Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"
Законопроект направлен на сохранение за арбитражными судами полномочий по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которыми они наделены рядом федеральных законов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", с пунктом 1 статьи 29, частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.
Соответствующее регулирование предусмотрено, в частности, в пункте 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации, в статье 43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", в пункте 4 статьи 5 Таможенного кодекса Российской Федерации, в статье 7.1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию".
Отсутствие в федеральном законе специального указания на компетенцию арбитражных судов по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов означает, что рассмотрение таких дел осуществляется по общему правилу, то есть в суде общей юрисдикции, в том числе и тогда, когда оспариваемый нормативный правовой акт регулирует отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и заявителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи права в сфере предпринимательской деятельности затрагиваются оспариваемым актом. Тем самым создается ситуация, при которой предприниматели не могут воспользоваться гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 47) правом на рассмотрение их дела тем судом, к ведению которого оно отнесено законом. А согласно статье 127 Конституции и статье 4 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" компетентным судом по рассмотрению экономических споров и иных дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности является арбитражный суд.
Между тем, в рамках осуществления мер по совершенствованию государственного управления были перераспределены полномочия органов исполнительной власти в сфере нормативного регулирования. И внесение в связи с этим соответствующих изменений в федеральные законы приведет к тому, что арбитражные суды будут лишены тех функций в сфере предпринимательской деятельности, которыми они в настоящее время обладают.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации к компетенции арбитражных судов относится судебное обжалование организациями и индивидуальными предпринимателями нормативных правовых актов налоговых органов. Однако в связи с совершенствованием государственного управления нормативно-правовое регулирование относится сейчас к ведению федеральных министерств, к числу которых не относятся налоговые органы в смысле, придаваемом им Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 и пунктом 2 статьи 30 проекта закона N 43386-4 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления".
Согласно указанным актам нормативное регулирование в сфере налогообложения относится не к ведению налоговых органов, а к полномочиям Министерства финансов Российской Федерации, налоговым органом не являющимся. Следовательно, на акты Минфина России в сфере налогообложения не будет распространяться положение, содержащееся в пункте 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации и его акты в сфере налогообложения, даже если они будут затрагивать права предпринимателей, должны будут обжаловаться ими в суде общей юрисдикции.
То же самое относится и к Федеральному закону "О рынке ценных бумаг", в статье 43 которого в настоящее время указывается на возможность обжалования в арбитражном суде постановлений Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Изменения этой статьи в связи с совершенствованием государственного управления приведет к утрате соответствующих полномочий арбитражных фсудов.
Учитывая изложенное, в представленном законопроекте предлагается внести дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", направленные на сохранение полномочий арбитражных судов и обеспечение права лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, защищать свои интересы в арбитражном суде, к компетенции которого отнесены функции по рассмотрению экономических споров.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"
Введение в действие федерального закона "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"
Принятие федерального закона "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" не повлечет за собой признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.