Наша организация (региональная радиостанция) применяет упрощенную систему налогообложения. Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на сумму расходов.
Просим разъяснить, можно ли принимать в качестве материальных расходов (в соответствии со статьями 254 и 346.16 НК РФ) следующие виды затрат:
ежемесячные отчисления за товарный знак и лицензионное вознаграждение;
ежеквартальные отчисления за экспертизу заявочных материалов, оформление временного разрешения на работу РЭС с излучением, разрешение на использование радиочастот ЦН для эксплуатации;
ежемесячные перечисления на финансирование деятельности УГСНСИ (управления государственного надзора за связью и информатизацией)?
Общим правилом, которым следует руководствоваться при определении права на принятие отдельных видов затрат в качестве расходов при применении упрощенной системы налогообложения, является то, что перечень расходов, приведенный в статьей 346.16 НК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, принимать к налоговому учету можно только те виды расходов, которые непосредственно указаны в данной статье НК РФ.
Включение в состав таких расходов отчислений за товарный знак и лицензионных вознаграждений статьей 346.16 НК РФ не предусмотрено. Отнесение их к категории материальных расходов, по нашему мнению, также неправомерно, так как, во-первых, они не связаны непосредственно с приобретением и использованием материально-производственных запасов, а, во-вторых, организации, не применяющие специальных налоговых режимов для целей налогообложения налогом на прибыль подобные расходы отражаются в составе прочих (подпункт 37 пункта 1 статьи 264 НК РФ).
Однако указанные виды расходов, по нашему мнению, могут быть учтены в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ в составе расходов на приобретение нематериальных активов. То обстоятельство, что оплата товарного знака и иных объектов интеллектуальной собственности (лицензионные платежи) относится к таким расходам, прямо вытекает из норм ПБУ 14/2000 и главы 25 НК РФ. То обстоятельство, что платежи производятся не единовременно, а частями - в течение некоторого периода времени - в данном случае значения не имеет, так как особый порядок учета таких расходов пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ установлен только для объектов основных средств.
Что касается второй группы затрат, указанных в вопросе, то, по нашему мнению, нет оснований для их учета при определении налоговой базы. Это обусловлено тем, что в перечне расходов в статье 346.16 нет ни подобных расходов ни их аналогов. Кроме того, целесообразно привести и такое соображение - глава 26.2 НК РФ допускает принятие к учету в качестве расходов только текущих затрат и затрат, связанных с приобретением объектов основных средств и нематериальных активов. Перечисленные же виды расходов осуществляются при создании организации и, следовательно, не могут быть отнесены к текущим. То, что указанные виды расходов могут осуществляться периодически, при этом учитываться не должно - проигрыш на конкурсе для радиостанций фактически означает ее ликвидацию или необходимость перепрофилирования на иные виды деятельности.
Наконец, о ежемесячных перечислениях на финансирование деятельности УГСНСИ. В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2000 г. N 380 "О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации" перечисленные в установленном порядке отчисления организаций, предоставляющих услуги в области связи и информатизации, на обеспечение деятельности управлений по надзору за связью и информатизацией в субъектах Российской Федерации учитываются в себестоимости продукции (работ, услуг). То есть, на первый взгляд, основания для принятию к налоговому учету перечисленных видов расходов имеются (так как обязательность их осуществления установлена законодательным актом). Вместе с тем, в постановлении говорится о себестоимости услуг (что является термином бухгалтерского учета), а не о расходах, принимаемых к налоговому учету. Следовательно, правомерность исключения расходов из налоговой базы может быть подтверждена или опровергнута только органом, уполномоченным на это - федеральным законом, Правительством Российской Федерации или Минфином РФ.
В связи с этим мы рекомендуем обратиться за разъяснениями в соответствующую службу Минфина РФ со ссылкой на упомянутое постановление Правительства Российской Федерации.
1 мая 2004 г.
"Консультант бухгалтера", N 5, май 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru