Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 51753-4 "О внесении изменения в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части предложений по формированию рынка доступного жилья), внесен депутатами Государственной Думы Грызловым Б.В., Боосом Г.В., Аксаковым А.Г., Богомоловым В.Н., Богомольным Е.И., Бурыкиной Н.В., Волковым Ю.Н., Володиным В.В., Габдрахмановым И.Н., Дмитриевой О.Г., Драгановым В.Г., Зубовым В.М., Куликом Г.В., Макаровым A.M., Пехтиным В.А., Плескачевским B.C., Тягуновым А.А., Хованской Г.П., Чилингаровым А.Н., Шаккумом М.Л., Шелищем П.Б.), первое чтение
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Нормами законопроекта предусмотрено изменение в отношении ипотечных ценных бумаг, эмитированных или выданных до 1 января 2007 года, размера налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, установленной пунктом 4 статьи 284 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), то есть налоговой ставки в отношении доходов от операций с отдельными видами долговых обязательств. В соответствии с положениями Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" (далее - Закон) ипотечными ценными бумагами являются ипотечные сертификаты участия и облигации с ипотечным покрытием. В связи с этим, проводя содержательный анализ предложенного законопроекта, Комитет считает целесообразным рассмотреть его нормы раздельно применительно к каждому из указанных видов ценных бумаг.
Как следует из положений Закона, ипотечные сертификаты участия удостоверяют долю в праве общей собственности на ипотечное покрытие, не являются эмиссионными ценными бумагами, не имеют номинальной стоимости и свободно обращаются на рынке ценных бумаг (статья 20 Закона). Указанные сертификаты не являются долговыми ценными бумагами и у их владельца не возникает дохода в виде процентов. В связи с этим возникает вопрос о правомерности распространения на доходы от данных ценных бумаг норм пункта 4 статьи 284 Кодекса, а принятие законопроекта должно быть обусловлено соответствующим изменением его структуры.
Очевидно, главной целью внесения рассматриваемого законопроекта является снижение издержек инвесторов, вкладывающих средства в ипотечные ценные бумаги. В связи с этим, по мнению Комитета, следует разделить вопросы налогообложения доходов от доверительного управления ипотечным покрытием и доходы от операций с ипотечными сертификатами. Необходимость привлечения инвесторов приводит к выводу о целесообразности снижения налоговой нагрузки в отношении именно первого вида доходов. В отношении же спекулятивных доходов, возникающих от операций на рынке ценных бумаг, предложенное авторами изменение режима налогообложения нецелесообразно.
При рассмотрении вопроса о налогообложении второго вида ипотечных ценных бумаг - облигаций с ипотечным покрытием - по мнению Комитета следует руководствоваться аналогичными аргументами. В связи с этим целесообразно предложенные нормы скорректировать таким образом, что бы# пониженная налоговая ставка применялась только к доходам в виде процентов по указанным облигациям.
Одновременно с вышеуказанными уточнениями целесообразно при подготовке законопроекта ко второму чтению рассмотреть вопрос о снятии ограничений в отношении даты эмиссии (выдачи) ипотечных ценных бумаг. Это позволит стимулировать инвестиции в ипотечный рынок на долгосрочной основе.
По итогам обсуждения Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 51753-4 "О внесении изменения в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.