Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Необходимость принятия данного законопроекта вызвана неурегулированностью вопросов, относящихся к установлению цены на землю при приватизации государственного и муниципального имущества.
Действующая редакция статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", хотя и относит вопрос о применении кратности ставки земельного налога к компетенции субъекта Федерации, но не дает однозначного ответа, может ли быть установлено дифференцированное применение кратности в зависимости от вида деятельности землепользователя и места расположения земельного участка.
При этом, статья 2 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливает в качестве основного принципа равенство всех покупателей, а статья 4 того же Закона гласит, что "нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону".
Это означает, что для всех землепользователей должна быть установлена одна величина кратности ставки. В то же время, существуют предприятия и организации, в первую очередь, машиностроения и строительного комплекса, которые в силу своей специфики должны иметь большие участки земли, не занятые под основное производство (испытательные полигоны, железнодорожные пути и т.д.), но отчуждение которых невозможно. Поэтому установление для них той же величины кратности, что и для организаций, занимающихся торговлей, общественным питанием, развлекательных центров и т.д. представляется неправомерным.
По оценкам экспертов, на выкуп всех участков российским предприятиям и организациям придется заплатить около 3 триллионов рублей, что сопоставимо с фондом заработной платы в сфере материального производства за 2 года. Непроизводительные затраты на выкуп составят около 24% ВВП, что приведет к снижению темпов роста экономики на 21%.
Поэтому большинство предприятий и организаций будет вынуждено отказаться от выкупа, сохранив аренду участков. Между тем, только собственность на землю обеспечивает полноту и гарантию прав на единый объект недвижимости и позволяет эффективно привлекать инвестиции, в т.ч. путем ипотечного кредитования.
Исходя из вышесказанного, законопроект предполагает разрешить объектам Федерации устанавливать дифференцированное применение кратности ставки для отдельных землепользователей. Его принятие расширяет права субъекта Федерации, но в то же время не означает обязанности вводить дифференциацию.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат средств федерального бюджета.
Введение в действие представленного федерального закона не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" потребует внесения дополнения в статью 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.