"Упрощенка" по-московски
Организации имеют право обжаловать решение налоговой инспекции в вышестоящем органе. Обобщив жалобы, связанные с применением "упрощенки", и принятые по ним решения, УМНС по Москве направило их в инспекции для того, чтобы те не повторяли ошибок.
Налогоплательщики активно пользуются правом, предоставленным им разделом VII "Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц" НК РФ, и статистика свидетельствует - почти 30% жалоб на решения налоговых органов удовлетворяются.
Поэтому обжалование решений налоговых органов в вышестоящий налоговый орган является достаточно эффективным способом защиты налогоплательщиком своих прав.
Такая ситуация характерна для многих регионов и для Москвы тоже. Не случайно Управление МНС России по г. Москве в информационном письме от 16.09.2003 N 11-15/50875 обобщило результаты рассмотрения жалоб налогоплательщиков на решения налоговых органов и довело их до сведения подведомственных налоговых инспекций.
В этом письме УМНС по г. Москве приводятся результаты рассмотрения отдельных жалоб налогоплательщиков.
Остановимся на вопросах, связанных с применением упрощенной системы налогообложения.
Переход на УСН при наличии обособленных подразделений
В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
Поскольку определения филиала и представительства в НК РФ отсутствуют, следует обратиться к гражданскому законодательству. Понятия "филиал" и "представительство" приведены в ст. 55 ГК РФ.
Согласно положениям названной нормы представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиал - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Руководители представительств и филиалов назначаются руководителем юридического лица и действуют на основании его доверенности.
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Однако помимо филиалов и представительств существуют иные обособленные подразделения, не подпадающие под понятие "филиал" или "представительство".
В качестве примера такого обособленного подразделения можно привести автозаправочные станции, отвечающие следующим критериям:
- они не осуществляют представление интересов налогоплательщика и их защиту;
- занимаются только реализацией в розницу горюче-смазочных материалов;
- не имеют самостоятельного баланса и расчетного счета, а имущество и средства учитывают в общем балансе организации;
- управление структурным подразделением осуществляет старший оператор заправочной станции без доверенности от имени хозяйственного общества;
- автозаправочные станции не указаны в качестве филиалов и представительств в учредительных документах налогоплательщика.
Согласно ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (на срок более одного месяца).
Как видно, понятие обособленного подразделения, используемое налоговым законодательством, шире понятий "филиал" и "представительство".
Поэтому организация, имеющая обособленные подразделения, не являющиеся филиалами и представительствами, вправе применять упрощенную систему налогообложения. Именно к такому выводу пришло УМНС по г. Москве.
Подобный вывод налоговиков подтверждается и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 06.05.2003 N А09-585/03-30, ФАС Северо-Западного округа от 30.10.2003 N А42-969/03-23).
Заявление о переходе на УСН
Отметим, что НК РФ не устанавливает специальной формы заявления о переходе на УСН.
Формы документов для применения УСН, утвержденные приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" носят рекомендательный характер. Поэтому заявление может подаваться в произвольной форме, но с обязательным указанием сведений, предусмотренных ст. 346.13 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 346.13 НК РФ предусмотрено, что вновь созданные организации (вновь зарегистрированные предприниматели), решившие применять УСН с момента регистрации, вправе подать заявление о переходе на УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае они начинают применять УСН в текущем календарном году с момента создания организации (регистрации предпринимателя).
Так, например, организация одновременно с государственной регистрацией подала заявление о переходе на УСН, но в заявлении не указала дату, с которой она переходит на упрощенную систему налогообложения. Из-за этого налоговая инспекция отказала организации в праве применять УСН.
Управление МНС России по г. Москве указало, что организацией соблюдены все условия для перехода на УСН, и формальный подход налоговой инспекции в данном случае неправомерен.
Обращаем внимание, что с 1 января 2004 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ вновь создаваемым организациям и вновь регистрируемым индивидуальным предпринимателям не надо подавать заявление о постановке на налоговый учет. Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения организации или по месту жительства предпринимателя осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 83 НК РФ).
Поэтому вновь создаваемым организациям и вновь регистрируемым предпринимателям, планирующим применять упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган подаются заявление о государственной регистрации и заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
При этом нужно иметь в виду, что заявление о переходе на УСН нужно подать одновременно с подачей заявления о государственной регистрации.
Даже в случае минимального временного разрыва (один день) налоговые инспекции отказывают в праве вновь создаваемым субъектам применять УСН в текущем году.
Правомерность таких отказов подтверждает и Управление МНС по г. Москве.
Применение УСН некоммерческими организациями
Длительное время обсуждается вопрос о возможности применения упрощенной системы налогообложения некоммерческими организациями.
В рассматриваемом информационном письме Управление МНС России по г. Москве предлагает свой вариант решения этого вопроса, а именно: некоммерческая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения при соблюдении условий, установленных в главе 26.2 НК РФ, в том числе касающихся доли участия других организаций.
Как известно, подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлен запрет применения упрощенной системы налогообложения организациями, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
По мнению УМНС, под долей непосредственного участия других организаций понимается суммарная доля участия одной или нескольких других организаций, которая не должна превышать 25%.
То есть, по мнению УМНС, доля непосредственного участия других организаций должна приниматься в качестве более широкого понятия, чем только доля участия в уставном капитале организации, и в обоснование своей позиции приводятся следующие аргументы.
У некоммерческой организации отсутствует уставный капитал. Поэтому при определении понятия "доля непосредственного участия других организаций" в целях применения законодательства об упрощенной системе налогообложения следует руководствоваться нормами гражданского законодательства РФ.
В соответствии с положениями ст. 48 ГК РФ под участием в организации следует понимать участие в учреждении (создании) организации ее учредителей и участников, в том числе пайщиков и собственников.
Кроме того, в соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 48 ГК РФ в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь имущественные права в отношении данного юридического лица, а могут и не иметь таких прав.
К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Поскольку в подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не указано, что под непосредственным участием в организации других организаций понимается только участие учредителей и участников, которые имеют в отношении этой организации имущественные права, то в данном случае под непосредственным участием в организации других организаций понимается любое участие учредителей и участников (организации) независимо от того, имеют ли они имущественные права в отношении данной организации.
Пример.
Некоммерческая организация была зарегистрирована в форме некоммерческого партнерства. Учредителями партнерства выступили две организации и семь физических лиц.
При его учреждении общая доля участия организаций при формировании имущества некоммерческого партнерства составила 30%.
В таком случае, по мнению УМНС, доля непосредственного участия других организаций в некоммерческом партнерстве составляет более 25%, что не позволяет ему применять УСН.
На наш взгляд, позиция налоговых органов в этом вопросе не бесспорна.
В подпункте 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ идет речь не просто об участии в организации, а о доле участия, т.е. о долевом участии в организации.
Долевое участие характерно только для хозяйственных обществ и товариществ. Так, в соответствии с п. 1 ст. 66 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
При этом под долей понимается часть уставного капитала, закрепленная за участником и удостоверяющая его право на получение прибыли.
Поэтому, поскольку подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ подразумевает долевое участие, то он касается лишь тех организаций, которые формируют уставный капитал.
Подтверждением сделанному выводу может являться решение ВАС РФ от 19.11.2003 N 12358/03.
Несмотря на то что указанное решение посвящено вопросу применения упрощенной системы налогообложения муниципальными унитарными предприятиями, ВАС РФ в названном решении сделал принципиальный вывод, в соответствии с которым ограничение по доле участия другой организации в принципе может применяться только к хозяйственным товариществам и обществам, поскольку только у этих организаций имущество может быть распределено на доли (вклады, паи).
Отметим, что судебная практика, касающаяся возможности применения упрощенной системы налогообложения некоммерческими организациями, не однозначна.
Так, некоторые суды поддерживают позицию налоговых органов (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.01.2004 N А74-1390/03-К2-Ф02-4860/03-С1).
Другие, напротив, полагают, что под долей непосредственного участия в других организациях понимается именно участие в уставном капитале и, следовательно, на некоммерческие организации ограничение, предусмотренное подп. 14. п. 3 ст. 346.12 НК РФ, не распространяется (см., в частности, Постановления ФАС Уральского округа от 18.08.2003 N Ф09-2474/03-АК, ФАС Центрального округа от 15.10.2003 N А54-605/03-С3, ФАС Московского округа от 14.11.2003 N КА-А40/8917-03).
Поэтому у некоммерческих организаций, получивших отказ налоговых органов в праве применения упрощенной системы налогообложения, имеется шанс отстоять свое право в судебном порядке.
Е. Карсетская,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 7, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16