Комментарий к письму Минфина РФ от 9 июня 2004 г. N 03-02-05/1/52
"О смене состава учредителей"
Главой 26.2 Налогового кодекса установлены ограничения, которые не позволяют некоторым организациям применять упрощенную систему налогообложения (п. 3 ст. 346.12 НК РФ). В частности, не вправе работать по "упрощенке" фирмы, уставный капитал которых более чем на 25 процентов состоит из вклада других организаций.
В опубликованном письме Минфин России разъяснил, как должны поступать "упрощенцы", которые нарушили это условие уже после того, как перешли на спецрежим.
Точка зрения Минфина
Минфин считает, что эти организации должны вернуться на общий режим налогообложения. Причем сделать это им нужно с начала года, в котором доля других организаций в их уставном капитале превысила разрешенный лимит.
На практике это означает, что за весь прошедший период такие фирмы должны исчислить и заплатить все налоги, которые предусмотрены общей системой налогообложения (налог на прибыль, НДС, налог на имущество и единый социальный налог).
В своих разъяснениях главное финансовое ведомство руководствуется статьей 346.13 Налогового кодекса. Напомним, что в ней изложены общий порядок и условия перехода на "упрощенку" и отказа от нее. Особых правил, касающихся несоблюдения "уставного" лимита, статья не предусматривает. Исходя из этого, финансисты рассудили так.
Организации, у которых доход или остаточная стоимость имущества в отчетном или налоговом периоде превысит 15 000 000 и 100 000 000 рублей соответственно, должны переходить на обычный порядок исчисления налогов с начала того квартала, в котором произошло это превышение. А все остальные "упрощенцы", в том числе и те, кто нарушил лимиты по размеру уставного капитала, - с начала года, в котором допущено нарушение.
Позиция налоговиков
Налоговики по-другому трактуют налоговые нормы. Они считают, что если организация, уже будучи "упрощенцем", не выполнила условия, предусмотренные статьей 346.12 Налогового кодекса, то перейти на традиционную систему налогообложения она должна в том квартале, в котором было нарушено то или иное ограничение.
Иными словами, начиная с 1-го числа переломного квартала она должна начислить и заплатить все общеустановленные налоги (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, ЕСН). Такая позиция отражена в письмах УМНС по г. Москве от 16.12.2003 N 21-08/70540 и от 28.01.2004 N 21-09/05568. Как и Минфин, свою позицию налоговики ничем не подтверждают. Они лишь констатируют факт.
Что говорит Налоговый кодекс
Несмотря на некоторую разницу, и Минфин и налоговики сходятся в одном. После того как организация нарушила "уставные" ограничения, применять упрощенную систему налогообложения она уже не может. Причем вернуться на обычный порядок исчисления налогов фирма должна уже в текущем году.
Насколько обоснована позиция чиновников? Как мы уже отмечали выше, правила возврата на общую систему налогообложения изложены в статье 346.13 Налогового кодекса. Переход на "традиционку" в течение года в этой статье предусмотрен только для организаций, которые превысили установленный лимит по доходам (15 000 000 рублей), а также по остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (100 000 000 рублей). Других условий в ней нет.
Это значит, что если "упрощенец" нарушил иные ограничения, кроме вышеуказанных, то возвращаться на обычный порядок исчисления налогов в этом году он не обязан.
Подтверждение этому можно найти в пункте 3 статьи 346.13 Налогового кодекса. В нем говорится, что организации, которые работают по "упрощенке", не имеют права до конца года переходить на общий режим налогообложения, кроме случаев, которые указаны в этой статье. А таковых, как мы отметили, два: если превышены доходы и если увеличилась остаточная стоимость имущества "упрощенца".
Таким образом, если нарушены другие нормы главы 26.2 Налогового кодекса, организация должна вернуться на "традиционку" со следующего года. Конечно, вряд ли налоговые работники быстро согласятся с таким поворотом событий. В противовес они могут утверждать, что пункт 3 статьи 346.13 Налогового кодекса касается только организаций, которые захотят добровольно вернуться на общую систему налогообложения. И будут не правы. Ведь в этом пункте ничего не сказано о том, что он распространяется только на "добровольцев". А это значит, что руководствоваться им можно и в других ситуациях.
Пример 1
ОАО "Горизонт" с 1 января 2004 года работает по упрощенной системе налогообложения. На момент перехода на спецрежим уставный капитал общества состоял на 82 процента из вклада самой организации, и 18 процентов принадлежало ООО "Зенит".
В мае 2004 года "Зенит" выкупил часть акций у работников ОАО "Горизонт". После этого его доля в уставном капитале стала составлять 28 процентов. Значит, ОАО "Горизонт" не может применять упрощенную систему налогообложения.
Перейти на обычный порядок исчисления налогов организация должна с 1 января 2005 года. Об этом фирме необходимо сообщить в налоговую инспекцию не позднее 15 января 2005 года.
М.К. Космаков,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 12, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.