Заключение Комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 51778-4 "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (в части предложений по формированию рынка доступного жилья), вносят депутаты Государственной Думы Б.В.Грызлов, Г.В.Боос, В.Н.Богомолов, Е.И.Богомольный, Ю.Н.Волков, В.В.Володин, И.Н.Габдрахманов, В.Г.Драганов, В.М.Зубов, П.В.Крашенинников, Г.В.Кулик, В.А.Пехтин, В.С.Плескачевский, А.А.Тягунов, Г.П.Хованская, А.Н.Чилингаров, П.Б.Шелищ, первое чтение
Рассмотрев проект федерального закона N 51778-4 "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю", Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отмечает следующее.
Указанный законопроект направлен на создание условий для формирования рынка доступного жилья и имеет своей целью стимулирование скорейшего ввода в эксплуатацию объектов жилищного строительства и скорейшей государственной регистрации прав на вновь построенные объекты недвижимости. Авторы законопроекта также считают, что его принятие будет способствовать предотвращению спекулятивных сделок с землей без проведения жилищного строительства и возможности "замораживания" объектов незавершенного строительства.
Для достижения данных целей законопроектом предлагается установить различные режимы налогообложения земельных участков, предоставленных в собственность юридических и физических лиц для многоквартирного жилищного строительства, и земельных участков, предоставленных в собственность физических лиц для индивидуального жилищного строительства.
В отношении земельных участков, предоставленных в собственность юридических и физических лиц на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, предлагается установить различные размеры налога в зависимости от срока проектирования и строительства жилья, а также от срока регистрации прав на построенный объект недвижимости. При этом предлагается устанавливать налог:
в двукратном размере - на двухлетний срок проектирования и строительства жилья вплоть до регистрации прав на построенный объект недвижимости;
в четырехкратном размере - на срок проектирования и строительства жилья, превышающий двухлетний, вплоть до регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В случае если жилищное строительство будет завершено до истечения установленного двухлетнего срока, законопроектом предусматривается возмещение (зачет, возврат) налогоплательщику суммы налога, уплаченной сверх однократной ставки земельного налога.
Для земельных участков, предоставленных в собственность физических лиц для индивидуального жилищного строительства, предлагается установить налог:
в однократном размере - на десятилетний период проектирования и строительства вплоть до регистрации прав на построенный объект недвижимости;
в двукратном размере - на срок проектирования и строительства, превышающий 10 лет, вплоть до регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Комитет считает, что вопросы создания правовых и экономических условий, способствующих формированию рынка доступного жилья, в настоящее время очень важны и актуальны. Предлагаемая законопроектом дифференциация земельного налога, безусловно, будет стимулировать скорейшее завершение жилищного строительства, и создаст экономически невыгодные условия для "замораживания" объектов незавершенного строительства и спекулятивных операций с земельными участками без проведения на них жилищного строительства.
В то же время Комитет отмечает, что законопроект содержит некоторые неточности и внутренние противоречия. Так, ссылка в части 4 предлагаемой законопроектом новой редакции статьи 8 Закона "О плате за землю" на часть 6 данной статьи, по-видимому, ошибочна (скорее всего, часть 4 должна корреспондировать с частью 11).
Комитет также отмечает, что Правительством Российской Федерации в Государственную Думу внесен проект федерального закона N 55940-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", который предусматривает в рамках новой главы Налогового кодекса установить в качестве местного налога, формирующего доходную часть местных бюджетов, новый земельный налог. Данным законопроектом предусматривается вступление его в силу с 1 января 2005 года, что позволит представительным органам муниципальных образований вводить с 1 января 2005 года на своих территориях новый земельный налог, и признание утратившим силу Закона Российской Федерации "О плате за землю" с 1 января 2006 года. В связи с этим необходимо согласовать нормы двух законопроектов 3876688 с тем, чтобы избежать установление различных режимов налогообложения земельным налогом в отношении земельных участков, предоставленных под жилищное строительство.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 51778-4 "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Ю.В.Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.