Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 20 января 2004 г. N КА-А41/11158-03
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Луховицкому району Московской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Отделу внутренних дел Луховицкого района Главного управления внутренних дел Московской области (далее - ОВД) о взыскании налоговых санкций в размере 13300 рублей на основании п. 1 ст. 126 НК РФ.
Решением суда от 13.11.03 заявленные требования удовлетворены частично. Суд пришел к выводу, что ОВД нарушены требования ст. 230 НК РФ, в связи с чем он обоснованно привлечен к ответственности, предусмотренной в статье 126 НК РФ. При этом суд, руководствуясь статьями 112, 114 НК РФ снизил размер налоговых санкций.
ОВД с решением суда не согласился и обжаловал его в кассационном порядке. В кассационной жалобе ответчик, ссылаясь на отсутствие вины в своих действиях и выполнение указаний вышестоящих органов, а также на то, что суд не применил статьи 108, 109 НК РФ, просит решение суда отменить, в удовлетворении требований Инспекции отказать.
Представитель ОВД в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Инспекция в отзыве и выступлении в судебном заседании с доводами кассационной жалобы не согласился, считая, что судом обоснованно применены нормы материального права - НК РФ.
Рассмотрев дело в порядке статьей 284 и 286 АПК РФ, выслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Московского округа считает, что решение суда следует отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела по вопросу соблюдения ОВД налогового законодательства Инспекций была проведена камеральная проверка, по итогам которой составлен акт N 38 от 20.02.03 о нарушении законодательства о налогах и сборах (л.д. 7).
Решением N 2294 от 21.03.03 ОВД привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный в установленный срок документ, всего 13300 рублей (л.д. 6).
На основании данного решения в адрес ОВД было направлено требование N 52, в котором последнему предлагалось добровольно уплатить налоговые санкции в размере 13300 рублей (л.д. 9).
В связи с тем, что ОВД не уплатил указанную сумму штрафных санкций в добровольном порядке, Инспекция обратилась с настоящим заявлением в суд.
Принимая решение о частичном удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что факт нарушения требований налогового законодательства ответчиком установлен и подтвержден документально. Ссылка представителя ответчика на ст. 5 Закона РФ "О государственной тайне" необоснованна, так как в перечне сведений, составляющих государственную тайну, не указаны сведения о доходах военнослужащих.
Данный вывод не соответствует закону и противоречит материалам дела.
Как следует из решения налогового органа N 2294, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за непредоставление в установленный срок сведений о доходах физических лиц, необходимых для осуществления налогового контроля, что является нарушением ст. 230 НК РФ.
В соответствии со статьей 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Согласно пункту 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
В данном случае, ОВД выступает в качестве налогового агента и несет его обязанности, предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 24 НК РФ, в части, касающейся обязанности представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налога.
Согласно статье 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае отсутствия вины лица в совершении данного правонарушения.
Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, согласно подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, признается выполнение налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.
Как следует из телеграммы N 164 от 06.04.01 ВРИО МВД РФ начальникам ГУВД, УВД субъектов РФ предлагалось не представлять какую либо информацию по налогообложению аттестованных сотрудников системы МВД РФ в территориальные органы МНС РФ.
На основании данной телеграммы начальником ГУВД Московской области в адрес начальников УВД, ОВД и подразделений ГУВД Московской области была направлена телеграмма N 9/119 от 17.03.03, в которой также предлагалось не представлять данную информацию в налоговые органы.
Руководствуясь данными указаниями, налоговый агент не представил сведений о подоходном налоге работников ОВД за спорный период.
Согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 17.01.00 N 6-рп должностным лицом органов государственной власти, наделенным полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне является, в том числе, Министр внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О милиции" N 1026-1 от 18.04.91 (в редакции закона от 25.07.02 N 116-ФЗ) в своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации.
С учетом изложенного, ОВД не представил сведения о доходах сотрудников, выполняя при этом обязательные для него распоряжения ВРИО Министра и начальника ГУВД, содержащиеся в телеграммах.
Следовательно, доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в его действиях отсутствует вина, соответствуют закону и подтверждаются материалами дела.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой инстанции несоответствующими статьям 108, 109 НК РФ, Закону РФ "О государственной тайне", Закону РФ "О милиции", Распоряжению Президента РФ от 17.01.00 N 6-рп, а решение суда подлежащим отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по госпошлине по кассационной жалобе в связи с отменой судебного акта следует отнести на Инспекцию, которая освобождена от ее уплаты в силу части 3 статьи 5 ФЗ РФ "О государственной пошлине".
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд постановил:
решение от 13.11.03 по делу N А41-К2-13909/03 Арбитражного суда Московской области отменить.
В удовлетворении требований ИМНС РФ по Луховицкому району Московской области о взыскании налоговых санкций в сумме 13300 руб. с ОВД Луховицкого района отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 января 2004 г. N КА-А41/11158-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании