Заключение Комитета Государственной Думы РФ по собственности от 4 июня 2004 г. N 3.9-15/3.2
по проекту федерального закона N 51720-4 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части развития рынка доступного жилья) (внесен Правительством Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Грызловым Б.В., Боосом Г.В., Аксаковым А.Г., Богомоловым В.Н., Богомольным Е.И., Бурыкиной Н.В., Волковым ЮЛ., Володиным В.В., Габдрахмановым И.Н., Драгановым В.Г., Зубовым В.М., Крашенинниковым П.В., Куликом Г.В., Макаровым A.M., Пехтиным В.А., Плескачевским B.C., Резником В.М., Тягуновым А.А., Хованской Г.П., Чилингаровым А.Н., Шаккумом М.Л., Шелищем П.Б.)
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 51720-4 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает придание объектам незавершенного строительства статуса недвижимого имущества. Указанная правовая норма необходима для включения таких объектов в гражданский оборот, в частности в сферу действия законодательства об ипотеке.
В пункт 2 статьи 292 ГК РФ предлагается ввести норму о прекращении права пользования данным жилым помещением членами семьи прежнего собственника при переходе права собственности на жилой дом, квартиру или иное жилое помещение (далее - жилое помещение) к новому собственнику. В частности, вводится дополнительное основание прекращения права пользования жилым помещением членом семьи собственника - переход права собственности на жилое помещение от прежнего собственника к приобретателю. В силу этого основания новый собственник вправе будет требовать выселения членов семьи бывшего собственника, так как жилое помещение перейдет к приобретателю без обременении.
По мнению Комитета по собственности, указанное изменение необходимо для уменьшения рисков ипотечного кредитования и, следовательно - снижения процентных ставок по ипотечным кредитам.
Предлагается также уточнить порядок защиты жилищных прав и законных интересов несовершеннолетних, закрепив принцип "презумпции добросовестности" родителей. Именно за ними, а не за органами опеки и попечительства должны быть закреплены функции защиты жилищных прав детей и принятие решений об изменении их жилищных условий.
Законопроект предусматривает отмену обязательного нотариального заверения ипотечных договоров и соответствующих кредитных соглашений. Указанные правовые нормы корреспондируются с изменениями, предлагаемыми к внесению в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", и, по мнению Комитета по собственности, их принятие необходимо в целях удешевления для заемщика стоимости ипотечного кредита и сокращения временных затрат на его оформление.
Законопроект предлагает включить в Гражданский кодекс Российской Федерации норму, согласно которой залог земельного участка предполагает залог зданий, строений, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, если иное не установлено договором. Указанное предложение поддерживается Комитетом, так как направлено на формирование единого объекта недвижимости, включающего земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества, и установление единых имущественных прав на них.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по собственности поддерживает концепцию проекта федерального закона N 51720-4 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части развития рынка доступного жилья) и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С.Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.