Заключение Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям по проекту Градостроительного кодекса Российской Федерации (проект N51711-4) (внесен депутатами Государственной Думы Б.В. Грызловым, Г.В. Боосом, В.Н. Богомоловым, Е.И. Богомольным, Н.В. Бурыкиной, Ю.Н. Волковым, В.В. Володиным, И.Н. Габдрахмановым, В.Г. Драгановым, В.М. Зубовым, П.В. Крашенинниковым, Г.В. Куликом, А.М. Макаровым, В.А. Пехтиным, В.С. Плескачевским, В.М. Резником, А.А. Тягуновым, А.Н. Чилингаровым, П.Б. Шелищем)
Рассмотрев проект Градостроительного кодекса Российской Федерации (проект N 51711-4), Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям считает необходимым отметить следующее.
Проект Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - проект) является комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере территориального планирования, градостроительного регулирования, проектирования и собственно строительства.
Необходимость принятия нового кодекса вызвана рядом причин юридического (необходимость приведения градостроительного законодательства в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими федеральными законами, устранения декларативных и дублирующих норм), экономического (назревшие требования по снижению административных барьеров в строительстве, повышению ответственности участников рынка и защите прав на недвижимость) и социального (необходимость повышения роли общественного участия в принятии градостроительных решений) характера.
Проект направлен на создание условий для формирования рынка доступного жилья и увеличения объемов жилищного строительства.
Проект закрепляет предмет и принципы градостроительной деятельности, полномочия федерального, регионального и местного уровней власти в данной сфере, подробно регламентирует порядок разработки, согласования, принятия, а также содержание документации на всех этапах градостроительной деятельности.
Проект особое внимание уделяет участию общественности при принятии градостроительной документации, детализирует виды контроля: государственный, муниципальный, общественный и производственный, вводит положение об обязательном страховании лицом, ответственным за проектирование и строительство, гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу.
Вместе с тем, по отдельным положениям проекта имеются следующие замечания и предложения.
1. Основные понятия, отдельные положения, используемые в проекте, и предмет градостроительной деятельности требуют доработки и уточнения. Требуется устранение коллизий отдельных норм проекта (например, п. 3 и п. 5 ст. 26, п. 1 ст. 9 и п. 3 ст. 37 и т.д.).
2. Требуется уточнение положений проекта, затрагивающих сферу регулирования иного законодательства (земельного, лесного, водного, природоохранного и др.).
3. Проект отказывается от существующей системы градостроительного планирования развития территорий и поселений и их застройки. По действующему Градостроительному кодексу Российской Федерации функционирует система, когда генеральные схемы расселения на территории Российской Федерации разрабатываются на федеральном уровне, территориальные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов - на уровне субъектов Российской Федерации, а на их основе принимаются генеральные планы городских округов и поселений. Согласно проекту кодекса органы местного самоуправления будут самостоятельно принимать генеральные планы поселений (ст. 14, 16 проекта).
Такое положение представляется спорным, поскольку застройка каждого города, поселка должна учитывать объективные закономерности функционирования данного города в местной и национальной системе расселения.
4. Кроме того, проектом изменяется нормативное регулирование вопросов государственной экспертизы проектной документации. По действующему законодательству градостроительная, предпроектная и проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и форм собственности объектов собственности. Проектом предусматривается, что государственная экспертиза применяется только в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (ст. 39). Проектная документация по иным объектам может быть представлена к оценке соответствия техническим регламентам по инициативе собственника.
Такой подход представляется не совсем обоснованным, поскольку допускает создание объектов изначально угрожающих жизни и здоровью населения.
5. В проекте кодекса не отражено финансовое обеспечение вносимых предложений, не указано за счет средств каких бюджетов должно осуществляться финансирование полномочий различных уровней власти в области градостроительной деятельности, установленных в статьях 8, 9. Согласно Федеральному закону "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", градостроительная деятельность не отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, следовательно, данные полномочия должны будут осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета. Также не показаны источники средств на выкуп земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для федеральных нужд, источники выплат для компенсации затрат лицу, обеспечившему финансирование работ по строительству, модернизации внеплощадочных сетей, инженерно-техническому обеспечению, источники расходов на информационное обеспечение градостроительной деятельности. При этом страхование рисков в проектировании и строительстве не предусмотрено законодательством и приведет к увеличению расходов федерального бюджета.
6. Организация деятельности Правительства Российской Федерации регламентирована Федеральным конституционным законом "О правительстве Российской Федерации", в связи с чем, не совсем целесообразно устанавливать в проекте детальные процедуры разработки и согласования Правительством Российской Федерации правовых актов территориального планирования и планов их реализации.
Также представляется не совсем обоснованным большое содержание в проект процессуальных норм, регламентирующих процедуру принятия правовых актов территориального планирования, в том числе на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, актов градостроительного регулирования, проектной документации.
7. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности (ст. 7 проекта) целесообразно отнести разработку и утверждение технических регламентов в области градостроительства и строительства, поскольку это соответствует Федеральному закону "О техническом регулировании" и вытекает из сути дальнейшего текста проекта.
8. Спорными представляются нормы проекта, предусматривающие возможность признания объектов недвижимости несоответствующими градостроительному регламенту (п. 2 ст. 26), придание территории особого статуса реконструируемой территории (п. 3 ст. 37), поскольку в дальнейшем создает возможность нарушения прав собственников таких объектов.
9. Главой 8 проекта кодекса регламентируется деятельность саморегулируемых организаций в области градостроительства, однако ответственность за проектирование и строительство, а также регулирование деятельности этих организаций в части полномочий по отношению к своим членам и в части ответственности за действия своих членов не раскрыты. До принятия соответствующего федерального закона, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций, принятие данной главы в рамках Градостроительного кодекса Российской Федерации представляется преждевременным.
10. Предусмотренный пунктом 5 статьи 45 проекта перечень видов общественного контроля за осуществлением градостроительной деятельности нуждается в корректировке, поскольку большая их часть относится не к видам контроля, а к способам выражения общественного мнения.
11. Представляется не совсем целесообразным отказ от действующей системы государственного градостроительного кадастра, и введение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, которая предусматривает новые виды расходов.
12. В проекте не урегулированы вопросы пригородных зон городов, иных типов урбанизированных территорий, выходящих за границы отдельных поселений, муниципальных образования, а в ряде случаев - пересекающих границы субъектов Российской Федерации.
13. В проекте не получило закрепление особое регулирование градостроительной деятельности, что также представляется достаточно спорным, поскольку в ряде случаев обеспечение частных, общественных или государственных интересов в области градостроительства без введения специальных правил использования территории невозможно или затруднено.
Принятие нового кодекса потребует внесения изменений в Земельный кодекс, ФЗ "О землеустройстве", "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", "Об архитектурной деятельности", "Об экологической деятельности".
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям поддерживает концепцию представленного проект Градостроительного кодекса Российской Федерации (проект N 51711-4), проект может быть рекомендован к принятию в первом чтении.
Вместе с тем, Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям считает необходимым значительно доработать проект Градостроительного кодекса Российской Федерации (проект N 51711-4) при подготовке к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.