Об упрощенной системе налогообложения
Объект налогообложения
В соответствии со ст. 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самими налогоплательщиками.
При этом согласно п. 3 ст. 346.11 НК РФ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают единый налог, исчисляемый ими по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Таким образом, при применении налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения объектом обложения единым налогом является выбранный ими на добровольной основе тот или иной (из указанных выше) объект налогообложения, определяемый по общим результатам их хозяйственной деятельности за налоговый период в соответствии с положениями главы 26.2 НК РФ.
В аналогичном порядке (то есть по общим результатам хозяйственной деятельности) за отчетный (налоговый) период налогоплательщики определяют доходы для целей соблюдения ограничения по их предельному размеру, установленному п. 4 ст. 346.13 НК РФ.
Налогоплательщики-организации при определении объекта налогообложения учитывают все поступления как в денежной, так и в натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, а также внереализационные доходы.
Доходы от реализации и внереализационные доходы определяются налогоплательщиками-организациями в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ. При этом налогоплательщики-организации не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 настоящего Кодекса.
Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают все поступления как в денежной, так и в натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, стоимость такого имущества, полученного на безвозмездной основе, а также иные доходы от предпринимательской деятельности, аналогичные доходам, предусмотренным ст. 250 НК РФ.
В целях соблюдения установленного НК РФ принципа равенства в налогообложении при получении в течение отчетного (налогового) периода по единому налогу доходов от предпринимательской деятельности, аналогичных доходам, предусмотренным ст. 251 настоящего Кодекса, индивидуальные предприниматели определяют объект налогообложения применительно к порядку, установленному п. 1 ст. 346.15 НК РФ для налогоплательщиков-организаций.
В этой связи при определении налоговой базы по единому налогу налогоплательщиками не учитываются доходы, полученные ими от комитентов, принципалов и иных доверителей в виде имущества (включая денежные средства) в связи с исполнением обязательств по договорам комиссии, агентским договорам и иным аналогичным договорам гражданско-правового характера.
Налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели), выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса.
Иные не предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы не учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Фактической датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу налогоплательщиков, получения ими иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.
Таким образом, при применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщики используют кассовый метод определения доходов и расходов.
При применении кассового метода определения доходов и расходов следует иметь в виду, что:
1) понесенные налогоплательщиками расходы по приобретению сырья и материалов, используемых в производстве товаров (при выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также расходы на оплату труда включаются в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу применительно к порядку, предусмотренному подпунктом 1 п. 3 ст. 273 НК РФ;
2) расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, включаются в состав материальных расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, по мере ввода такого имущества в эксплуатацию (подпункт 3 п. 1 ст. 254 НК РФ);
3) стоимость приобретенных для дальнейшей реализации товаров включается в состав расходов того отчетного периода, в котором фактически были получены доходы от реализации таких товаров;
4) расходы по товарам, приобретенным впрок и не реализованным в отчетном (налоговом) периоде, учитываются при получении доходов от реализации таких товаров в последующих отчетных (налоговых) периодах.
Расходы на приобретение основных средств, понесенные налогоплательщиками в периоде применения упрощенной системы налогообложения, принимаются в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ.
В этой связи применение кассового метода определения доходов и расходов предусматривает следующие особенности определения налоговой базы по единому налогу.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах индивидуальные предприниматели при применении общего режима налогообложения используют кассовый метод определения доходов и расходов. Поэтому поступившие им в периоде применения упрощенной системы налогообложения на расчетный счет или в кассу денежные средства в счет оплаты работ (услуг), выполненных (оказанных) ими до перехода на упрощенную систему налогообложения, включаются в состав доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были фактически получены.
При этом оплаченные индивидуальными предпринимателями до перехода на упрощенную систему налогообложения расходы, связанные с выполнением работ (оказанием услуг), реализация и (или) оплата которых будет осуществлена в периоде применения упрощенной системы налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы по единому налогу на дату получения доходов от их реализации.
Расходы индивидуальных предпринимателей в периоде применения общего режима налогообложения по оплате стоимости приобретенных для дальнейшей реализации товаров, которая будет осуществлена после перехода на упрощенную систему налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы по единому налогу, на дату их осуществления (дату получения доходов от реализации таких товаров) в периоде применения упрощенной системы налогообложения.
Если доходы от реализации полученных, но не оплаченных покупных товаров фактически поступили индивидуальному предпринимателю до перехода на упрощенную систему налогообложения, то оплаченные им после перехода на упрощенную систему налогообложения затраты, связанные с приобретением таких товаров, не подлежат включению в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Осуществленные и оплаченные расходы по приобретению покупных товаров определяются налогоплательщиками в порядке, предусмотренном ст. 268 НК РФ.
Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 268 НК РФ такие расходы определяются налогоплательщиками для вышеуказанных целей одним из следующих методов оценки покупных товаров:
- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
- по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
- по средней стоимости;
- по стоимости единицы товара.
Применение данных методов оценки покупных товаров позволяет налогоплательщикам учесть понесенные ими расходы на приобретение покупных товаров в каждом отчетном (налоговом) периоде их фактической оплаты и получения доходов от реализации независимо от последовательности реализации таких товаров.
Понесенные налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями до перехода на упрощенную систему налогообложения расходы на приобретение сырья и материалов, не списанных ими в производство и числящихся на остатках товарно-материальных ценностей на дату перехода на упрощенную систему налогообложения, включаются ими после перехода на упрощенную систему налогообложения в состав расходов, вычитаемых из налоговой базы по единому налогу, по мере списания данного сырья и материалов в производство.
Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, предусмотренные подпунктом 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, подлежат включению налогоплательщиками в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, на дату их фактической оплаты (выплаты нанятым работникам компенсации за использование ими в служебных целях личного автомобиля или мотоцикла в пределах норм, установленных действующими нормативными правовыми актами Правительства РФ).
В соответствии со ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные ими доходы на сумму расходов на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), а также индивидуальные предприниматели и адвокаты. При этом лица, производящие выплаты физическим лицам, осуществляют уплату страховых взносов на обязательное страхование по тарифам, предусмотренным ст. 22 Закона N 167-ФЗ, а индивидуальные предприниматели и адвокаты уплачивают за себя суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) в виде фиксированных платежей (ст. 28 Закона N 167-ФЗ).
Таким образом, при исчислении налоговой базы по единому налогу налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить полученные ими за отчетный (налоговый) период доходы на сумму уплаченных за этот же период по всем основаниям страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно п. 9 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К вышеуказанным доходам не относятся комиссионное, агентское или иные аналогичные вознаграждения.
В соответствии со ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта обложения единым налогом доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить полученные ими доходы только на те расходы, которые предусмотрены п. 1 данной статьи настоящего Кодекса, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя [за исключением случая, если такие затраты подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с главой 26.2 НК РФ и с условиями заключенных договоров], не относятся к расходам, учитываемым при исчислении налоговой базы по единому налогу.
Таким образом, если по условиям агентского договора расходы, связанные с исполнением договорных обязательств, подлежат возмещению индивидуальному предпринимателю - агенту принципалом в полном объеме, денежные средства, поступившие агенту в счет оплаты вышеуказанных затрат, произведенной в связи с исполнением таких обязательств, не учитываются им при исчислении налоговой базы по единому налогу ни в доходах, ни в расходах и не отражаются в графах 5 и 7 Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденной приказом МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606 (в ред. от 26.03.2003 N БГ-3-22/135).
Согласно утвержденному данным приказом МНС России Порядку отражения в Книге учета доходов и расходов хозяйственных операций вышеуказанные денежные средства подлежат отражению, соответственно, в графах 4 и 6 данной Книги.
В соответствии со ст. 346.15 и 346.17 НК РФ доходами индивидуальных предпринимателей от осуществляемой предпринимательской деятельности признаются все поступившие в отчетном (налоговом) периоде в кассу или на счета в банках денежные средства от реализации товаров (работ, услуг), а также имущества, используемого в предпринимательской деятельности, доходы, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) и другого имущества, а также иные доходы от предпринимательской деятельности, не связанные с реализацией.
В соответствии со ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Договор займа должен быть заключен между гражданами в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случае, если займодавцем является юридическое лицо, - независимо от суммы.
В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей (ст. 808 ГК РФ).
Согласно ст. 815 ГК РФ если в соответствии с соглашением сторон заемщик выдал вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы, отношения сторон по векселю регулируются законом о переводном и простом векселе.
При этом в соответствии со ст. 142 и 143 ГК РФ вексель признается ценной бумагой, то есть документом, удостоверяющим с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
Вместе с тем следует иметь в виду, что по своей природе вексель является лишь долговым обязательством, удостоверяющим обязательства сторон (займодавца и заемщика), возникающие по договору займа.
Поэтому вексель не может отождествляться ни с денежными средствами, ни с иной формой эквивалента, используемого в товарном обращении, а это значит, что замена стороны (векселедержателя) по вексельному обязательству не изменяет содержания первоначального обязательства векселедателя.
В этой связи передача налогоплательщику покупателем (заказчиком) векселя (права требования исполнения обязательств по договору займа) в качестве оплаты по сделке не может быть признана фактом получения таким налогоплательщиком доходов, подлежащих в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах обязательному отнесению к объекту налогообложения.
В настоящее время действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах переход к физическому лицу права требования исполнения обязательства по векселю не признается объектом налогообложения.
Исходя из этого на дату получения права требования исполнения обязательства по векселю у налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, не возникает фактических доходов ни в денежной, ни в натуральной форме, а следовательно, и обязанности по внесению суммы денежного обязательства по векселю в налоговую декларацию по единому налогу за отчетный (налоговый) период, включающий дату получения такого права.
Для вышеуказанного налогоплательщика датой получения дохода от сделки с покупателем (заказчиком), передавшим ему в качестве оплаты по сделке право требования исполнения обязательства по векселю, признается день исполнения заемщиком обязательства займа по предъявленному налогоплательщиком векселю.
Полученные таким налогоплательщиком по векселю денежные средства подлежат учету на дату их получения от заемщика в составе доходов от реализации товаров (работ, услуг) в части, не превышающей сумму сделки, а в части превышения этой суммы - в составе доходов, не связанных с реализацией, и отражению в налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за отчетный (налоговый) период их получения.
В соответствии с п. 4 ст. 346.12 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные главой 26.2 НК РФ, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.
В целях реализации данной нормы НК РФ налогоплательщики, переведенные в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, при применении упрощенной системы налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности не включают в состав доходов и расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходы и расходы, относящиеся к видам предпринимательской деятельности, облагаемым единым налогом на вмененный доход.
Расходы таких налогоплательщиков (при невозможности их разделения) определяются пропорционально долям доходов, полученных от видов предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, и видов предпринимательской деятельности, переведенных на упрощенную систему налогообложения, в общем объеме доходов, полученных ими от осуществления всех видов предпринимательской деятельности.
В Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, суммы полученных вышеуказанными налогоплательщиками доходов от осуществления видов предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, подлежат отражению на дату их получения только в составе общей суммы полученных ими доходов (графа 4 Книги), а суммы расходов, понесенных данными налогоплательщиками в связи с осуществлением таких видов предпринимательской деятельности, - на дату их фактической оплаты только в составе общей суммы произведенных ими расходов (графа 6 Книги).
При применении кассового метода определения доходов и расходов налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, учитывают понесенные ими расходы на ремонт основных средств, а также расходы в виде арендных платежей за арендуемое имущество в том отчетном (налоговом) периоде по единому налогу, в котором была осуществлена фактическая оплата таких расходов.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что при применении в истекшем году общего режима налогообложения индивидуальным предпринимателем также использовался кассовый метод определения доходов и расходов, осуществленные и оплаченные им в периоде применения общего режима налогообложения расходы на ремонт арендованных основных средств не признаются расходами, учитываемыми при исчислении налоговой базы по единому налогу после перехода индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения.
Проведение взаимозачета между арендодателем и арендатором по договорным обязательствам, связанным с арендой основных средств (зачет понесенных арендатором до перехода на упрощенную систему налогообложения расходов на ремонт арендованных основных средств в счет погашения арендных платежей, подлежащих уплате в периоде применения упрощенной системы налогообложения), не может служить основанием для отнесения таких затрат к расходам по аренде основных средств (арендным платежам), учитываемым индивидуальным предпринимателем - арендатором при определении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В соответствии со ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить полученные ими за отчетный (налоговый) период по единому налогу доходы на расходы, связанные с приобретением основных средств.
Согласно ст. 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
В соответствии со ст. 288 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора. Размещение собственниками в жилых домах промышленных производств на допускается.
Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений и организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.
Кроме того, согласно ст. 10 Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 жилые дома, жилые помещения не могут использоваться гражданами в целях личной наживы, извлечения нетрудовых доходов и в других корыстных целях, а также в ущерб интересам общества.
Таким образом, в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации граждане - собственники жилых помещений (в том числе занятых под квартиру в многоквартирном доме) не имеют права использовать такие помещения для целей извлечения доходов от осуществляемой ими предпринимательской деятельности.
Исходя из этого принадлежащие гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, на праве собственности жилые помещения (квартиры) не могут рассматриваться в качестве основных средств [средств труда, используемых для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг)] для целей определения расходов на их приобретение, учитываемых ими при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Согласно подпункту 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиками в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, вышеуказанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиками и использованное ими по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в виде аккумулированных на счетах организаций-застройщиков средств дольщиков и (или) инвесторов.
Таким образом, при определении объекта обложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, организациями-застройщиками в составе доходов не учитывается имущество (в том числе в виде денежных средств), поступившее им от инвесторов и (или) дольщиков, являющихся источниками целевого финансирования строительства.
В силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ такое имущество (в том числе в виде денежных средств) признается доходами, учитываемыми вышеуказанными налогоплательщиками при исчислении налоговой базы по единому налогу, на дату реализации квартир в многоквартирном доме [дату заключения с дольщиками и (или) инвесторами договоров купли-продажи квартир или дату передачи им соответствующей доли жилого фонда].
Согласно ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить полученные ими доходы на расходы, которые предусмотрены п. 1 данной статьи настоящего Кодекса, в том числе и на суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом следует иметь в виду, что к расходам по уплате сумм налогов и сборов относятся только те расходы налогоплательщиков, которые произведены ими после перехода на упрощенную систему налогообложения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Платежи за загрязнение окружающей природной среды, установленные Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не относятся к налогам и сборам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и, следовательно, не могут быть включены налогоплательщиками в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Согласно п. 10 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.
Исходя из этого суммы денежных средств, полученные индивидуальными предпринимателями в пользование по договорам кредита или займа, не подлежат включению в состав доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Согласно ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить полученные ими доходы на расходы, связанные с приобретением основных средств, расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных), материальные расходы, а также на расходы, связанные с уплатой процентов за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), и расходы по оплате услуг, оказываемых кредитными организациями.
Иные предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы [в том числе расходы на ремонт арендованных основных средств, а также расходы, связанные с оплатой процентов за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов) и услуг банка] включаются в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, после их фактической оплаты в порядке, предусмотренном п. 2 данной статьи настоящего Кодекса.
Таким образом, при применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, учитывают понесенные ими расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных), а также на выплату процентов за предоставление в пользование денежных средств по договорам кредита или займа и оплату услуг банка в том отчетном (налоговом) периоде по единому налогу, в котором была осуществлена фактическая оплата таких расходов.
В этих целях в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, суммы поступивших налогоплательщикам по кредитным договорам или договорам займа денежных средств подлежат отражению на дату их поступления только в составе общей суммы полученных ими доходов (графа 4 Книги), а суммы произведенных налогоплательщиками (в том числе из вышеуказанных денежных средств) расходов - на дату их оплаты в общей сумме понесенных налогоплательщиками расходов (графа 6 Книги) и в зависимости от вида таких расходов и особенностей их учета при применении кассового метода определения доходов и расходов - на соответствующую дату в составе расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу (графа 7 Книги).
Согласно ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
Внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства.
Внесенное товарищами имущество, которым они обладали по основаниям, отличным от права собственности, используется в интересах всех товарищей и составляет наряду с имуществом, находящимся в их общей собственности, общее имущество товарищей.
Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц (ст. 1043 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 1047 ГК РФ если договор простого товарищества связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, товарищи отвечают солидарно по всем общим обязательствам независимо от их возникновения.
Прибыль, полученная участниками договора простого товарищества в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей (ст. 1048 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1046 ГК РФ порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением. При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело.
Таким образом, именно юридически грамотно составленный договор о совместной деятельности и соглашения к нему позволяют четко определить имущественные и финансовые отношения между участниками договора простого товарищества.
Результаты распределения между участниками договора простого товарищества полученной от совместной деятельности прибыли, а также покрытия расходов и убытков, связанных с их совместной деятельностью, фиксируются в протоколе общего собрания товарищей. Подписанный всеми товарищами протокол общего собрания является документом, на основании которого каждый участник договора простого товарищества вправе отразить в своих учетных документах данные о сумме полученной лично им прибыли (дохода) от осуществляемой совместно с другими товарищами предпринимательской деятельности.
Учитывая, что при объединении индивидуальных предпринимателей и (или) коммерческих организаций в простое товарищество не образуется самостоятельный субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо), обязанность по уплате установленных на территории Российской Федерации налогов и сборов возлагается на каждого участника договора простого товарищества.
Налогообложение доходов (прибыли) индивидуальных предпринимателей, полученных (полученной) ими в результате распределения общей прибыли от их совместной деятельности в составе простого товарищества, осуществляется в порядке, предусмотренном положениями главы 23 НК РФ, либо, по их желанию, в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 НК РФ.
Решение о применении того или иного порядка налогообложения доходов (прибыли) принимается каждым индивидуальным предпринимателем - участником договора простого товарищества самостоятельно, если иное не предусмотрено действующим законодательством о налогах и сборах.
При осуществлении всеми товарищами (либо хотя бы одним товарищем) видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу в соответствии с региональным законодательством на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение результатов такой деятельности товарища (товарищей) осуществляется в порядке, предусмотренном главой 26.3 НК РФ.
В случае принятия всеми товарищами (либо хотя бы одним товарищем) общего (единоличного) решения о применении упрощенной системы налогообложения по осуществляемому ими (им) виду совместной предпринимательской деятельности, налогообложение результатов такой деятельности осуществляется в соответствии с выбранным каждым товарищем объектом налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов, - с учетом предусмотренных главой 26.2 НК РФ особенностей определения налоговой базы, а также особенностей исчисления и уплаты единого налога в отношении каждого объекта налогообложения.
Учитывая вышеизложенный порядок определения доходов индивидуальных предпринимателей, к их доходам от предпринимательской деятельности относятся также внереализационные доходы, полученные ими в периоде применения упрощенной системы налогообложения.
Согласно п. 9 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются, в частности, доходы в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе, учитываемого в порядке, предусмотренном ст. 278 настоящего Кодекса.
Исходя из этого доходом индивидуального предпринимателя - участника договора простого товарищества от осуществляемой им с другими товарищами совместной деятельности, учитываемым при исчислении налоговой базы по единому налогу, признается внереализационный доход в виде распределенной по итогам отчетного (налогового) периода в пользу индивидуального предпринимателя доли дохода (прибыли), полученного (полученной) за соответствующий отчетный (налоговый) период от деятельности всех участников договора простого товарищества.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) положения данного нормативного акта распространяются на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что при объединении индивидуальных предпринимателей и (или) организаций в простое товарищество не образуется самостоятельный субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо), нормы ст. 4 Закона N 129-ФЗ не распространяются на общие результаты деятельности хозяйствующих субъектов, объединившихся в простое товарищество.
В этой связи ведение учета общего имущества, обязательств и хозяйственных операций простого товарищества (вне зависимости от категорий лиц, объединившихся в простое товарищество и применяемых каждым товарищем систем налогообложения) должно осуществляться в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения.
При объединении в простое товарищество индивидуальных предпринимателей (в том числе и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы) учет общего имущества, обязательств и хозяйственных операций простого товарищества должен осуществляться в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным совместным приказом Минфина России и МНС России от 13.02.2002 N 86н/БГ-3-04/430.
Уплата единого налога
При применении п. 6 ст. 346.18 НК РФ следует иметь в виду, что сумма минимального налога исчисляется в размере 1% от налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 Кодекса.
Минимальный налог уплачивается по итогам налогового периода налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Минимальный налог уплачивается только в случае, если сумма исчисленного за налоговый период в общем порядке единого налога оказывается меньше суммы исчисленного за этот же налоговый период минимального налога либо если по итогам налогового периода отсутствует налоговая база для исчисления единого налога (налогоплательщиком получены убытки).
В соответствии с п. 4 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по единому налогу исходя из ставки единого налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания, соответственно, I квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по единому налогу.
Согласно п. 5 ст. 346.21 НК РФ авансовые платежи по единому налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
В связи с этим если по итогам отчетного периода (например, I квартала) налогоплательщиком по коду строки 060 раздела 2 налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, была указана налоговая база по единому налогу и исчислена сумма единого налога (код строки 080), а по итогам следующего отчетного периода (полугодие календарного года) по коду строки 041 данного раздела налоговой декларации был указан убыток, то за данный отчетный период у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате как квартального авансового платежа по единому налогу, так и минимального налога.
Вышеизложенный порядок исчисления и уплаты налогов, установленных главой 26.2 НК РФ, распространяется на всех налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, включая налогоплательщиков, утративших в течение налогового периода по единому налогу право на ее дальнейшее применение в связи с несоблюдением условий и ограничений, предусмотренных ст. 346.13 НК РФ.
В этих целях для налогоплательщиков, утративших в течение календарного года право на дальнейшее применение упрощенной системы налогообложения, налоговым периодом по единому налогу признается отчетный период, предшествующий кварталу, начиная с которого такие налогоплательщики считаются перешедшими на общий режим налогообложения.
При этом представленные вышеуказанными налогоплательщиками за предыдущий отчетный период налоговые декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, приравниваются к налоговым декларациям, представленным ими за налоговый период.
У налогоплательщиков в этом случае не возникает обязанности по представлению налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.
Такая обязанность возникает только у налогоплательщиков, обязанных в соответствии с п. 6 ст. 346.18 НК РФ исчислять и уплачивать по итогам соответствующего налогового периода сумму минимального налога.
Исчисленная такими налогоплательщиками по итогам соответствующего налогового периода сумма минимального налога уплачивается не позднее сроков, установленных главой 26.2 НК РФ для уплаты квартальных очередных авансовых платежей по единому налогу.
Ранее уплаченные налогоплательщиками суммы квартальных авансовых платежей по единому налогу подлежат возврату налогоплательщикам либо зачету в счет предстоящего им платежа по минимальному налогу в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Пример.
По итогам 2003 года налогоплательщик получил доходы в сумме 480000 руб., а также понес расходы в сумме 470000 руб.
Сумма единого налога составит 1500 руб. [(480000 руб. - 470000 руб.) х 15,0 : 100].
Сумма минимального налога составит 4800 руб. (480000 руб. х 1,0 : 100).
Учитывая, что сумма исчисленного за налоговый период в общем порядке единого налога оказалась меньше суммы исчисленного за этот же период времени минимального налога, налогоплательщик осуществляет уплату минимального налога в сумме 4800 руб.
Пример.
Налогоплательщик получил по итогам 2003 года доходы в сумме 500000 руб., а также понес расходы в сумме 580000 руб.
Таким образом, по итогам налогового периода налогоплательщик получил убытки в сумме 80000 руб. (580000 руб. - 500000 руб.).
Налоговая база для исчисления единого налога в данном случае отсутствует.
В этой связи налогоплательщик обязан по итогам налогового периода исчислить и уплатить минимальный налог.
Сумма минимального налога составит 5000 руб. (500000 руб. х 1,0 : 100).
Пример.
Налогоплательщик, перешедший с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения, получил по итогам 9 месяцев текущего года доход в сумме 15500000 руб., а также понес расходы в сумме 15100000 руб. При этом превышение установленного п. 4 ст. 346.13 НК РФ ограничения по доходам допущено в III квартале текущего года. По итогам полугодия 2003 года налогоплательщик получил доходы в сумме 9300000 руб., а также произвел расходы в сумме 9100000 руб. Сумма единого налога за 1-е полугодие составила 30000 руб. [(9300000 руб. - 9100000 руб.) х 15,0 : 100].
Учитывая, что в соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики, превысившие ограничение по полученным ими доходам, считаются перешедшими на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено данное превышение, налоговым периодом для данного налогоплательщика признается 1-е полугодие 2003 года.
В этой связи налогоплательщик должен проверить правильность расчета налоговых обязательств за налоговый период по единому налогу.
В данном случае у налогоплательщика возникает обязанность по представлению налоговой декларации за налоговый период (1-е полугодие 2003 года) и уплате минимального налога, поскольку сумма исчисленного им за вышеуказанный период в общем порядке единого налога (30000 руб.) оказалась меньше суммы исчисленного им за данный налоговый период минимального налога - 93000 руб. (9300000 руб. х 1,0 : 100).
При этом сумма ранее уплаченного единого налога подлежит возврату налогоплательщику в полной сумме либо зачету в счет предстоящего ему платежа по минимальному налогу в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Налогоплательщики, уплатившие за налоговый период минимальный налог, вправе в последующих налоговых периодах включить сумму разницы между суммой исчисленного и уплаченного ими за налоговый период минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке за этот же период времени единого налога в расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы за последующие налоговые периоды, либо увеличить сумму полученных ими убытков, переносимых на будущие налоговые периоды.
Пример.
Налогоплательщик получил по итогам 2003 года доходы в сумме 740000 руб. и понес расходы в сумме 710000 руб.
Сумма единого налога за 2003 год составила 4500 руб. [(740000 руб. - 710000 руб.) х 15,0 : 100].
Сумма минимального налога за 2003 год составила 7400 руб. (740000 руб. х 1,0 : 100).
Учитывая, что сумма исчисленного за налоговый период минимального налога превышает сумму исчисленного в общем порядке за этот же период времени единого налога, налогоплательщик осуществляет уплату минимального налога в сумме 7400 руб.
Разница между суммой исчисленного и уплаченного минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке единого налога составила 2900 руб. (7400 руб. - 4500 руб.). Данная сумма разницы подлежит включению в расходы (убытки), учитываемые при исчислении налоговой базы за последующие налоговые периоды по единому налогу.
Пример.
Налогоплательщик получил по итогам 2003 года доходы в сумме 650000 руб. и понес расходы в сумме 810000 руб.
Таким образом, за 2003 год налогоплательщик получил убытки в сумме 160 000 руб. (810000 руб. - 650000 руб.).
Налоговая база для исчисления единого налога в данном случае отсутствует.
Сумма подлежащего уплате минимального налога составляет 6500 руб. (650000 руб. х 1,0 : 100).
В связи с отсутствием налоговой базы для исчисления единого налога сумма разницы между исчисленной и уплаченной суммой минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке единого налога составляет 6500 руб. (6500 руб. - 0 руб.).
Данная сумма разницы подлежит включению в сумму убытков, переносимых на следующие налоговые периоды в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 346.18 НК РФ.
При применении п. 7 ст. 346.18 НК РФ следует иметь в виду, что налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную ими за налоговый период налоговую базу по единому налогу на сумму убытка или части убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов применения упрощенной системы налогообложения, но не более чем на 30%. При этом сумма полученного убытка может быть перенесена налогоплательщиками на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.
Пример.
Налогоплательщик получил по итогам 2003 года доходы в сумме 700000 руб. и понес расходы в сумме 1100000 руб.
Таким образом, по итогам 2003 года налогоплательщик получил убытки в сумме 400000 руб. (1100 000 руб. - 700000 руб.).
Сумма подлежащего уплате минимального налога составляет 7000 руб. (700000 руб. х 1,0 : 100).
В связи с отсутствием налоговой базы для исчисления единого налога сумма разницы между исчисленной и уплаченной суммой минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке единого налога составляет 7000 руб. (7000 руб. - 0 руб.).
Итого за 2003 год сумма полученного налогоплательщиком убытка составила 407000 руб. (400000 руб. + 7000 руб.).
По итогам 2004 года налогоплательщик получил доходы в сумме 1300000 руб. и понес расходы в сумме 1000000 руб.
Налоговая база по единому налогу за 2004 год составляет 300000 руб. (1300000 руб. - 1000000 руб.).
Сумма минимального налога составляет 13000 руб. (1300000 руб. х 1,0 : 100).
Сумма единого налога от исчисленной налоговой базы составляет 45000 руб. (300000 руб. х 15,0 : 100).
Учитывая, что сумма исчисленного в общем порядке единого налога превышает сумму исчисленного минимального налога, налогоплательщик осуществляет уплату единого налога.
Сумма убытка, уменьшающая налоговую базу за 2004 год, составляет 90000 руб. [(300000 руб. х 30,0 : 100) < 407000 руб.].
Сумма единого налога, подлежащая уплате за 2004 год, составляет 31500 руб. [(300000 руб. - 90000 руб.) х 15,0 : 100].
Оставшаяся часть неперенесенного убытка в сумме 317000 руб. (407000 руб. - 90000 руб.) учитывается налогоплательщиком при исчислении налоговой базы за следующие налоговые периоды.
При применении п. 3 ст. 346.21 НК РФ следует иметь в виду, что налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, вправе уменьшить сумму исчисленного ими за отчетный (налоговый) период единого налога (квартального авансового платежа по единому налогу) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с Законом N 167-ФЗ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога (квартального авансового платежа по единому налогу), исчисленная за соответствующий отчетный (налоговый) период, не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии со ст. 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), а также индивидуальные предприниматели и адвокаты.
К страхователям также приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со ст. 29 Закона N 167-ФЗ.
Страхователи, производящие выплаты физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифам, предусмотренным ст. 22 Закона N 167-ФЗ.
Индивидуальные предприниматели и адвокаты уплачивают суммы страховых взносов за свое страхование в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный размер, определяются Правительством РФ. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии установлен в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты вышеуказанными страхователями (ст. 28 Закона N 167-ФЗ).
Во исполнение ст. 28 Закона N 167-ФЗ Правительство РФ своим постановлением от 11.03.2003 N 148 утвердило Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, в соответствии с которыми размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ, на 12.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что на 2003-2004 годы стоимость страхового года утверждена постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 N 52 в размере меньше 1800 руб. (150 руб. х 12 мес.), вышеупомянутые Правила на страхователей - индивидуальных предпринимателей не распространяются.
Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в 2003-2004 годах осуществляется вышеуказанными страхователями в размере, установленном ст. 28 Закона N 167-ФЗ.
До утверждения Правительством РФ стоимости страхового года, превышающей 1800 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, уплаченные в течение текущего года страхователями - индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, в размере, превышающем минимальный (150 руб. в месяц), учитываются при исчислении суммы единого налога, подлежащей уплате за отчетный (налоговый) период, только в части, не превышающей установленный Федеральным законом минимальный размер этого платежа.
Что касается страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, уплаченных вышеуказанными индивидуальными предпринимателями в соответствии с п. 3 ст. 29 Закона N 167-ФЗ в размере, превышающем установленный минимальный размер фиксированного платежа, то в рамках регулируемых данным Законом правоотношений по обязательному пенсионному страхованию индивидуальные предприниматели рассматриваются не только как хозяйствующие субъекты, на которых возложены обязанности страхователей сразу по нескольким основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 6 Закона N 167-ФЗ, но и как физические лица, которым в соответствии со ст. 29 данного Закона предоставлено право в добровольном порядке вступать в качестве страхователей в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР в части, превышающей размер установленного фиксированного платежа.
Вместе с тем следует иметь в виду, что при вступлении в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию индивидуальные предприниматели выступают в данных правоотношениях не в качестве хозяйствующих субъектов, исполняющих обязанности страхователей в связи с осуществляемой ими деятельностью, а лишь как страхователи - физические лица, реализующие предоставленное им право на получение при наступлении страхового случая соответствующего страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Учитывая то обстоятельство, что в соответствии с главой 26.2 НК РФ действие упрощенной системы налогообложения распространяется исключительно на результаты хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей, добровольно уплаченные ими в соответствии со ст. 29 Закона N 167-ФЗ (в качестве страхователей - физических лиц) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в части суммы, превышающей установленный данным Законом минимальный размер обязательного к уплате фиксированного платежа, не подлежат включению в налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для целей уменьшения исчисленной за отчетный (налоговый) период суммы единого налога (квартального авансового платежа по единому налогу).
Кроме того, при применении п. 3 ст. 346.21 НК РФ следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон N 190-ФЗ) гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, и средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
Таким образом, в целях исчисления единого налога под суммой выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности следует понимать сумму средств, израсходованную налогоплательщиками в течение отчетного (налогового) периода на выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности в сумме, превышающей за полный календарный месяц один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации.
Исходя из этого плательщики единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, вступившие в соответствии со ст. 3 Закона N 190-ФЗ в добровольные правоотношения по обязательному социальному страхованию работающих у них граждан и осуществляющие в течение отчетного (налогового) периода по единому налогу выплату таким гражданам пособий по временной нетрудоспособности полностью за счет средств ФСС РФ, лишаются права на уменьшение суммы исчисленного ими за соответствующий отчетный (налоговый) период единого налога на сумму выплаченных за этот же период времени из средств Фонда пособий по временной нетрудоспособности.
При применении п. 4 ст. 346.12 НК РФ необходимо иметь в виду, что суммы исчисленных (подлежащих уплате) и фактически уплаченных налогоплательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (включая и страховые взносы в виде фиксированного платежа), а также суммы выплаченных ими своим работникам за счет собственных средств пособий по временной нетрудоспособности, при невозможности их разделения между видами предпринимательской деятельности, подлежащими обложению единым налогом на вмененный доход, и видами предпринимательской деятельности, переведенными на упрощенную систему налогообложения, в целях исчисления сумм налогов, подлежащих уплате за отчетный (налоговый) период, определяются налогоплательщиками применительно к порядку определения расходов, изложенному выше.
Пример.
Налогоплательщик исчислил по итогам отчетного периода квартальный авансовый платеж по единому налогу в сумме 10 000 руб. За этот же отчетный период он исчислил и уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 5800 руб., а также выплатил работникам пособия по временной нетрудоспособности в сумме 3600 руб., в том числе за счет собственных средств - 1800 руб.
В этом случае налогоплательщик вправе уменьшить сумму исчисленного им за отчетный период квартального авансового платежа по единому налогу лишь на 5000 руб. уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование [(10 000 руб. х 50,0 : 100) < 5800 руб.] и на всю сумму выплаченных им за отчетный период из собственных средств пособий по временной нетрудоспособности.
Общая сумма платежей за отчетный период составит 9000 руб., в том числе:
сумма единого налога - 3200 руб. (10000 руб. - 5000 руб. - 1800 руб.);
сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 5800 руб.
Пример.
Налогоплательщик исчислил по итогам отчетного периода квартальный авансовый платеж по единому налогу в сумме 15 000 руб.
За этот же отчетный период он исчислил и уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 4500 руб., а также выплатил работникам пособия по временной нетрудоспособности в сумме 3200 руб., в том числе за счет собственных средств - 2000 руб.
В этом случае налогоплательщик вправе уменьшить сумму исчисленного им за отчетный период квартального авансового платежа по единому налогу на всю сумму исчисленных и уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 4500 руб. [(15000 руб. х 50,0 : 100) > 4500 руб.], а также на всю сумму выплаченных им за отчетный период из собственных средств пособий по временной нетрудоспособности.
Общая сумма платежей за отчетный период составит 13 000 руб., в том числе:
сумма единого налога - 8500 руб. (15000 руб. - 4500 руб. - 2000 руб.);
сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 4500 руб.
Государственный советник налоговой службы | И.М. Андреев |
"Налоговый вестник", N 5, май 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1