйственным товаропроизводителям, уже вошедшим в программу финансового оздоровления, предприятия - поставщики энергоносителей продолжают применять взыскание долгов по исполнительным листам, выданным до подписания соглашения о реструктуризации долгов. Судебные приставы-исполнители производят арест, изъятие и реализацию имущества, находящегося в технологических процессах, обеспечивающих выполнение плана финансового оздоровления. Это ставит под угрозу восстановление платежеспособности должника, ведет к банкротству и делает напрасными все усилия и работу как органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и хозяйствующих субъектов в реализации государственной политики по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Соответствующие финансовые органы отказывают в реструктуризации задолженности по централизованным кредитам, полученным в 1992 - 1994 годах, в связи с тем, что Министерством финансов Российской Федерации не дано указаний о проведении вышеуказанной реструктуризации.
Переход с 1 января 2004 года на единый сельскохозяйственный налог несколько снизил налоговое бремя и позволил многим сельскохозяйственным товаропроизводителям преодолеть барьер по оплате текущих платежей для включения их в программу финансового оздоровления. После подготовки годового отчета в феврале 2004 года значительно возросла активность сельскохозяйственных товаропроизводителей по включению их в программу финансового оздоровления, однако в связи с трудностями организационного характера они не смогли подписать соглашения о списании сумм пеней и штрафов в срок до 1 апреля 2004 года.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.