Письмо Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 3192п-П9
"Заключение по проекту федерального закона N 51749-4 "О внесении изменения в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызловым В.В., Боосом Г.В., Аксаковым А.Г. Богомоловым В.Н., Богомольным Е.И., Волковым Ю.Н., Володиным В.В., Габдрахмановым И.Н., Дмитриевой О.Г., Драгановым В.Г., Зубовым В.М., Крашенинниковым П.В., Куликом Г.В., Макаровым A.M., Пехтиным В.А., Плескачевским B.C., Резником В.М., Тягуновым А.Л., Хованской Г.П., Чилингаровым А.Н., Шаккумом МЛ., Шелищем П.Б."
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается не признавать объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации жилья, а также земельных участков.
Как следует из пояснительной записки, целью разработки законопроекта является создание сбалансированных налоговых условий по налогу на добавленную стоимость для формирования рынка доступного жилья.
Законопроект в части исключения из объектов налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации земельных участков поддерживается.
Что касается операций по реализации жилья, то согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Поэтому налогом на добавленную стоимость облагаются не только операции по реализации жилья, но и операции по реализации строительных и строительно-монтажных работ, передача прав на жилье на этапе его строительства.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, принятие решения об исключении из объектов налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации жилья не будет способствовать созданию сбалансированных налоговых условий по налогу на добавленную стоимость для формирования рынка доступного жилья.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет, на суммы налога, уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), включая налог, уплаченный при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. При этом реализация товаров населению производится по ценам, включающим налог на добавленную стоимость.
При реализации товаров (работ, услуг), не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), включаются в стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) и возмещению не подлежат.
Таким образом, исключение из объектов налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации жилья, не может оказать принципиального влияния на уровень цен на рынке жилья, однако приведет к сокращению налоговой базы как по налогу на добавленную стоимость, так и по налогу на прибыль, что негативно повлияет на доходы бюджетов всех уровней.
Кроме того, в финансово-экономическом обосновании законопроекта не содержится расчетов реальных объемов сокращения доходной части федерального бюджета в связи с предлагаемым расширением перечня операций, не признаваемых объектом налогообложения.
Необходимо отметить, что согласно действующему законодательству по налогу на добавленную стоимость налоговая база при совершении операций по реализации жилья, в том числе при передаче налогоплательщиками, финансирующими строительство жилья, прав на построенные квартиры, независимо от этапа строительства, определяется как полная стоимость реализуемых квартир по рыночной оценке. При этом, в большинстве случаев налогоплательщики не имеют права на вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного строительным организациям по построенным квартирам, поскольку не принимают эти квартиры к учету. В связи с этим, в целях упорядочения применения налога на добавленную стоимость в сфере реализации жилья, целесообразно уточнить порядок определения налоговой базы при исчислении этого налога при совершении операций по продаже жилья, и установить норму в отношении определения налоговой базы по указанным операциям как межценовой разницы (суммы превышения доходов над расходами).
Учитывая изложенное, данный законопроект требует существенной доработки.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 3192п-П9 "Заключение по проекту федерального закона N 51749-4 "О внесении изменения в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызловым В.В., Боосом Г.В., Аксаковым А.Г., Богомоловым В.Н., Богомольным Е.И., Волковым Ю.Н., Володиным В.В., Габдрахмановым И.Н., Дмитриевой О.Г., Драгановым В.Г., Зубовым В.М., Крашенинниковым П.В., Куликом Г.В., Макаровым A.M., Пехтиным В.А., Плескачевским B.C., Резником В.М., Тягуновым А.Л., Хованской Г.П., Чилингаровым А.Н., Шаккумом МЛ., Шелищем П.Б."
Текст письма официально опубликован не был