Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
В пунктах 5 и 6 части первой статьи 1 Федерального Закона N 175 от 25.11.98 г. "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", в соответствии с уровнями накопленных эффективных доз (ЭД) выделяются две категории граждан, проживавших в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча:
1) получившие накопленную эффективную дозу свыше 35 сЗв (бэр);
2) получившие накопленную эффективную дозу от 7 до 35 сЗв (бэр).
Для отнесения конкретного человека к одной из вышеуказанных категорий используются результаты расчетов средних значений ЭД для различных возрастных когорт жителей населенных пунктов по реке Теча, выполненные в соответствии с методическими Указаниями "Реконструкция накопленной дозы у жителей бассейна р. Теча и зоны аварии в 1957 году на производственном объединении Маяк" N МУ 2.6.1.02495 (далее - МУ-02495).
Учитывая опыт практической реализации Федерального закона и результаты специальных научных исследований последних лет, сделаны следующие заключения:
1. В соответствии с замечаниями рецензентов МУ-02495 членов Российской научной комиссии по радиационной защите В.А.Кутькова и P.M.Бархударова сотрудниками Уральского научно-практического центра радиационной медицины был проведен анализ погрешностей расчета доз и разработаны практические рекомендации "Оценка статистических погрешностей метода реконструкции дозы у населения, облученного на реке Теча", которые были утверждены 23 июля 2002 г. (рег. N 43-02). Указанные рекомендации позволили учесть имеющиеся объективные неопределенности исходных данных для расчета доз, связанные с фактом отсутствия на ПО "Маяк" контроля за радиоактивными сбросами и уровнями загрязнения речной воды и донных отложений в начальный период загрязнения (до июля 1951 года), а также с неполнотой информации по индивидуальным источникам водоснабжения, характеру расположения конкретных хозяйств на пойме реки, отсутствием точных данных по режимам поведения населения в период массированных сбросов 1950-51 годов.
2. Необходимые исследования, проведенные специалистами Уральского научно-практического центра радиационной медицины федерального управления "Медбиоэкстрем" при Минздраве России в соответствии с вышеуказанной методикой, показали, что такие погрешности приводят к значительной вариабельности индивидуальных значений ЭД внутри населенных пунктов:
коэффициенты вариации для различных населенных пунктов меняются от 50% до 150% в зависимости от перечисленных выше факторов. Поскольку эта вариабельность не была принята во внимание при разработке механизма реализации федерального закона, вышеупомянутые дозовые категории не могут быть разделены с достаточной степенью надежности для значительного количества граждан, подвергшихся радиационному воздействию на р.Теча. Это является серьезным аргументом в пользу объединения двух дозовых категорий в одну (т.е. объединения пунктов 5 и 6 федерального закона).
В соответствии с утвержденной в 1994 г. Концепцией радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения РФ, подвергшегося аварийному облучению, вышеуказанные категории граждан отнесены к категории облученных.
В настоящее время наиболее серьезными отдаленными медицинскими эффектами облучения населения прибрежных сел реки Теча является повышенная заболеваемость злокачественными новообразованиями и лейкозом. Результаты многолетнего наблюдения за жителями прибрежных сел реки Теча подтверждают данное положение.
Таким образом, принимая во внимание, что обе дозовые группы имеют повышенный риск развития злокачественных новообразований в отдаленные сроки после облучения по сравнению с необлученными людьми, представляется необходимым объединение двух указанных дозовых групп с целью обеспечения социальной защиты облученных лиц и расширение льгот для данной категории граждан в части организации их медицинской реабилитации в том объеме, который не прописан для граждан, эвакуированных из определенных населенных пунктов.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
На основании справок установленного образца о величине полученной накопленной эффективной дозы облучения, выданных органами госсанэпиднадзора Челябинской и Курганской областей, органами исполнительной власти этих областей оформлено 2861 справка для получения удостоверений определенного образца (приложение 6 к пункту 13 Положения о порядке оформления удостоверений, утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2000 г. N 229).
Таким образом, количество граждан, проживавших в 1949-1956 гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), проживающих на территории Российской Федерации по состоянию на 1 августа 2003 г., составляло 2861 чел. (из них 150 чел. имеют накопленную дозу свыше 35 сЗв, 2711 чел. имеют накопленную дозу свыше 7 сЗв, но не более 35 сЗв).
1. Оказание бесплатной медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно), диспансеризация в лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (средства предусматриваются в федеральной бюджете в соответствии с пунктами 5 и 6 части первой статьи 1 Федерального закона)
3300,0 руб. х 2861 чел. = 9441,3 тыс.рублей в год
2. Бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей).
400,0 руб. в квартал х 4 квартала х 2861 чел. = 4577,6 тыс.рублей в год
(часть 3 Инструкции "О порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов. Утверждена приказом Минздрава от 23.08.1999 г. N 328 (с изменениями от 09.01.2001 г. и 16.05.2003 г.)
3. Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, фарфора и металлокерамики).
1621,0 руб. х 2861 чел. = 4637,681 тыс.рублей в год
4. Бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное (при наличии медицинских показаний с выдачей листка нетрудоспособности) или другое оздоровительное учреждение, а в случае невозможности предоставления путевки - денежная компенсация в размере ее средней стоимости.
20000,0 руб. х 2861 чел. = 57220,0 тыс.рублей в год
(средняя стоимость путевки по состоянию на 1 июля 2003 года составляет 20000,0 тыс. рублей)
5. Ежемесячная денежная компенсация в размере 200,0 рублей.
200,0 руб. x 12 месяцев х 2861 чел. = 6866,4 тыс.рублей в год, из них:
- 200,0 руб. х 12 месяцев х 150 чел.= 360000,0 рублей в год (средства предусматриваются ежегодно в федеральном бюджете в соответствии с п.5 части первой статьи I Федерального закона)
- 100,0 руб. х 12 месяцев х 2711 чел. = 3253,2 тыс.рублей в год (средства предусматриваются ежегодно в федеральном бюджете в соответствии с п. 6 части первой статьи I Федерального закона)
- 100,0 руб. х 12 месяцев х 2711 чел. = 3253,2 тыс.рублей (требуется дополнительно)
Внесение настоящих изменений и дополнений потребует из федерального бюджета дополнительно 69688,481 тыс.рублей в год, из расчета 24,4 тыс.рублей на предоставление льгот и компенсаций одному гражданину, имеющему дозовую нагрузку свыше 7 сЗв.
Перечень
субъектов Российской Федерации, поддержавших законодательную инициативу Законодательного собрания Челябинской области по проекту федерального закона N... "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
N п/п |
Наименование субъекта | Наименование и номер документа о поддержке |
1 | Государственная Дума Томской области | постановление от 25.03.2004 N 1114 |
2 | Парламент Кабардино-Балкарской Республики |
постановление от 18 марта 2004 г. N 109-П-П |
3 | Законодательное собрание Вологодской области |
решение постоянного комитета от 15 марта 2004 г. протокол N 3/155 |
4 | Курганская областная Дума |
постановление от 23.03.2004 г. N 2965 |
5 | Законодательное собрание Свердловской области |
письмо от 22.03.2004 N 6Д-155/1 |
6 | Мурманская областная Дума | постановление от 18 марта 2004 г. N 1096 |
7 | Государственное собрание Республики Саха (Якутия) |
постановление от 26 марта 2004 г. ГС N 510-III |
8 | Смоленская областная Дума | от 18.03.2004 N 65 |
9 | Государственная Дума Астраханской области |
письмо от 23.03.2004 г. N 386 |
10 | Московская областная Дума | письмо от 27.02.2004 г. N Д-З-153 |
11 | Законодательное собрание Ростовской области |
письмо от 02.03.2004 г. N 01-2-234/4330С |
12 | Законодательное собрание Калужской области |
письмо от 04.03.2004 N 3-0196 |
13 | Народное собрание Республики Дагестан | письмо от 02.03.2004 N 01-01/288 |
14 | Тульская областная Дума | письмо от 09.03.2004 N Д/18-412/1 |
15 | Государственный Совет Чувашской республики |
письмо от 11.03.2004 N 01/601 |
16 | Законодательное собрание Оренбургской области |
письмо от 12.03.2004 N 55 |
17 | Архангельское областное Собрания депутатов |
письмо от 19.02.2004 N 01-07/115 |
18 | Парламент Республики Северная Осетия-Алания |
выписка из протокола N 23 от 19.02.2004 г. |
19 | Государственное Собрание-Курултай Республики Башкортостан |
письмо от 02.03.2004 N 117-ГС |
20 | Тамбовская областная Дума | письмо от 27.02.2004 N 1.4-03/67 |
21 | Амурский областной Совет народных депутатов |
постановление от 08.04.2004 г. N 36/157 |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утративших силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного законопроекта
С введением в действие предлагаемого законопроекта потребуется внесение изменений и дополнений в "Положение о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" утвержденное приказом МЧС России от 24 апреля 2000 года N 229.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.