Ритуальный учет
В этот раз мы с фотографом отправились в частный морг, действующий на территории города Балашиха, чтобы узнать, как работает его главный бухгалтер Елена Новикова.
Мы остановились около одноэтажного здания с красной крышей, которое находится на территории местной больницы. Часы показывали без пятнадцати десять, и у нас было время, чтобы немного осмотреться. Первое, что привлекло внимание, - это пара автобусов с надписью "ритуал" и большое количество людей в черном. Кого-то хоронили. Стараясь не акцентироваться на гудящей черной массе с красными пятнами гвоздик, мы стали изучать само здание. Начали с таблички, которая гласила, что за стенами находится ритуальная служба и трупохранилище под названием ООО "Уфалей". Легче не стало, и я покосился на соседнее здание - городской морг.
На ватных ногах мы вошли в офис фирмы. "Приемная" представляла собой темное помещение, вдоль стен были выставлены образцы гробов, ритуальной одежды и венков.
- Елена Владимировна еще не подошла, - сказала нам молодая девушка и представилась: - Меня зовут Ольга Валериевна, я помощник главного бухгалтера. Может быть, вы хотите чая или кофе?
Мы согласились на кофе и удобно расположились на диванчике в бухгалтерии. Однако не прошло и минуты, как в коридоре раздались быстрые шаги.
- А вот и Елена Владимировна вернулась из банка, - улыбнулась Ольга.
Жизнь рядом со смертью
- Я здесь работаю уже три года, - начала свой рассказ Елена. - К деятельности организации, предложившей мне должность, отнеслась спокойно. Рано или поздно, но каждому из нас приходится сталкиваться со смертью, поэтому, наверное, необходимо знать о людях, которые готовы взять на себя все проблемы похорон. Мне было относительно просто адаптироваться к новой работе еще и потому, что перед этим я вела бухгалтерию в гранитной мастерской, в которой изготавливали надгробные памятники. Можно сказать, я вливалась в этот бизнес постепенно.
Первое время, конечно, было какое-то чувство замешательства, все-таки ходишь не мимо продуктов или игрушек, а мимо венков, гробов, холодильной камеры. Но привыкнуть можно ко всему.
Я замолчал, обдумывая сказанное, а Елена занялась обработкой банковской документации.
- Знаете, я бы, наверное, не смог здесь проработать и двух недель, интересно, как у вас обстоят дела с кадрами?
- Конечно, люди привыкают не сразу. Вот, например, моя помощница Оля долго не решалась идти к нам на работу. Но в итоге я ее сагитировала.
На секунду отвлекшись от кассового журнала, Оля подтвердила слова начальницы:
- Да, я очень долго думала над тем, идти сюда или нет. Но теперь, проработав полтора года, привыкла.
- У многих компаний, занятых ритуальными услугами, часто возникают проблемы с обслуживающим персоналом, - сказала Елена. - В нашем деле очень трудно найти непьющих специалистов. Если они и попадаются, то большинство все равно потом спивается. В основном это касается санитаров, занятых перевозками трупов. Поэтому в сфере ритуальных услуг большая текучка кадров. С бальзамировщиками проще: их этому делу учили, для них покойник всего лишь каждодневная работа. Нас проблема кадров, к счастью, не коснулась - сформировался дружный и непьющий коллектив.
Тем временем дверь приоткрылась, и в комнату заглянул санитар в спецодежде. Быстро оглядевшись, он буркнул что-то типа: "Для вас привезли новые гробы" - и скрылся.
- Да, ну и юмор тут у вас, - заметил я.
- Это наш новый сотрудник, он еще не совсем освоился, - сказала Елена, поглядев на закрывшуюся дверь. Понимаете, работа у нас тяжелая, и это накладывает отпечаток на восприятие жизни. У нас даже юмор специфический. Вот, например, сотрудники некоторых фирм приносят домой образцы продукции. А нам-то взять нечего, остается только шутить: прикидываем, кто из нас как хочет хорониться. Обсуждаем, какой венок, гроб или надгробие можно выбрать. И стоит ли заказывать музыку.
Тут в офисе раздался телефонный звонок, Оля сняла трубку:
- Алло, бухгалтерия "Уфалей", слушаем вас...
- Кстати, почему "Уфалей", что означает это слово? - шепотом поинтересовался я у Елены.
- Уфалей - особый, очень красивый вид мрамора. Он имеет множество разных оттенков: от серо-голубого, до черного со светлыми прожилками, - тоже шепотом, чтобы не мешать помощнице, ответила Елена.
"Ритуальные" проблемы
Когда телефонный разговор был закончен, я спросил о проблемах, с которыми сталкиваются в своей работе "ритуальные" бухгалтеры.
- Основная проблема - дыры в законах, - сказала главбух. - Возьмем венок или гроб: по классификатору они проходят как ритуальные принадлежности, используемые в ритуальных услугах. А господа из Ассоциации защиты прав потребителей с этим не согласились, в результате возник спор. Они решили, что мы торгуем обычными товарами без кассового аппарата. Но ведь у нас нет склада, нет десятка готовых гробов и торговой площади, мы все заказываем индивидуально по умершим.
Хотя есть и другая сторона медали. Обычно мы предоставляем услуги в комплексе. Но иногда родственники приходят и покупают только ленточку или венок, и тогда по закону вроде бы получается торговля. Где грань между торговлей и услугой? Мы определяем ее тем, что ничего не закупаем оптом, все делаем исключительно под заказ. А то, что вы видели в зале, - это образцы, они не для продажи. В итоге мы убедили защитников в своей правоте.
Однако при введении ЕНВД наш бизнес разделили на ритуальные услуги и реализацию ритуальных принадлежностей. Теперь это разные виды деятельности, требующие отдельного учета. При реализации ритуальных принадлежностей нужен кассовый аппарат, и это уже получается торговля, несмотря на то, что сопутствующие товары входят в наш комплекс услуг. Но в бланке строгой отчетности, по которому мы работаем, указана позиция: "ритуальные принадлежности". Получается, что их можно продавать без кассового аппарата. Руководствуясь этой логикой, мы приняли решение не применять ККМ, а работать по бланкам строгой отчетности формы N БО-13(2).
Скорее всего, когда к нам придут налоговики, им это не понравится. Но мы не боимся проверок, наоборот, надеемся, что контролеры внесут ясность в ситуацию. Мы согласны платить налоги, только хотим знать как.
Что почем
С определением стоимости услуги также возникают сложности: должны ли мы брать процент за реализацию товаров или лучше работать с наценкой? Сейчас на собственные услуги у нас идет фиксированная цена. От продажи ритуальных принадлежностей мы имеем процент. Та же история с транспортом: при аренде автобусов мы выступаем посредниками и получаем за это определенное вознаграждение. Посовещавшись с директором, мы решили, что правильнее включить этот процент в стоимость услуг, указанную на ценниках. Это доступнее для нашего потребителя.
Раньше торговая наценка, согласно постановлению администрации города Балашиха, не могла превышать 25 процентов. Все прейскуранты раз в год обязательно заверялись в администрации местного самоуправления. С этого года прейскуранты не заверяют, а только лишь согласовывают - наценка может быть любой. Но не все так просто, теперь, согласно постановлению Министерства экономики Московской области, ритуальные службы, занятые в сфере услуг, имеют право сами устанавливать цены, но при этом их годовая рентабельность не может превышать 15 процентов.
Вопросы возникали и с ГОСТами на продукцию. Дело в том, что наша деятельность теперь не лицензируется и не сертифицируется, никаких государственных стандартов на ритуальную продукцию нет. Чиновников это не устраивает, они заявляют: "Гроб может быть пластмассовый, просто выкрашен под дерево, а в прейскуранте он проходит как деревянный". В итоге мы пришли к компромиссу: попросили поставщиков промаркировать свою продукцию, чтобы потребитель знал, из чего сделан гроб.
А вы знаете, что есть элитные гробы с кондиционерами, подсветкой, держателями для подбородка? Какой на них может быть ГОСТ?!
Команда
Тесная комната, в которой мы беседовали, к концу рабочего дня стала почти родной. Ничто из ее интерьера не напоминало о том, что сотрудникам этой фирмы ежедневно приходится сталкиваться с горем.
- Елена Владимировна, а как у вас строится среднестатистический рабочий день?
- Спонтанно. Почему? В нашем деле нет стабильности. Что на сегодня важнее, то и делаем. Бухгалтерия у нас квартальная, когда заканчивается квартал, готовим отчеты, и следующий месяц уходит на походы в налоговую. В обычные дни рутинная работа - вместе с Олей мы обрабатываем банковскую документацию, ведем расчеты с поставщиками. Оля больше занимается первичкой, ведет кассу, работает со складом. Я же делаю все остальное и частично замещаю функции директора на время ее отсутствия.
- Каждый день одно и то же: работа и горе, пусть даже чужое. Вы не устаете от этого?
- Конечно, мы устаем к концу рабочего дня. Но бывают и приятные моменты. Например, к 9 мая у нас заказывают венки и ленты с торжественными текстами для возложения к памятникам погибшим солдатам. И каждый год мы заказываем праздничные ленточки для выпускников местных школ.
А. Дроздов
"Расчет", N 7, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru