Вопросы и ответы
Вправе ли налоговый орган предъявить требование о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам к организации, являющейся зависимым (дочерним) обществом (предприятием)?
Налоговые органы имеют такое право. На основании подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы могут предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий).
Согласно ст. 105 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
В силу ст. 106 НК РФ хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Как следует из ст. 50 ГК РФ, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, основными (преобладающими) обществами (предприятиями) должны быть коммерческие организации.
Исходя из содержания приведенных положений налогового и гражданского законодательства следует вывод, что налоговый орган вправе предъявлять соответствующее требование о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за организацией, являющейся зависимым (дочерним) обществом (предприятием), только к коммерческой организации.
Разъясните, пожалуйста, установлен ли действующим законодательством срок для подачи заявления о зачете излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и уплаты предстоящих платежей?
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Вместе с тем по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, на уплату пеней, погашения недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Кроме того, налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
Следует отметить, что согласно п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может подлежать возврату на основании письменного заявления налогоплательщика. При наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Но при этом ст. 78 НК РФ не устанавливает определенного срока для подачи заявления о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей и погашения недоимки. Применение в данном случае какого-либо ограничительного срока недопустимо, поскольку это нарушает права и законные интересы налогоплательщика (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23 декабря 2002 г. N А82-26/02-А/2, ФАС Северо-Западного округа от 4 февраля 2003 г. N А26-4466/02-26, ФАС Западно-Сибирского округа от 3 марта 2003 г. N Ф04/874-139/А46-2003).
Правомерно ли использование руководителем налогового органа аналога личной подписи в случае оформления решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности?
Статья 101 НК РФ устанавливает положение, согласно которому руководитель (его заместитель) налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вправе вынести решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В таком решении должны быть изложены обстоятельства совершения налогового правонарушения, указаны документы и приведены иные сведения, которые подтверждают эти обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием соответствующих статей Налогового кодекса, а также применяемые меры ответственности.
В силу ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Кодексом. В связи с этим несоблюдение должностными лицами указанных требований может стать основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Законодатель не предусмотрел какую-либо возможность для использования аналога собственноручной подписи руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Следовательно, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, содержащее факсимиле руководителя соответствующего органа, является недействительным (см. постановление ФАС Уральского округа от 25 февраля 2003 г. N Ф09-313/03-АК).
Прошу объяснить, возложена ли на налогоплательщика обязанность соблюдать досудебный порядок урегулирования налогового спора?
В соответствии со ст. 104 НК РФ после вынесения решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган должен обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с лица, привлекаемого к налоговой ответственности, санкции, установленной Налоговым кодексом.
Необходимо отметить, что до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции, однако в отношении самого налогоплательщика подобная обязанность Налоговым кодексом не предусмотрена.
Н.В. Герасименко,
кандидат юридических наук
"Адвокат", N 6, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.