Заключение Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам от 7 июня 2004 г. N 3.24-13/585
по проекту федерального закона N 51683-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах", внесенному депутатами Государственной Думы Б.В. Грызловым, Г.В. Боосом, В.Н. Богомоловым, Е.И. Богомольным, Н.В. Бурыкиной, Ю.Н. Волковым, В.В. Володиным, И.Н. Габдрахмановым, О.Г. Дмитриевой, В.Г. Драгановым, В.М. Зубовым, П.В. Крашенинниковым, Г.В. Куликом, А.М. Макаровым, В.А. Пехтиным, В.С. Плескачевским, В.М. Резником, А.А. Тягуновым, Г.П. Хованской, А.Н. Чилингаровым, М.Л. Шаккумом, П.Б. Шелищем.
Рассмотрев проект федерального закона N 51683-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах", внесенный депутатами Государственной Думы Б.В. Грызловым, Г.В. Боосом, В.Н. Богомоловым, Е.И. Богомольным, Н.В. Бурыкиной, Ю.Н. Волковым, В.В. Володиным, И.Н. Габдрахмановым, О.Г. Дмитриевой, В.Г. Драгановым, В.М. Зубовым, П.В. Крашенинниковым, Г.В. Куликом, А.М. Макаровым, В.А. Пехтиным, В.С. Плескачевским, В.М. Резником, А.А. Тягуновым, Г.П. Хованской, А.Н. Чилингаровым, М.Л. Шаккумом, П.Б. Шелищем, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам отмечает следующее.
Рассматриваемый проект федерального закона направлен на повышение эффективности использования ипотечных ценных бумаг для рефинансирования ипотечных кредитов. Достижению данной цели должны способствовать предусмотренные законопроектом меры по повышению надежности ипотечных ценных бумаг за счет выведения ипотечного покрытия из состава конкурсной массы при осуществлении процедуры банкротства кредитной организации - эмитента ипотечных ценных бумаг, уточнения правового статуса ипотечного агента и характеристик ипотечных ценных бумаг.
Вместе с тем, законопроект содержит ряд положений, требующих доработки.
Не ясна цель исключения содержащегося в действующем Федеральном законе "Об ипотечных ценных бумагах" требования о том, что обязанность должника одновременно возвращать основную сумму долга и уплачивать проценты на нее периодическими платежами, за исключением первых двенадцати месяцев, должна предусматриваться не менее чем пятьюдесятью процентами обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие. Так же, не понятна причина предложения об исключении положения о том, что доля требований, обеспеченных залогом недвижимого имущества, строительство которого не завершено, не должна превышать десять процентов размера ипотечного покрытия. Аналогичное замечание относится и к пункту 6) законопроекта, исключающему норму о том, что для обеспечения своевременности исполнения обязательств по облигациям с ипотечным покрытием сумма денежных средств, составляющих ипотечное покрытие, и платежей (которые должны поступить не позднее даты исполнения обязательств по облигациям) по требованиям, составляющим ипотечное покрытие, на любую дату до погашения облигаций должна быть не менее чем размер (сумма) обязательств (предстоящих платежей) по этим облигациям, а годовая сумма платежей по облигациям с ипотечным покрытием не должна превышать годовую сумму платежей, которые должны поступить в счет исполнения обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие таких облигаций.
Комитет полагает, что предусмотренные законопроектом правовые новеллы об однородности ипотечного покрытия не являются адекватной заменой предлагаемых к исключению норм.
Комитет подчеркивает необходимость исключения ипотечного покрытия из состава конкурсной массы кредитной организации, в отношении которой осуществляются процедуры банкротства. Решение данного вопроса на законодательном уровне, безусловно, будет способствовать превращению ипотечных ценных бумаг в один из самых надежных инструментов российского фондового рынка, способствующим привлечению в экономику долгосрочных финансовых ресурсов.
Но, в условиях действия Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", законодательное закрепление исключения ипотечного покрытия из конкурсной массы потребует дополнительной проработки вопроса о действии в отношении банков, выпускающих ипотечные ценные бумаги дополнительных нормативов, предусмотренных действующей статьей 7 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах".
Кроме того, вызывает сомнение обоснованность включения норм об исключении ипотечного покрытия из состава конкурсной массы кредитной организации непосредственно в текст Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах". Комитет полагает, что указанные нормы должны быть инкорпорированы в законодательные акты о несостоятельности (банкротстве).
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект Федерального закона N 51683-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах", внесенный депутатами Государственной Думы Б.В. Грызловым, Г. В.Боосом, В.Н. Богомоловым, Е.И. Богомольным, Н.В. Бурыкиной, Ю.Н. Волковым, В.В. Володиным, И.Н. Габдрахмановым, О.Г. Дмитриевой, В.Г. Драгановым, В.М. Зубовым, П.В. Крашенинниковым, Г.В. Куликом, А.М. Макаровым, В.А. Пехтиным, В.С. Плескачевским, В.М. Резником, А.А. Тягуновым, Г.П. Хованской, А.Н. Чилингаровым, М.Л. Шаккумом, П.Б. Шелищем с учетом необходимости его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В.М. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.