Кому не в лом пробивать чек за металлолом?
Норма "старого" законодательства о применении ККМ при приеме от населения металлолома, отмененная Верховным Судом РФ, благополучно перекочевала в новый закон. Как же быть в этой ситуации?
Министерство РФ по налогам и сборам издало очередное разъясняющее письмо от 09.04.2004 N 33-0-11/281 "О применении контрольно-кассовой техники при приеме от населения металлолома".
Ссылаясь на положения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), чиновники налогового ведомства утверждают, что, принимая металлолом от населения, ККТ применять обязательно.
Действительно, п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрен достаточно обширный перечень видов деятельности, при которых ККТ можно не применять, включая прием стеклопосуды и утильсырья. Но вот прием металлолома от населения в этом перечне не указан.
Но разумно ли пробивать чек ККТ в ситуации, когда наличные средства не принимаются, а, наоборот, выплачиваются?
Попробуем разобраться.
Это было, было...
(позиция закона прошлых лет)
Споры о том, нужно или не нужно пробивать чек, принимая у населения металлолом, ведутся давно.
Еще ст. 1 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон N 5215-1) было установлено, что денежные расчеты с населением без применения ККМ допускаются только в отношении отдельных категорий предприятий, учреждений, организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (далее - Перечень).
В подпункте "м" п. 2 Перечня указывалось, что предприятия могут принимать от населения без чека ККМ стеклопосуду и утильсырье, кроме металлолома.
На этом основании налоговые органы настаивали на необходимости применения ККМ при приеме от населения металлолома. Судебных споров по этому поводу было много, и решения принимались совершенно противоположные.
Наконец, в этот процесс вмешался Верховный Суд РФ.
Мнение Верховного Суда РФ
В Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным требования применять ККМ при приеме от населения металлолома (подп. "м" п. 2 Перечня) обратился гражданин Локтин С.И.
2 октября 2002 г. Верховный Суд РФ вынес решение об отказе в удовлетворении его заявления. Но истина все же восторжествовала.
19 декабря 2002 г. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ определением N КАС 02-624 отменила решение Верховного Суда РФ от 02.10.2002 и вынесла новое решение, которым признала противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вынесения решения подпункт "м" п. 2 Перечня.
При этом Верховный Суд привел следующие аргументы.
Из анализа норм Закона N 5215-1 и Перечня следует, что действие этого Закона распространяется на денежные расчеты, связанные с получением от населения наличных денежных средств за реализованные товары (услуги) при осуществлении торговых операций или оказании услуг, в процессе которых осуществляется продажа товаров (оказание услуг) населению предприятиями, что подтверждается и содержанием ст. 14.5 КоАП РФ.
Отношения, возникающие при приеме организациями от населения стеклопосуды, утильсырья, металлолома носят иной характер. В рамках этих отношений денежные средства выплачиваются физическим лицам. При этом покупателями являются предприятия (индивидуальные предприниматели), которые не реализуют товары, не оказывают услуги, не принимают на себя обязанности совершить какие-либо действия или осуществить определенную деятельность, а физическое лицо - сдатчик стеклопосуды, утильсырья, металлолома не обязуется оплатить какие-либо услуги.
Прием организацией от населения стеклопосуды и утильсырья, включая металлолом, с оплатой их стоимости по своей сути является предусмотренным ст. 454 Гражданского кодекса РФ договором купли-продажи, по которому физическое лицо выступает в роли продавца, а предприятие - в роли покупателя.
Закон N 5215-1 не предусматривал обязанность применения ККМ при совершении таких операций, в которых физическое лицо выступает продавцом, а предприятие - покупателем.
Таким образом, Правительство РФ, включив в Перечень деятельность по приему от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома, неправомерно вышло за пределы своих полномочий и распространило действие Закона N 5215-1 на отношения, в которых предприятия выступают покупателями, выплачивающими денежные средства за покупку, а физические лица - продавцами, получающими покупную цену отчуждаемых ими отходов производства и потребления.
Как видим, аргументы более чем убедительные.
Верховный Суд - сам по себе, а закон - сам по себе
Во исполнение определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ N КАС 02-624 с 19 декабря 2002 г. подп. "м" Перечня, предусматривавший применение ККТ при приеме металлолома у населения, применять перестали.
Однако менее чем через полгода после вступления в силу Определения Верховного Суда РФ от 19.12.2002 N КАС 02-624 был принят новый Закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ, в котором опять были воспроизведены положения о том, что применять ККТ за принятый металлолом нужно.
За что боролись, спрашивается?
Верховный Суд РФ воздержался от комментариев.
Обошел их стороной и Высший Арбитражный Суд РФ в принятом после вступления в силу Закона N 54-ФЗ постановлении от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовых машин". Пленум ВАС РФ признал утратившим силу лишь злополучный Перечень.
Наконец, 9 апреля 2004 г. прояснить ситуацию взялось МНС России в вышеназванном письме N 33-0-11/281. Но ничего принципиально нового не сообщило. Оно лишь подтвердило, что при приеме металлолома от населения применять ККТ нужно обязательно.
Справедливости ради следует отметить, что с формальной точки зрения позиция МНС России соответствует Закону N 54-ФЗ. Ведь в нем так и написано.
Но выполнение этих требований Закона N 54-ФЗ приводит к абсурдной ситуации: чек придется пробивать не только за принятые организацией деньги, но и за уплаченные ею. И что должно быть указано на таком чеке?
Подведем итог вышесказанному.
По нашему мнению, правовые основания для применения ККТ за принятый у населения металлолом действительно отсутствуют. Об этом свидетельствуют как приведенные выше аргументы из решения Верховного Суда РФ, так и логика и здравый смысл.
Но до тех пор, пока эта норма Закона N 54-ФЗ о ККТ не будет признана высшими судебными инстанциями РФ незаконной и недействующей, споры по данному вопросу будут продолжаться.
С. Рогоцкая,
АКД "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 7, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16