В 10-м номере "НА" за текущий год был опубликован Закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". В комментарии к этому документу мы писали о многоступенчатой процедуре его введения в действие. В целом закон вступил в силу 18 июня. Однако отдельные его нормы применяются в особом порядке.
Некоторые из них носят временный характер. Например, с 1 января 2007 года власти обещают отменить статьи об обязательной продаже валютной выручки, о резервировании средств по валютным операциям, об ограничениях, связанных с куплей-продажей иностранной валюты и т.д.
Другие положения, наоборот, вводятся с отсрочкой. К ним относится и новый порядок открытия и использования валютных счетов в зарубежных банках (ст. 12 Закона N 173-ФЗ). Граждане - резиденты России (в т.ч. и индивидуальные предприниматели) могут воспользоваться этим порядком уже сейчас.
В государствах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) они могут открывать банковские счета без ограничений.
Перечень стран, которые входят в эти международные структуры, содержится в указании Банка России от 10.12.2002 N 1220-У. На сегодняшний день в него включено 36 участников, среди которых США, Канада, Мексика, Австралия, Япония, а также большинство европейских государств. В остальных странах россияне могут хранить свои деньги на счетах, предварительно зарегистрированных в налоговых инспекциях.
Новый порядок использования зарубежных валютных счетов
для организаций
В принципе точно такой же порядок предусмотрен в Законе N 173-ФЗ и для организаций. Но они смогут воспользоваться им лишь через год. Пока же действует статья 6.1 Закона РФ от 09.10.92 N 3615-1, согласно которой открывать и использовать валютные счета за границей предприятия вправе только с разрешения Банка России. Это единственная действующая сейчас норма прежнего закона о валютном регулировании и валютном контроле. Она утратит силу только 19 июня 2005 года.
Опубликованное Положение N 256-П напрямую связано с частичным сохранением прежних правил. В нем установлен Временный порядок, которым будут руководствоваться подразделения Центробанка, уполномоченные решать, можно той или иной фирме открыть валютный счет за границей или нет.
До недавних пор подобные вопросы регламентировались довольно жестко. Статья 5 прежнего закона о валютном регулировании допускала частичное использование экспортной выручки непосредственно за границей. Но поскольку цели, на которые разрешалось тратить валюту, в самом законе были прописаны довольно туманно, конкретные правила открытия и ведения зарубежных счетов устанавливал Банк России.
Центробанк свел возможности предприятий к двум ситуациям. Положением от 16.10.2002 N 200-П он установил порядок использования заграничных валютных счетов для расчетов по договорам международного строительного подряда, а Положением от 16.10.2002 N 201-П - для обслуживания деятельности иностранных представительств российских организаций. Формально оба этих документа продолжают действовать и сейчас. Однако с 18 июня 2004 года они могут применяться только в той части, которая не противоречит Закону N 173-ФЗ. Между тем новый закон предусматривает для участников внешнеэкономической деятельности более широкие возможности.
В соответствии со статьей 19 Закона N 173-ФЗ отечественные предприятия могут не переводить в Россию валюту, полученную за рубежом, если она используется:
- для погашения кредитов и займов, которые получены от организаций, зарегистрированных в странах - членах ОЭСР или ФАТФ, или от организаций, являющихся агентами правительств других государств;
- для оплаты местных расходов строительных организаций, ведущих работы на территории других государств;
- для оплаты расходов организаций, участвующих в зарубежных выставках, спортивных и культурных мероприятиях;
- для оплаты услуг иностранных транспортных компаний и для расчетов между организациями, которые занимаются рыбным промыслом за пределами таможенной территории России.
На первый взгляд, Временный порядок не устанавливает никаких дополнительных требований, которые ограничивали бы права, предоставленные организациям Законом N 173-ФЗ. Ничего в нем не говорится и об обязательном наличии у предприятий зарубежных представительств.
По сути новое положение сводится к описанию схемы документооборота, который будет сопровождать обращение фирмы в то или иное подразделение Центробанка и выдачу (или отказ в выдаче) соответствующего разрешения. В то же время сама процедура выдачи разрешений носит явный бюрократический отпечаток.
Как получить разрешение
Выдачей разрешений будут заниматься территориальные управления Банка России. Перечень документов, которые туда нужно направлять, приведен в приложении 2 к Временному порядку. Среди них:
- копии учредительных документов;
- копии свидетельств о государственной регистрации и постановке на налоговый учет;
- справка уполномоченного банка о реквизитах счета, с которого деньги будут переводиться за границу;
- договор (проект договора), для реализации которого предприятие намерено использовать валютный счет за рубежом.
Если какие-либо из документов составлены на иностранном языке, резидент должен представить их перевод, заверенный нотариально.
Как правило, на каждый заграничный счет будет выдаваться индивидуальное разрешение. Однако в зависимости от конкретных обстоятельств сотрудники Банка России могут дать "добро" на открытие нескольких счетов одним разрешением. Разрешения, выданные до 18 июня 2004 года, сохраняют свою силу в течение указанного на них срока.
По закону в течение двух месяцев с момента обращения территориальное управление Центробанка обязано выдать организации разрешение на открытие и использование счета (приложение 3 к Временному порядку) либо направить ей мотивированный отказ.
Мотивов для отказа более чем достаточно. Это и несоблюдение порядка обращения за разрешением, и неполный комплект представленных документов, и ошибки в их оформлении.
Кроме того, в пункте 6.2 Временного порядка сказано, что чиновники могут проигнорировать заявление организации, если сочтут, что у нее есть возможность проводить свои валютные расчеты через российский банк. И поскольку никаких критериев для оценки целесообразности открытия банковских счетов за границей во Временном порядке нет, организации, в отличие от граждан, не могут считать себя застрахованными от принятия необъективных решений.
Впрочем, если причины, повлекшие за собой отказ, будут устранены, фирма может повторно обратиться за разрешением к тем же чиновникам. Безусловный отказ (с запретом повторного обращения) получат лишь те, кто осмелился самостоятельно открыть зарубежный банковский счет без предварительного согласования (п. 6.4 Временного порядка). Причем ведение валютных расчетов с использованием несанкционированных счетов является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.25 Административного кодекса. Размер штрафа может достигать полной суммы незаконной валютной операции.
Разрешения выдаются на определенный срок - он указывается в документе. Если условия использования зарубежного валютного счета меняются, организации придется получать дополнения к разрешению. Для этого не позже чем за 15 дней до окончания срока действия разрешения нужно вновь обратиться в управление Банка России и представить туда ряд дополнительных документов, перечисленных в приложении 2 к Временному порядку.
Если в ранее представленных документах никаких изменений не произошло, подавать их повторно не требуется.
Резидент, получивший разрешение на открытие валютного счета за рубежом, обязан:
- сообщить иностранному банку об условиях использования этого счета;
- в течение 10 календарных дней после закрытия зарубежного счета перечислить в российский банк все остатки валютных средств;
- ежеквартально, до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в территориальное управление Банка России отчет о движении денежных средств по форме, установленной в приложении 5 к Временному порядку. Аналогичный отчет резидент обязан представлять и по внеочередному запросу управления. Срок, который отводится для подготовки такого отчета, - 10 дней.
Форма отчета о движении валютных средств практически не отличается от той, которая была утверждена Положением Банка России от 16.10.2002 N 201-П для зарубежных представительств. Она стала лишь чуть-чуть короче.
В отчете по-прежнему нужно расшифровывать виды, объемы и источники поступления валютных средств, а также фиксировать направления, по которым они расходуются.
В то же время из формы исключен справочный раздел, где указывалась балансовая стоимость активов резидента и сумма средств, возвращенных в Россию (разница между остатком на конец квартала и двукратной величиной квартальных расходов). В новом отчете отражать эти данные не требуется.
Н.С. Буданцева,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 12, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.