Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 5 июля 2004 г. N КА-А40/5313-04
(извлечение)
Региональная общественная организация поддержки творчества, образования и культуры "Центр "Сотрудничество и развитие" (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по ЦАО г. Москвы (далее - инспекция) от 29.01.04 N 673.
Решением суда первой инстанции от 29.03.04 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное. При этом сослалась на неправильное исчисление судом срока давности привлечения к административной ответственности, указав, что его надлежит исчислять с момента выявления правонарушения.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Организация извещена о месте и времени судебного разбирательства по жалобе в установленном порядке, ее представитель на заседание не явился.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст.286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятого по делу судебного решения.
20.10.04 сотрудники инспекции провели проверку организации по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", в ходе которой установили факт получения организацией 23.06.03, 01.08.03, 08.10.03, 13.11.03 взносов за участие в фестивалях, форумах и за оформление визы без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) и выдачи бланков строгой отчетности. Полученные денежные средства оформлялись приходными кассовыми ордерами.
По факту правонарушения инспекция составила акт проверки от 20.01.04 N 0001440/2 и протокол об административном правонарушении от 20.01.04 N 0026624, на основании которых 29.01.04 вынесла постановление N 673 о привлечении организации к административной ответственности за неприменение ККТ на основании ст. 14.5 КоАП РФ.
Организация не согласилась с этим постановление и обжаловала его в судебном порядке.
Рассматривая данный спор, Арбитражный суд г. Москвы посчитал доказанным факт совершения организацией административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ. Вместе с тем отметил, что для привлечения к ответственности инспекция пропустила установленный ст.4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности. В связи с чем признал обжалуемое по делу постановление незаконным и отменил его.
Вывод суда в части, касающейся пропуска срока давности назначения административного наказания, является правильным.
Ссылка в жалобе на то, что срок давности подлежит исчислению с момента обнаружения правонарушения, отклоняется как неосновательная.
Правонарушение в виде неприменения ККТ по своей правовой природе не является длящимся и срок давности привлечения к административной ответственности за него исчисляется с момента совершения - невыполнения установленной законом обязанности по получению денежных средств в применением ККТ.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает неверным утверждение Арбитражного суда г. Москвы о доказанности совершения региональной общественной организацией административного правонарушения в виде неприменения ККТ.
Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" установлена обязанность всех организаций и индивидуальных предпринимателей применять ККТ при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг (ч. 1 ст.2).
Названный Федеральный закон регулирует общественные отношения в сфере торговли и финансов, устанавливает правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сфере торговли и финансов), направлен на обеспечение фискальных интересов государства и контроля за осуществлением наличных денежных расчетов с целью полноты отражения организациями и индивидуальными предпринимателями получаемой выручки.
Исходя из этого на региональную общественную организацию, принимающую денежные средства в качестве взноса, упомянутый Федеральный закон не распространяется. Оказанные организацией услуги по организации участия в форумах и фестивалях не являются услугами, осуществляемыми в рамках предпринимательской деятельности.
Между тем данное неверное утверждение суда не привело к судебной ошибке по делу.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит предусмотренных ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены принятого по делу судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.03.04 по делу N А40-9057/04-12-04 оставить без изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца.
По мнению налогового органа, им не пропущен двухмесячный срок давности при привлечении Организации к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за денежные расчеты без применения ККМ, т.к. срок давности следует исчислять с момента обнаружения правонарушения.
Указанный спор возник из-за различного понимания налоговым органом и Организацией момента, с которого следует исчислять двухмесячный срок давности.
Суд указал, что срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ следует исчислять с момента совершения правонарушения - невыполнения установленной законом обязанности по применению ККМ при получении денежных средств.
Исследовав материалы дела, суд установил, что проверка исполнения Обществом требований законодательства о ККМ проведена контролирующим органом 20.10.2004 г. В ходе проверки установлены факты получения организацией 23.06.2003, 01.08.2003, 08.10.03, 13.11.03 взносов за участие в фестивалях, форумах и за оформление визы без применения ККМ. Постановление о привлечении организации к административной ответственности вынесено 29.01.2004.
В связи с этим суд кассационной инстанции признал правильным вывод нижестоящего суда о пропуске налоговым органом срока давности назначения наказания.
Вместе с тем суд кассационной инстанции не согласился с выводом нижестоящего суда о доказанности факта совершения организацией указанного правонарушения. При этом указал, что оказываемые организацией услуги по организации участия в форумах и фестивалях не являются услугами, осуществляемыми в рамках предпринимательской деятельности. Поэтому действие Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" об обязательном применении ККМ на них не распространяется. Однако, по мнению суда кассационной инстанции, данный вывод не повлиял на законность принятого решения.
На основании вышеизложенного, суд поддержал позицию Организации, решение по делу оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 июля 2004 г. N КА-А40/5313-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании