Интернет-интервью
с заместителем Министра экономического развития и торговли
Российской Федерации Цикановым Мухамедом Мухадиновичем
"Правовое регулирование водных и лесных объектов"
8 апреля 2004 г.
8 апреля 2004 года состоялось интернет-интервью заместителя Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Циканова Мухамеда Мухадиновича.
Тема интервью: "Правовое регулирование водных и лесных объектов"
Интервью организовано и проведено компанией "Гарант".
Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).
Ведущий интервью - Андрей Зинковецкий (компания "Гарант").
Ведущий:
Добрый день, уважаемые дамы и господа, здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью с заместителем Министра экономического развития и торговли Российской федерации Цикановым Мухамедом Мухадиновичем.
В ближайшее время Правительство Российской Федерации внесет на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации два важнейших законопроекта - Водный кодекс и Лесной кодекс. Данные документы предусматривают новый порядок регулирования соответствующих природных объектов. Каким образом будут регулироваться водные и лесные объекты? Будет ли предусмотрено право частной собственности на водные и лесные объекты? На эти и другие вопросы ответит заместитель Министра экономического развития и торговли Российской федерации Циканов Мухамед Мухадинович.
Здравствуйте, Мухамед Мухадинович. В чем необходимость принятия нового Лесного и Водного кодекса?
Циканов М.М.:
Цели примерно одинаковые, но, тем не менее, их как-то нужно разделить. В чем необходимость модификации этих законов? Первое, существующий Лесной кодекс не создает стабильных долговременных условий лесопользования. Второе, устанавливает непрозрачную процедуру приобретения права. Третье, старый Лесной кодекс формирует недобросовестную конкурентную среду. Доля лесного продукта, производимая льготниками, составляет примерно 40%, тем самым рушится рынок. Четвертое, старый Лесной Кодекс содержит избыточное ведомственное регулирование. Последнее, нет гарантий защиты прав инвестора. Вот пять таких принципиальных условий, которые нас не устраивают. Проблемы лесного комплекса можно свести условно к двум вещам. Первое - это экологическая деградация лесов. Цифрами это выражается таким образом - за последние 7 лет в три раза увеличилось количество площадей, пораженных вредителями или болезнями. Только 25-26% лесов с мало нарушенным естественным экологическим балансом. Второе - это экономическая стагнация и деградация лесного комплекса. Третье - то, что абсолютно не диверсифицируется лесная отрасль. За последние 15 лет ни одного ЦБК на территории Российской Федерации не было построено. На внешнем секторе мы примерно занимаем 35% круглого леса в мировом обороте, и только 3-5% переработанной лесной продукции. Вот три позиции, в связи с чем необходимо было модифицировать Лесной кодекс. Собственно говоря, вот по этим позициям шла работа.
Ведущий:
Чем вызвана необходимость разработки нового Водного кодекса?
Циканов М.М:
Про цели создания нового Водного кодекса можно сказать примерно тоже самое, что и про цели принятия Лесного кодекса Первое, на водных объектах идет абсолютно четкая экологическая деградация. У нас в европейской части страны нет незагрязненных рек, почти все реки имеют превышение допустимых норм загрязнения. Основа жизни - это вода, т.е. мы все пьем загрязненную воду. Нужно приводить экологию водных объектов в порядок. Второе, необходимо создать равные условия для потребителей воды. В связи с этим мы попытались смоделировать законодательство таким образом, чтобы создать стабильные условия для потребителей воды. С этой точки зрения в Водном кодексе меньше проблем, чем в Лесном, поскольку вода не является таким экономическим ресурсом как лес. Лес используется достаточно активно и приносит достаточно высокую прибыль. Вода не является настолько прибыльным экономическим ресурсом.
Вода таит другую очень серьезную проблему. Вода - это сектор, где очень высокий риск и последствий неправильной эксплуатации водного ресурса. Это касается гидротехнических сооружений. У нас примерно 40 миллионов человек находится в зоне возможного затопления. Износ гидротехнических сооружений составляет примерно 60-70%. Следующая проблема в водном комплексе - отсутствие средств для поддержания гидротехнических сооружений. Если в лесной отрасли отсутствие средств приводит только к экологически проблемам, которые не имеют характер чрезвычайной ситуации, то на воде мы регулярно имеем чрезвычайные события, связанные с неправильной эксплуатацией водного объекта и ненадлежащим состоянием гидротехнических сооружений. Таким образом, задача нового Водного кодекса в том, чтобы привести в нормальное экологическое состояние водные объекты. Второе - снизить риск эксплуатации водных объектов. Третье - сделать стабильными условиями водопользования.
Ведущий:
Какие меры стимулирования инвестиций в лесопользование предусматривает законопроект нового Лесного кодекса?
Циканов М.М.:
Одна из ключевых позиций нового Лесного кодекса - это повышение инвестиционной привлекательности лесного комплекса. Без обеспечения инвестиционной привлекательности лесного комплекса мы не можем решить ни одну из проблем, о которых я говорил выше. Мы не можем стабилизировать экологическую ситуацию, мы не можем повысить диверсификацию этого сектора. В Лесном кодексе прописаны ключевые нормы - это, во-первых, долгосрочная аренда, во-вторых, частная собственность. Эти нормы делают возможным резкое повышение капитализации фирм, которые работают в лесу. Повышение капитализации дает возможность залога имущества, что в свою очередь дает возможность привлечения инвестиций. Это первая позиция по повышению инвестиционной привлекательности лесной отрасли. Второе - прозрачный доступ к лесу, как к экономическому ресурсу. Это тоже является одним из необходимых условий повышения инвестиционной привлекательности. Третье - мы исключили ведомственное регулирование хозяйствования в лесу. Мы прописываем прямыми нормами основные требования к лесопользователю, т.е. исчезает возможность чиновничьего произвола в лесном секторе. Это основные позиции, которые должны повысить инвестиционную привлекательность лесной отрасли.
Ведущий:
Наших пользователей интересует вопрос. Будет ли в связи с изменением собственника лесного фонда повышены ставки на непосредственно древесину, отпускаемую на корню?
Циканов М.М.:
По поводу древесины, отпускаемой на корню, необходимо выделить две позиции. Первая позиция, если идет речь об использовании древесины в экономических целях, тогда не будет никаких ставок, так как цена будет определяться на аукционе. Правительством будет определяться стартовая цена участка. Стартовая цена формируется исходя из определенных Правительством ставок по сортам, по зонам и по видам леса, затем полученная цифра умножается на объем леса, продаваемого или предоставляемого в аренду участка. Соответственно на аукционе корректируется эта цена, а если есть ошибка в сторону занижения, то на аукционе цена вытянется до уровня реальной рыночной стоимости. Если я ошибся в сторону увеличения, то этот участок просто не продастся или придется проводить повторный аукцион. Относительно древостоя на корню, отпускаемого населению, размер ставки будут определять органы местного самоуправления, то есть мы отдали это в ведение органов местного самоуправления, причем предлагается зачислять эти суммы и последующие платежи в бюджет местного самоуправления.
Ведущий:
Каким образом предполагается разграничить полномочия субъектов Российской Федерации и непосредственно Российской Федерации по управлению лесным фондом?
Циканов М.М.:
Существует такая интересная норма: все леса расположенные на территории Российской Федерации объявляются федеральной собственностью. Полномочия по распоряжению и управлению этими лесами могут на договорной основе передаваться субъектам Федерации. В Лесном кодексе мы прописываем нормы делегирования полномочий по следующим позициям: первое - это работы по планированию лесов; второе - вопросы выставления на торги лесных участков; третье - порядок проведения аукционов; четвертое - это запрещение договора; пятое - это контроль над выполнением условий договора. Данные полномочия предлагается в кодексе передать на договорной основе субъектам Федерации.
Ведущий:
Каким образом предполагается разграничить полномочия субъектов Российской Федерации и непосредственно Российской Федерации по управлению лесным фондом?
Циканов М.М.:
Существует такая интересная норма: все леса расположенные на территории Российской Федерации объявляются федеральной собственностью. Полномочия по распоряжению и управлению этими лесами могут на договорной основе передаваться субъектам Федерации. В Лесном кодексе мы прописываем нормы делегирования полномочий по следующим позициям: первое - это работы по планированию лесов; второе - вопросы выставления на торги лесных участков; третье - порядок проведения аукционов; четвертое - это запрещение договора; пятое - это контроль над выполнением условий договора. Данные полномочия предлагается в кодексе передать на договорной основе субъектам Федерации.
Ведущий:
Какие полномочия предоставляет общественному и государственному контролю Лесной кодекс?
Циканов М.М.:
В лесном кодексе, очень тяжело проходящий и очень дискутируемый вопрос - это передача лесов из одной категории в леса другой категории и переход земель одной категории в другую, например, земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения и так далее. В кодексе прописана норма, в соответствии с которой, любой перевод земель из одной категории в другую, осуществляется на основании экологической экспертизы, это первое. И второе - перевод можно осуществлять только на основании положительно решения не органов местного самоуправления, а общественности, на чьей территории находится этот лесной участок, то есть должно быть обязательно положительное заключение собрания жителей этого района. Лицо, которое заинтересовано в приобретении или в переводе этого участка земли из одной категории в другую, должно публично защитить свои интересы и доказать, что не нанесет вред этому участку, и получить на этом основании одобрение общественности. Это достаточно жесткая норма. Лесники говорят, что этого не надо делать, потому что это тяжело очень будет получать, экологи говорят наоборот, это очень хороший контроль над передачей собственности. И мы тоже считаем, что эта норма должна сохраняться.
Ведущий:
Какова процедура получения иностранцами лесных объектов в собственность?
Циканов М.М.:
Процедура должна быть одинаковой. Если мы создаем разные условия для инвестиций разным людям, то мы создаем барьеры на пути инвестиций. Опять же подчеркиваю, обязательно для иностранцев должны быть ограничения по признаку территориальному и по признаку национальной безопасности.
Ведущий:
Предусмотрено ли в проекте водного кодекса право частной собственности на водные объекты?
Циканов М.М.:
Предусмотрено, но существуют ограничения. Первое ограничение - это если водный объект не имеет гидравлической связи с другими водными объектами. Понятно, о чем речь идет? Если в него не впадают реки, если он не является истоком рек, то есть этот водный объект не связан с другими водными объектами гидравлической связью, то его можно приватизировать. Второе ограничение - это площадь. До 3000 кв. метров "зеркала" воды вы имеете возможность приватизировать, а больше - нет. Существует также возможность увеличения площади "зеркала", но только если это искусственный водный объект. То есть вы можете на своей территории, если у вас большая площадь, сделать пруд или можете, если в овраг условно поставить плотину, сделать большое озеро.
Ведущий:
Чем обосновывается решение перехода с водного налога на платежи за пользование водными объектами, которые теперь будут поступать не в региональный бюджет, а в федеральный?
Циканов М.М.:
В бюджеты каких ровней будут направляться платежи - это вопрос не данного законопроекта. Мы перевели платежи в федеральный бюджет в связи с тем, что существует хроническая нехватка денег для безопасного обеспечения водопользования, что приводит к деградации гидротехнических сооружений: плотин, шлюзов и так далее, что в конечном итоге приводит к чрезвычайным ситуациям. На содержание гидротехнических сооружений хронически не хватает денег. Чтобы консолидировать какие-то средства, мы направляем деньги в федеральный бюджет. Все собираемые деньги для поддержания гидротехнических сооружений будут передаваться в Федеральное агентство по водным ресурсам. Сегодня из бюджета выделяется где-то 3 миллиарда рублей на содержание гидротехнических сооружений, а собирается по водным платежам примерно 13-14 миллиардов рублей. Мы планируем, что средств на содержание гидротехнических сооружений будет выделяться в пределах собираемой суммы, где-то 13 или 14 миллиардов рублей. Тем самым мы снизим риск чрезвычайных происшествий, о которых я говорил раньше.
Ведущий:
Скажется ли ведение платежей за пользование водными объектами на цене коммунальных услуг?
Циканов М.М:
Я думаю, что не скажется, поскольку цену будет устанавливать Правительство Российской Федерации в зависимости от бассейна и пользователя. Если даже будет увеличение, то в пределах инфляции.
Ведущий:
Озеро, пруд являются по проекту Водного кодекса обособленными водными объектами, которые могут быть приватизированы. Условия пользования этими объектами будет устанавливать собственник. Вы считаете это справедливым, что если раньше доступ к этому водному объекту не был ограничен, отдыхать там мог кто угодно, то теперь придется получать разрешение у собственника либо вообще забыть об отдыхе?
Циканов М.М.:
Не может озеро быть приобретено в частную собственность, потому что у озера есть гидравлическая связь с другими водными объектами.
Ведущий:
Ну, а если это пруд?
Циканов М.М.:
А если это пруд площадью до 3000 кв. метров, и если он находится на частной территории, то естественно к нему должен быть ограничен доступ. Это норма. Понимаете, мы никак не можем привыкнуть к частному праву, к праву того частного лица, который владеет этим участком. Здесь идет привязка к земле. Это означает, что если на частной территории находится вот такой водный объект, почему этот частник должен разрешать общий доступ на этот объект. Речь идет, я подчеркиваю, об очень ограниченных водоемах. У них обязательно не должны быть в связи с другими водными объектами, их площадь должна быть не более 3000 кв.м, они должны полностью находится на территории частного владельца, и только тогда он может быть приватизирован. Если этот водный объект выходит за пределы границ территории, находящейся в частной собственности, он его не может приватизировать.
Ведущий:
Спасибо, Мухамед Мухадинович за интересные ответы.
Циканов М.М.:
Спасибо, всего хорошего.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интернет-интервью с заместителем Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Цикановым Мухамедом Мухадиновичем "Правовое регулирование водных и лесных объектов"
Сайт Интернет-конференции:
Организаторы Интернет-интервью:
Компания Гарант