Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
Принятие предложенных изменений и дополнений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" позволит усовершенствовать процесс предоставления жилищных субсидий. Внесение этих поправок продиктовано изменениями, произошедшими в социально-экономической жизни страны.
Практика применения указанного законопроекта показала необходимость следующих изменений:
1. Статья 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает пять очередей. Указанная статья сформулирована так, что не допускает возможности удовлетворить очередников, состоящих в последующей очереди до того момента, пока не будут распределены субсидии очередникам предыдущей очереди, таким образом, скудные федеральные ассигнования на выплату жилищных субсидий до граждан стоящих в третьей, четвертой, пятой очереди практически не доходят, что вызывает справедливые нарекания. Кроме того, во избежание нарушения прав впередистоящих граждан в случае изменения оснований для постановки в очередь на получение жилищной субсидии предлагается определять очередность с момента возникновения права для перерегистрации в другую категорию очереди.
2. Положением "О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, предусмотрена возможность передачи государственных полномочий только по учету и регистрации граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий органам местного самоуправления.
Что касается передачи государственных полномочий органам местного самоуправления по определению размера жилищных субсидий и выдаче документов для выплаты жилищных субсидий, то такой возможности не предусмотрено. Возникает следующая ситуация: в том случае, если органам местного самоуправления будут переданы полномочия, они будут осуществлять учет и регистрацию граждан, а расчет размера жилищных субсидий и выдачу документов для выплаты жилищных субсидий должен производить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации при этом осуществление данных полномочий должно производиться по месту жительства граждан (ст.3 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ). Однако в связи с отдаленностью населенных пунктов, в которых проживают граждане, имеющие право на получение жилищных субсидий, не везде есть возможность осуществлять данные полномочия с учетом места жительства.
Считаем, что внесением дополнения в статью 3 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" будет предусмотрена возможность передачи государственных полномочий органам местного самоуправления по определению размера жилищных субсидий и выдаче документов для выплаты жилищных субсидий, так как выполнение всех вышеизложенных функций должно производиться одним органом. Данный подход действовал ранее (до вступления, в силу Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ) и является наиболее последовательным.
3. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из:
...средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения."
Предлагается привести расчет жилищной субсидии к единому стандарту на всей территории Российской Федерации.
4. Согласно статье 6 Федерального закона "условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат". Необходимо конкретизировать вид собственности на жилое помещение, принадлежащее гражданину и передаваемое в обмен на государственный жилищный сертификат.
Ранее действовавшим Федеральным законом от 25.07.1998 N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" обязательной сдаче из числа жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, подлежали только приватизированные жилые помещения. Полагаем, что данное положение необходимо сохранить, поскольку гражданин, приобретавший жилое помещение за собственные средства и ранее не имевший жилья, предоставленного органами местного самоуправления, может быть ущемлен в праве на частную собственность, гарантированном Конституцией РФ.
Все предложенные изменения направлены на возможность максимально использовать социальные гарантии и компенсации, предоставляемые гражданам в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не несет дополнительных расходов из бюджетов всех уровней.
Депутаты Государственной Думы |
|
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона
Принятие данного законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.