Заключение Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам от 7 июня 2004 г. N 3.24-13/587
по проекту федерального закона N 51664-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" (в части установления особого порядка удовлетворения требований кредиторов - владельцев ипотечных облигаций)
Рассмотрев проект федерального закона N 51664-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах", внесенный депутатами Государственной Думы Б.В. Грызловым, Г.В. Боосом, В.Н. Богомоловым, Е.И. Богомольным, Н.В. Бурыкиной, Ю.Н. Волковым, В.В. Володиным, И.Н. Габдрахмановым, О.Г. Дмитриевой, В.Г. Драгановым, В.М. Зубовым, П.В. Крашенинниковым, Г.В. Куликом, А.М. Макаровым, В.А. Пехтиным, В.С. Плескачевским, В.М. Резником, А.А. Тягуновым, Г.П. Хованской, А.Н. Чилингаровым, М.Л. Шаккумом, П.Б. Шелищем, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам отмечает следующее.
Действие указанного законопроекта распространяется на кредитные организации, являющиеся эмитентами облигаций с ипотечным покрытием и собственников этих облигаций (инвесторов, вкладывающих средства в ипотечные облигации).
Целью законопроекта, по мнению авторов законодательной инициативы, является установление особого порядка удовлетворения прав требований владельцев ипотечных ценных бумаг при банкротстве кредитной организации - эмитента облигаций с ипотечным покрытием. Суть законопроекта - активы, являющиеся обеспечением по ипотечным облигациям, не должны включаться в общую конкурсную массу.
В то же время ипотечное покрытие, залогом которого обеспечивается исполнение обязательств по облигациям с ипотечным покрытием банков или других кредитных учреждений, выделяется в отдельную конкурсную массу, предназначенную для удовлетворения прав кредиторов, являющихся владельцами облигаций с ипотечным покрытием.
Комитет считает, что предлагаемая норма обоснованна. В случае принятия законопроекта существенно повысится инвестиционная привлекательность ипотечных облигаций, эмитируемых кредитными организациями, снизятся риски, что позволит привлечь на длительное время значительные средства институциональных инвесторов.
В то же время, в случае банкротства кредитных организаций это положение не нарушает прав других кредиторов, так как юридическая природа ипотечных облигаций имеет свою отличительную особенность. Они обеспечены строго определенным имуществом, входящим в состав покрытия. Правомерно, что возврат суммы номинала облигаций и выплата процентов по ним будет осуществляться из имущества, входящего в состав покрытия и не будет включаться в общую конкурсную массу.
Законопроектом предусмотрены ограничения прав кредитных организаций, являющихся акционерными обществами, в части не превышения размера ипотечного покрытия над объемом выпуска ипотечных облигаций с целью сбалансированной защиты прав других кредиторов.
Однако эта норма не распространяется на кредитные организации других форм собственности. Комитет полагает, что этот пробел необходимо учесть при доработке законопроекта во втором чтении.
Законопроект устанавливает особую процедуру удовлетворения требований владельцев ипотечных облигаций. Так по решению собрания кредиторов, являющихся владельцами ипотечных облигаций, конкурсный управляющий производит либо продажу ипотечного покрытия с обязанностью исполнения обязательств (замену эмитента), либо учреждает ипотечного агента и передает ему активы, входящие в состав ипотечного покрытия, либо ликвидирует покрытие и полученные средства направляет на удовлетворение требований владельцев ипотечных облигаций. Минимальная цена продажи определяется собранием кредиторов - владельцев ипотечных облигаций.
По мнению Комитета, это положение обеспечивает преимущественное право на удовлетворение требований владельцев ипотечных облигаций при банкротстве и тем самым устанавливает для них определенные льготные условия в финансовом секторе. Что, в свою очередь, создает для инвесторов выгодные условия размещения финансовых ресурсов в ипотечные облигации на длительные сроки под низкие процентные ставки. А это реальный путь к дешевым ипотечным кредитам, к созданию рынка доступного жилья.
В связи с вышеизложенным Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 51664-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах", внесенный депутатами Государственной Думы Б.В. Грызловым, Г.В. Боосом, В.Н. Богомоловым, Е.И. Богомольным, Н.В. Бурыкиной, Ю.Н. Волковым, В.В. Володиным, И.Н. Габдрахмановым, О.Г. Дмитриевой, В.Г. Драгановым, В.М. Зубовым, П.В. Крашенинниковым, Г.В. Куликом, А.М. Макаровым, В.А. Пехтиным, В.С. Плескачевским, В.М. Резником, А.А. Тягуновым, Г.П. Хованской, А.Н. Чилингаровым, М.Л. Шаккумом, П.Б. Шелищем, в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.М. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.