Спокойствие, только спокойствие
В начале лета в Москве состоялся семинар, посвященный проверкам. Его задача - подготовить бухгалтеров ко встрече с неприятностями, то есть с налоговыми инспекторами.
А если бухгалтер будет готов, он сбережет не только деньги фирмы, но и собственные нервы.
К кому придут?
Кто-то может подумать, что налоговики выбирают свою жертву абы как. Однако, по словам консультанта компании "Бизнеслэнд" в области управленческого, налогового и бухгалтерского учета, аудитора Марата Другова, у фискалов давно уже есть шпаргалка для формирования черного списка.
Проверить все фирмы невозможно - это прекрасно понимают и сами чиновники. Поэтому МНС еще в прошлом году разработало для налоговых инспекций специальные рекомендации, призванные помочь выбрать очередную жертву проверки. Кстати сказать, приказ скрыт от посторонних глаз под грифом "для служебного пользования".
Однако г-н Другов рассказал об основных положениях "секретного" документа. В первую очередь налоговики проверяют крупнейших налогоплательщиков. По инструкции инспекторы должны наведываться в большие компании не реже 1 раза в два года. Также, если фирма попала в поле зрения правоохранительных структур, стоит ждать налоговиков.
Организации, не сдающие отчетность или представляющие документы позже срока, и ликвидируемые предприятия тоже стоят в начале черного списка инспекторов. Конечно, чиновники должны проверять и тех, кто долгое время - около шести лет - избегал контроля. Правда, как отметил ведущий семинара, в своей практике он сталкивался с компаниями, которые инспекторы из МНС вообще не трогали.
Если среди учредителей фирмы есть "мертвые души" или компания имеет счета в разных банках, торгует подакцизной продукцией или выручка фирмы существенно отличается от средней по отрасли, то чиновники непременно проведут проверку. В общем, как видно, оснований для визита у инспекторов хоть отбавляй.
Прямо на месте
В арсенале чиновников две основные проверки: камеральная и выездная. Помимо них часто проводят встречные и тематические проверки.
Как заметил ведущий семинара, иногда специалисты из МНС или УМНС могут повторно проверить фирму. Правда, это возможно лишь в случае ревизии в самой налоговой инспекции.
С камеральной проверкой все довольно просто. Решения руководителя налоговикам для этого не нужно. Достаточно того, чтобы бухгалтер принес в инспекцию декларацию. Ее и будут проверять. Марат Другов напомнил, что любые просьбы и требования инспекторов должны быть оформлены в письменном виде. К примеру, если налоговики просят принести определенные документы для камеральной проверки, то они должны выдать официальное требование.
В письме инспектор обязан подробно перечислить бумаги, которые должен принести бухгалтер. Если в требовании расплывчатые формулировки, такие, как "все первичные документы", то нужно попросить чиновников сделать расшифровку.
На сбор и подготовку документов отводят всего пять дней. И не всегда бухгалтер успевает собрать необходимые бумаги. Если очевидно, что успеть невозможно, а перспектива заплатить штраф по статье 126 Налогового кодекса не очень радует, надо написать в налоговую инспекцию письмо. Текст его должен быть таким: "Сообщаем, что наша компания не может представить в пятидневный срок затребованные для камеральной проверки документы, так как объем документов слишком большой. Обязуемся подготовить все необходимые бумаги в срок до...".
Это бесхитростное послание в инспекцию оградит фирму от штрафа и поможет при необходимости отстоять свои интересы в суде.
Есть еще одна интересная деталь. Налоговики требуют, чтобы бухгалтеры сдавали все бумаги только по описи. Однако забывают, что и возвращать документы они должны тоже по описи (с номером и датой). И если описи не будет, бумаги, конечно, нужно забрать. Но если вдруг чиновники нагрянут с выездной проверкой, можно сослаться на то, что после камеральной проверки бухгалтер не получил документы. Пускай у себя их и ищут...
По результатам проверки чиновники МНС выносят решение. Правда, только в том случае, если фирму привлекают к ответственности. Когда предприятие не согласно с выводами инспекции, в трехмесячный срок фирма может обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию (ст. 139 НК) или в суд. Причем закон позволяет одновременно подать и иск, и жалобу.
По словам Марата Другова, иногда после камеральной проверки сотрудники инспекции не составляют решения. Законом это разрешено. К примеру, чиновники могут просто направить письмо в компанию о том, что бухгалтер должен внести изменения в декларацию. А могут вообще ничего не сообщить. В любом случае проверка ограничена тремя месяцами, то есть через три месяца проверка считается оконченной независимо от результатов.
Приехали!
Г-н Другов обратил внимание на то, что в последнее время налоговые инспекторы несколько изменили тактику и качество выездных проверок. Чиновники МНС стали подходить более основательно к этому мероприятию. Теперь они уделяют большое внимание анализу показателей фирмы.
Инспекторы могут анализировать как показатели отчетности, то есть сверять суммы из строк различных деклараций, так и финансовые данные компании. Они могут взять средние показатели прибыли по отрасли, и если показатели компании далеки от среднестатистических, то в некоторых случаях налоговики могут определить объекты налогообложения расчетным путем.
И еще одна маленькая деталь. Если чиновники во время проверки обнаружат какие-то ошибки, они должны пересчитать объекты налогообложения по всем налогам, а не только по тому, какой проверяют.
Пусть сами ищут
Вторая часть семинара была посвящена юридическим аспектам налоговых проверок. Адвокат Дмитрий Трунин отметил, что сейчас инспекторы стали допускать гораздо меньше ошибок в документах, поскольку все бумаги визируют юристы.
Щепетильность с бумагами связана с тем, что доказать налоговое правонарушение или преступление очень сложно. А это бремя лежит на контролерах.
В качестве примера Дмитрий Трунин рассказал случай из своей практики. Сотрудники провели проверку предпринимателя, у которого было зарегистрировано семь кассовых аппаратов. При этом у индивидуала не было ни одного наемного работника. Несмотря на всю очевидность того, что предприниматель не может одновременно работать в семи местах, налоговики не смогли это доказать. Поэтому инспекторам пришлось просить индивидуала самого принести доказательства. Они потребовали составить трудовые соглашения с наемными работниками. Однако тем самым предприниматель подвел бы себя под штрафные санкции, причем собственными руками. Чего, естественно, он делать не стал.
Кроме этого г-н Трунин отметил, что проверяющие часто проводят контрольную закупку. Но немногие знают, что если сразу после того, как контролер показал удостоверение, выбить чек на нужную сумму, штрафа можно избежать. Разница в несколько минут или даже секунд не сыграет в суде никакой роли. И штраф можно оспорить.
На что право имеем?
Бухгалтерам не стоит забывать о том, что помимо обязанностей у них есть еще и права. А налоговая проверка как раз тот самый момент, когда своими правами нужно пользоваться.
Бухгалтеры имеют право:
получать от чиновников письменные разъяснения налогового законодательства;
присутствовать при проверке;
получать копии всех документов (актов, решений);
обжаловать действия налоговиков;
не выполнять требования инспекторов, если они не соответствуют закону (ст. 21 НК). Правда, придется объяснить, почему требование чиновника не соответствует кодексу. И лучше всего, если объяснение будет в письменном виде;
требовать возмещения убытков в полном объеме в том случае, если ущерб причинили чиновники своими незаконными действиями или бездействиями (подробнее о том, как взыскать убытки с чиновников, читайте в статье "За убытки платят налоговики", "Московский бухгалтер" N 6, 2004, стр.70).
Различия между выездной и камеральной проверками
Выездная проверка | Камеральная проверка | |
Основание проведения | Решение руководителя - (заме- стителя) налоговой инспекции инспекции (ст. 89 НК) |
|
Срок проведения | 2 месяца (плюс 1 месяц по специальному решению руковод- ства) |
3 месяца |
Итоговые документы | Справка (ст. 89 НК), акт про- верки (ст. 100 НК), решение (ст. 101 НК), требование об об уплате налога (ст. 101 НК) |
Требование об уплате налога, решение о привлечении к ответ- ственности |
Доступ на территорию налогоплательщика (ст. 91 НК) |
+ | - |
Истребование докуме- нтов (ст. 93 НК) |
+ | + |
Осмотр (ст. 92 НК) | + | - |
Инвентаризация | + | - |
Выемка документов (ст. 94 НК) |
+ | - |
Экспертиза (ст. 95 НК) |
+ | + |
Заключение специали- ста (ст. 96 НК) |
+ | + |
Участие переводчика (ст. 97 НК) |
+ | + |
К. Артемьев
"Московский бухгалтер", N 7, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007