Заключение Правового Управления аппарата Государственной Думы от 7 июня 2004 г. N 2.2-1/1998
по проекту федерального закона N 51743-4 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", внесенному Правительством Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Б.В. Грызловым, Г.В. Боосом, В.Н. Богомоловым, Е.И. Богомольным и другими (первое чтение)
1. Полагаем, что перечень оснований для оспаривания права собственности на недвижимое имущество, приобретенное добросовестным приобретателем, должен быть дополнен случаем нахождения действительного собственника в тяжелых обстоятельствах, что также отражается на соответствии его воли его волеизъявлению.
Что касается установления в проекте (статья 2) особого режима для жилых помещений, а именно - ответственности государства за утрату права собственности на них, то, на наш взгляд, оно требует дополнительного обоснования, поскольку в основе возможных конфликтов лежит все тот же факт государственной регистрации прав, а значимость жилья, если, например, оно не единственное для пострадавшего собственника, может быть весьма относительной. Кроме того, возникает определенное неравенство в праве собственников на защиту, объем которой ставится в зависимость от вида недвижимости.
Проект также предусматривает, что положения будущего закона о возмещении реального ущерба применяются по отношению к тем жилым помещениям, права на которые зарегистрированы в ЕГРП "после вступления в силу настоящего Федерального закона". Исходя из норм статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми законы не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а на возникшие ранее могут распространить свое действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено в законе, полагаем, что указанное положение проекта должно быть исключено.
2. Статьей 2 законопроекта, вносящей изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", предлагается возложить на Российскую Федерацию обязанность по возмещению в определенных случаях ущерба, причиненного собственнику жилого помещения. Таким образом, законопроект предусматривает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, в связи с чем следует учесть, что согласно статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается федеральный закон, предусматривающий введение новых видов расходов бюджетов, которые до его принятия не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования таких расходов.
С учетом предложенного законопроектом (статья 3) порядка вступления в силу федерального закона необходимо отметить, что финансирование новых видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета.
3. В части законодательной техники допущены ошибки в указании источников официального опубликования (статья 2 проекта).
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.