Заключение Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям по проекту федерального закона N 51778-4 "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (внесен депутатами Государственной Думы Б.В.Грызловым, Г.В.Боосом, В.Н.Богомоловым, Е.И.Богомольным, Ю.Н.Волковым, В.В.Володиным, И.Н.Габдрахмановым, В.Г.Драгановым, В.М.Зубовым, П.В.Крашенинниковым, Г.В.Куликом, В.А.Пехтиным, В.С.Плескачевским, А.А.Тягуновым, Г.П.Хованской, А.Н.Чилингаровым, П.Б.Шелищем)
Рассмотрев проект федерального закона N 51778-4 "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю", Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям считает необходимым отметить следующее.
Законопроектом предусматривается внести изменения в статью 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю", установив различные ставки земельного налога на период проектирования и строительства объектов жилья, после завершения их строительства и регистрации прав на вновь построенные объекты.
Законопроект направлен на создание условий для формирования рынка доступного жилья и имеет целью стимулирование скорейшего ввода объектов жилищного строительства в эксплуатацию и регистрации прав на вновь построенные объекты, предотвращение спекулятивных сделок с землей без проведения жилищного строительства и возможности "замораживания" объектов незавершенного строительства.
Вместе с тем, по законопроекту имеются следующие замечания и дополнения.
1. Представляется спорным положение законопроекта, согласно которому момент окончания взимания повышенной ставки земельного налога связан с регистрацией прав на построенный объект недвижимости, а не с вводом объекта в эксплуатацию, поскольку регистрация прав на объекты недвижимости находится вне сферы строительной деятельности. Могут возникнуть спорные ситуации при регистрации прав на построенный объект по различным основаниям, не связанным собственно со строительной деятельностью.
2. Представляется не целесообразным устанавливать повышенную ставку земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных в собственность физическим лицам для индивидуального жилищного строительства.
3. Законопроект устанавливает нормативный период проектирования и строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства) - 2 года, по истечении которого применяется четырехкратная ставка земельного налога. Однако установление такого нормативного срока представляется не совсем обоснованным, поскольку подготовка, согласование и утверждение проектной документации является длительным процессом и может превышать два года.
Представляется, что такое положение приведет к ускоренным темпам жилищного строительства, но в то же время не обеспечит его качество.
4. Из содержания законопроекта не ясно, будет ли устанавливаться повышенная ставка земельного налога на земельные участки, предоставленные в собственность для строительства до введения в действие указанного законопроекта.
Кроме того, Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Указанным законопроектом предусматривается поэтапное введение с 1 января 2005 года главы 32 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса российской Федерации и отмена с 1 января 2006 года Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям поддерживает концепцию представленного проекта федерального закона N 51778-4 "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю", и законопроект может быть рекомендован к принятию в первом чтении.
Вместе с тем, Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям считает необходимым доработать проект федерального закона N 51778-4 "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" при подготовке к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Председатель Комитета |
М.Л.Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.