Таможенное и налоговое законодательство: изменения в УК РФ
В соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации преступлениями в сфере экономической деятельности признаются виновно совершенные физическими лицами (в том числе и должностными лицами) общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) под угрозой наказания.
Перечень составов указанных преступлений содержится в главе 22 Особенной части "Преступления в сфере экономической деятельности" УК РФ. В эту главу Федеральным законом от 8.12.03 г. N 162-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 11.03.04 г.) внесены существенные изменения. На основании ст. 5 Закона N 162-ФЗ он вступил в силу с 12 декабря 2003 г., пп. 154, 155, 158 ст. 1 - с 12 марта 2003 г.
Изменения коснулись в первую очередь размера наказания в виде штрафа, который ранее измерялся в минимальных размерах оплаты труда, а теперь - фиксированной денежной суммой. Хотя в настоящее время, как и ранее, у суда осталась возможность в зависимости от размера причиненного ущерба, степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного уменьшать или увеличивать размер штрафа. Кроме того, дополнительное наказание, предусмотренное ранее в УК РФ в виде конфискации имущества, во многих статьях УК РФ заменено на штраф.
Глава 22 УК РФ дополнена двумя совершенно новыми составами, относящимися к налоговым правоотношениям: неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1) и сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2). Эти деяния признаны законодателем общественно опасными и потому уголовно наказуемыми. Однако привлечение к ответственности по данным статьям возможно только за деяния, совершенные после вступления Закона N 162-ФЗ в силу.
Вместе с тем из УК РФ исключены два состава преступления, и эти деяния декриминализированы с точки зрения уголовного права. Это ст. 182 "Заведомо ложная реклама" и ст. 200 "Обман потребителей". Ранее за совершение данных деяний предусматривалась уголовная ответственность, в настоящее время налагается административная ответственность в соответствии со ст. 14.3 "Нарушение законодательства о рекламе" и ст. 14.7 "Обман потребителей" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, все уголовные дела, находящиеся в стадии предварительного следствия или судебного разбирательства по указанным статьям УК РФ, подлежат прекращению, а обвиняемые и подсудимые - освобождению от уголовной ответственности независимо от того, когда это деяние было ими совершено.
В настоящее время в статьях главы 22 УК РФ (за исключением ст. 174, 174.1, 178, 185, 185.1, 193, 194, 198, 199 и 199.1) крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250 тыс. руб., особо крупным - 1 млн руб.
С учетом внесенных изменений при совершении уголовно наказуемого деяния, указанного в главе 22 УК РФ, ответственность будет определяться исходя из следующего. При решении вопроса о квалификации действий обвиняемого и размере и виде наказания суд (орган предварительного следствия) должен провести сравнительный анализ норм УК РФ, действовавших с момента совершения данного преступления. В соответствии с нормами уголовного законодательства применима та норма УК РФ, которая предусматривает более мягкое наказание за совершенное деяние.
Статья 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей,
взимаемых с организации или физического лица" УК РФ
Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 500 тыс. руб., а в особо крупном размере - 1500 тыс. руб.
При перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и в других случаях, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), с 1 января 2004 г. уплачиваются следующие платежи:
ввозная таможенная пошлина;
вывозная таможенная пошлина;
НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
таможенные сборы.
Таможенные платежи подлежат взиманию только в том случае, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 319 ТК РФ при перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;
при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в следующих случаях.
1. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации или Таможенным кодексом:
товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;
в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
2. Если общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 руб.
3. Если до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК РФ, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации).
4. Если товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.
В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации либо вывезенных с этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях, предусмотренных НК РФ.
Следует отметить, что лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу:
физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 ТК РФ;
иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;
иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;
иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.
Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), то он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. При несоблюдении положений ТК РФ о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных данным Кодексом для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, прямо предусмотренных ТК РФ, являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.
В случае незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.
Таможенные сборы взимаются за таможенное сопровождение в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Под таможенным сопровождением понимается сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с внутренним таможенным транзитом, которое осуществляется должностными лицами таможенных органов исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите.
Таможенный орган имеет право принять решение о таможенном сопровождении в случаях:
непредставления обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 31 ТК РФ;
перевозки отдельных видов товаров, определяемых на основе системы анализа рисков и управления ими в соответствии с ТК РФ;
недоставки перевозчиком хотя бы один раз в течение одного года до дня обращения за разрешением на внутренний таможенный транзит товаров в место их доставки, что подтверждается вступившим в силу постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в области таможенного дела;
обратного вывоза ошибочно поставленных в Российскую Федерацию товаров или товаров, ввоз которых в Российскую Федерацию запрещен, если место фактического пересечения указанными товарами таможенной границы при вывозе не совпадает с местонахождением этих товаров;
перевозки товаров в соответствии с пп. 6 и 7 ст. 80 ТК РФ;
перевозки товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Статья 198 "Уклонение от уплаты налогов и (или)
сборов с физического лица" УК РФ
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
В настоящей статье крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 тыс. руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1500 тыс. руб.
В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 27.05.03 г. N 9-П положения ст. 199 УК РФ предусматривают уголовную ответственность лишь за такие деяния, которые совершаются умышленно и направлены непосредственно на избежание уплаты законно установленного налога в нарушение закрепленных в налоговом законодательстве правил. Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции Российской Федерации), что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации. В соответствии со ст. 198, 199 УК РФ обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, которое может выражаться как в действиях, так и в бездействии, является крупный или особо крупный размер неуплаченного налога.
Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Она представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Под включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых не соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов.
Доходами физических лиц считается совокупный (общий) доход, полученный гражданином в календарном году как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Расходами физических лиц считаются понесенные гражданином затраты, влекущие в предусмотренных налоговым законодательством случаях уменьшение налогооблагаемой базы.
Преступления, предусмотренные ст. 198 и 199 УК РФ, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 198, является физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее шестнадцатилетнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налога в налоговые органы налоговую декларацию.
В соответствии со ст. 11 НК РФ к физическим лицам относятся индивидуальные предприниматели и налоговые резиденты Российской Федерации.
К индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. К налоговым резидентам относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Уклонение от уплаты налогов связано с невыполнением виновным определенных норм налогового законодательства. В связи с этим по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198, 199 УК РФ, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительном заключении и приговоре должно быть обязательно указано, какие конкретно нормы налогового законодательства, действовавшего на момент совершения преступления, нарушены обвиняемым (осужденным).
Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших уклонению от уплаты налогов гражданином или с организации, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении преступления, т.е. по ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 198 УК РФ или ст. 199 УК РФ, а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности - то и по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285, 290, 292 УК РФ).
Под иным доходом следует понимать любой помимо заработной платы подлежащий налогообложению доход, полученный осужденным в денежной (в том числе в виде иностранной валюты) или натуральной форме.
При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью надлежит иметь в виду, что в соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности может быть назначено только тем осужденным, которые занимают должности на государственной службе или в органах местного самоуправления. Лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, может быть назначено наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с выполнением этих функций.
При рассмотрении дел, связанных с применением законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, следует учитывать, что фактические данные, подтверждающие наличие или отсутствие в действиях подсудимого состава преступления, наряду с заключением эксперта могут устанавливаться также актами выездных и камеральных налоговых проверок исполнения налогового законодательства.
По делам о налоговых преступлениях наряду с материальным ущербом, заключающимся в непоступлении в бюджетную систему Российской Федерации денежных сумм в размере неуплаченного налога, может быть предъявлен гражданский иск также о взыскании с виновного штрафа и пени в размерах, установленных законодательством Российской Федерации. Приняв решение об удовлетворении гражданского иска, суд указывает в приговоре размер денежной суммы, подлежащей взысканию с осужденного, и в зависимости от вида неуплаченного налога - наименование бюджета (федеральный, региональный, местный), в доход которого указанная сумма подлежит взысканию.
Статья 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или)
сборов с организации" УК РФ
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Крупным размером в настоящей статье, а также в ст. 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1500 тыс. руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7500 тыс. руб.
К организациям, о которых говорится в ст. 199 УК РФ, относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
К уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ могут быть привлечены руководитель организации - налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие организации - налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения. Лица, организовавшие совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, или руководившие этим преступлением либо склонившие к его совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера организации - налогоплательщика или иных служащих этой организации, или содействовавшие совершению преступления советами, указаниями и т.п., несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники по ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 УК РФ.
Следует учесть, что данное преступление не может быть совершено по неосторожности. Виновным в данном случае признается лицо, осознававшее общественную опасность своих действий (бездействия), которое предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления (прямой умысел), либо когда лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично. Другими словами, умысел в соответствии со ст. 199 УК РФ должен быть направлен именно на уклонение от уплаты налогов с организации. При этом недобросовестными должностными лицами организации - налогоплательщика используются различные способы сокрытия налогов. Действия должностных лиц, не скрывающих объекты налогообложения, представляющих своевременно достоверную отчетность об имеющихся недоимках по различным налогам, но нарушающих порядок уплаты налогов, состава преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, не образуют.
Для привлечения к уголовной ответственности важен не только способ уклонения, но и размер неуплаченной суммы налога (налогов), т.е. уголовная ответственность напрямую зависит от хозяйственных оборотов организации.
Статья 199.1 "Неисполнение обязанностей налогового агента" УК РФ
Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Под налоговым агентом понимаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Они перечисляют удержанные налоги в установленном налогоплательщиком порядке и имеют те же права, что и налогоплательщики. Так, налоговым агентом является организация, перечисляющая за работника в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.
Статья 199.2 "Сокрытие денежных средств либо имущества организации
или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно
производиться взыскание налогов и (или) сборов" УК РФ
Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В соответствии со ст. 47 "Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика - организации или налогового агента - организации" НК РФ в случае, предусмотренном п. 7 ст. 46 НК РФ, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика - организации, налогового агента - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание по ст. 46.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации или налогового агента - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.97 г. N 119-ФЗ (с изменениями на 5.03.04 г.) "Об исполнительном производстве".
Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - организации или налогового агента - организации должно содержать:
фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;
дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;
наименование и адрес налогоплательщика - организации или налогового агента - организации, на чье имущество обращается взыскание;
резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - организации или налогового агента - организации;
дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - организации или налогового агента - организации;
дату выдачи указанного постановления.
Постановление о взыскании налога подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.
Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом - исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации производится последовательно в отношении:
наличных денежных средств;
имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
другого имущества.
В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика - организации или налогового агента - организации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика - организации или налогового агента - организации и погашения задолженности налогоплательщика - организации или налогового агента - организации за счет вырученных сумм.
Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика - организации или налогового агента - организации, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - организации или налогового агента - организации.
Указанные положения применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора, при взыскании сбора за счет имущества плательщика сбора - организации, при взыскании налогов и сборов таможенными органами.
С.В. Горленко,
кандидат юридических наук
"Аудиторские ведомости", N 7, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а