Заключение Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям по проекту федерального закона N 51725-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительства# жилья" - внесен Правительством Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Б.В. Грызловым, Г.В. Боосом, А.Г. Аксаковым, В.Н. Богомоловым, Е.И. Богомольным, Н.В. Бурыкиной, В.В. Володиным, Ю.Н. Волковым, И.Н. Габдрахмановым, О.Г. Дмитриевой, В.Г. Драгановым, В.М. Зубовым, П.В. Крашенинниковым, Г.В. Куликом, В.А. Пехтиным, А.А. Тягуновым, Г.П. Хованской, А.Н. Чилингаровым, П.Б. Шелищем
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 51725-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительства жилья". Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям считает необходимым отметить следующее.
Предметом законопроекта является внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство жилья законопроектом предлагается:
1) ввести обязательное требование раскрытия информации о застройщике в проектной документации;
2) ввести обязательное требование раскрытия информации о проекте строительства в проектной декларации;
3) установить требование к застройщику о ведении книги учета договоров;
4) установить административную ответственность за уклонение застройщика от поручения специализированной организации ведения книги учета договоров, а также за нарушение специализированной организацией правил ее ведения;
5) законодательно подтвердить, что отношения, возникающие из договоров, направленных на привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов с целью последующего приобретения ими права собственности на жилое помещение для удовлетворения личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности регулируется законодательством о защите прав потребителей.
Законопроект разработан на основании анализа материалов Верховного Суда Российской Федерации по обобщению практики рассмотрения судами Российской Федерации дел по спорам между гражданами и организациями, привлекающими денежные средства граждан для строительства многоквартирных жилых домов.
По мнению авторов законопроекта Верховный Суда Российской Федерации, обобщив эту практику, рекомендовал рассматривать договоры, предусматривающие вложение средств граждан в строительство многоквартирных домов с целью последующего приобретения жилья для проживания, подлежащими защите на основании Федерального закона "О защите прав потребителей".
Следует отметить, что невозможно опираясь на судебную практику точно определить цель финансирования строительства и побудительную мотивацию гражданина: получение квартиры для личных (бытовых) нужд или продажа в последующем этой квартиры по более высокой цене с целью извлечения прибыли. Тем более никто не запрещает после оформления квартиры в собственность физического лица продать ее на выгодных для него условиях. В этой связи, основной довод судов - отсутствие прибыли как цели деятельности недостаточно обоснован, поскольку доказать в данной ситуации, что цель деятельности - извлечение прибыли, в суде практически невозможно.
В целях установления единообразного применения закона, а также защиты прав и законных интересов граждан и организаций целесообразно при подготовке законопроекта ко второму чтению разработать критерии недопустимости применения законодательства о защите прав потребителей к правоотношениям, возникающим в связи с приобретением жилья для нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям считает, что указанный законопроект может быть рекомендован к принятию в первом чтении и доработан при его подготовке к рассмотрению во втором чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.