"У нас есть возможность всесторонне контролировать налоговую базу"
(интервью с Г.Я. Ивановой, заместителем руководителя
Департамента налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции
МНС России)
Алкогольная промышленность - одна из важнейших отраслей экономики страны. Главную роль в контроле над производством и оборотом алкогольной продукции законодательство отводит налоговым органам.
О проблемах и перспективах совершенствования налогового администрирования отрасли нам рассказала заместитель руководителя Департамента налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции МНС России Галина Яковлевна Иванова.
Галина Яковлевна, первый вопрос по общему состоянию налогообложения алкогольной отрасли. Каких результатов по сбору акцизов удалось достичь в прошлом году?
По поступлениям в консолидированный бюджет акцизы заняли пятое место, уступив НДС, налогу на прибыль, НДФЛ и платежам за пользование природными ресурсами. В общей сложности поступило 347 миллиардов рублей.
Что касается сбора акцизов на алкоголь, то в 2003 году в бюджетную систему Российской Федерации по спирту этиловому, алкогольной и спиртосодержащей продукции поступило 61,5 миллиарда рублей. Это на 13,9 процента больше, чем в 2002 году. Поступления акцизов в федеральный бюджет составили 26,6 миллиарда рублей, превысив аналогичный показатель 2002 года на 8,5 процента.
Структура акцизных сборов выглядит следующим образом: поступления акцизов по спирту этиловому из пищевого сырья составили 3,5 миллиарда рублей, что на 20,7 процента больше, чем в 2002 году; по водке и ликероводочным изделиям - 22,8 миллиарда рублей, что на 7 процентов больше, чем годом ранее.
В целом уровень собираемости акцизов по спирту этиловому, алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2003 году составил 97,3 процента и превысил аналогичный показатель 2002 года на 0,1 процента.
Если мы правильно поняли, последняя цифра, названная вами, свидетельствует о том, что налоговый контроль за сбором акцизов находится не на должном уровне. Но прежде чем говорить о проблемах, не могли бы вы рассказать, каким образом осуществляется налоговое администрирование производства и реализации алкогольной продукции?
В соответствии с Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ налоговое администрирование производства и реализации алкогольной продукции заключается прежде всего в лицензировании деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. При выдаче лицензии налоговые органы изучают документы на предмет соответствия деятельности организации лицензионным требованиям. Перечень представляемых документов весьма обширен. Перечислять все, думаю, не имеет смысла.
В рамках лицензирования налоговые органы обследуют территорию и помещения, предназначенные для производства, хранения и реализации алкогольной продукции. Кроме того, они проводят камеральные, выездные налоговые и внеплановые тематические проверки, если есть основания предполагать, что налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов.
На предприятиях, выпускающих спирт и алкогольную продукцию, сотрудники налоговых органов контролируют учет производства данной продукции. Для этого они используют приборы, определяющие концентрацию и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции. Такие приборы установлены на линиях розлива всех спиртовых заводов. При длительных и междусменных простоях налоговые органы блокируют оборудование для розлива алкогольной продукции.
Особого внимания заслуживает такой рычаг администрирования, как создание и контроль за деятельностью налоговых и акцизных складов...
Вы предвосхитили наш следующий вопрос. Он как раз касается режимов акцизного и налогового склада. Какова на текущий момент процедура создания этих складов?
Что касается режима акцизного склада, то в настоящее время единого перечня требований, как, например, при получении лицензии, для учреждения акцизных складов нет. Дело в том, что статьей 12 Федерального закона N 171-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 723 "Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок" установлено следующее. Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с МНС России. Названным постановлением определены лишь общие требования к учреждению склада. Главное из них - наличие у организации лицензии.
МНС России предоставлены полномочия по согласованию порядков, разрабатываемых субъектами Российской Федерации. В постановлении определено, что разрешения на учреждение акцизных складов выдают территориальные органы МНС России.
Надо сказать, что процесс согласования правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов длился довольно долго. Поскольку нам пришлось рассматривать документы более чем из 80 субъектов федерации. Были и проблемы: далеко не всегда регионы соглашались с нашими рекомендациями.
Но в настоящее время все субъекты федерации согласовали с МНС России и практически утвердили правила выдачи разрешений на учреждение акцизных складов. Общим во всех согласованных с министерством документах является то, что разрешение на учреждение акцизного склада выдается организации при наличии у нее лицензии на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции либо лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции.
Вместе с тем в большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрели и другие условия. В частности, отсутствие у организации, учреждающей акцизный склад, просроченной задолженности по налогам и сборам, необходимый срок присутствия на рынке алкогольной продукции, определенные требования к помещениям под акцизные склады и др.
На наш взгляд, подобные требования регионов хотя и не прописаны в федеральном законодательстве, но вполне оправданны. Ведь режим акцизного склада, по сути, предоставляет отсрочку по уплате налога до тех пор, пока организация не получит средства за реализованную продукцию. Было бы неправильным разрешать учреждать акцизный склад налогоплательщику, который имеет недоимку или не соблюдает налоговое законодательство.
Порядки о выдаче разрешений на учреждение акцизного склада, утвержденные субъектами, были размещены в региональных печатных изданиях, на специальных интернет-сайтах и в других средствах массовой информации. Кроме того, любой налогоплательщик, планирующий учредить акцизный склад, может получить необходимую информацию в Управлениях МНС России по месту учреждения склада.
Каково число действующих акцизных складов?
По состоянию на 1 апреля текущего года функционировал 1921 акцизный склад. В том числе 812 складов, учрежденных организациями - производителями алкогольной продукции, и 1109 складов, учрежденных оптовыми организациями.
Галина Яковлевна, а как связаны между собой такие понятия, как режим налогового склада и режим акцизного склада?
Понятие режима налогового склада было введено в 2001 году. Данный режим является новой системой контроля за оборотом алкогольной продукции. Однако, на наш взгляд, в действующей редакции Налогового кодекса суть этого режима не раскрыта. Напомню, что в соответствии со статьей 197 Кодекса под режимом налогового склада понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и (или) поступления на склад до момента отгрузки покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию. Режим налогового склада действует на территории, где расположены производственные помещения, используемые налогоплательщиком для производства алкогольной продукции. Кроме того, режим распространяется и на расположенные вне указанной территории специально учреждаемые акцизные склады для хранения данной продукции и акцизные склады оптовых организаций.
Из буквального прочтения статьи следует, что понятие режима налогового склада значительно шире понятия режима акцизного склада. Дело в том, что режим налогового склада предполагает проведение мероприятий налогового контроля как по отношению к производственным помещениям, используемым для производства алкогольной продукции, так и по отношению к акцизным складам, учреждаемым лишь для хранения алкогольной продукции.
Означает ли это, что налоговые органы испытывают какие-либо трудности при реализации режима налогового склада?
Нет, такое утверждение было бы слишком категоричным. В принципе МНС России создало систему налогового администрирования производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, в прошлом году приказом налогового ведомства от 31.03.2003 N БГ-3-07/154 был утвержден Порядок хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада, и единой системы учета ее движения. Министерство сформировало единую систему учета движения алкогольной продукции, которая внедряется в налоговых органах и на акцизных складах. Основное звено системы - учет специальных региональных марок для маркировки алкогольной продукции, а также идентификация алкогольной продукции в розничной торговле с помощью штрихкода.
Как видите, у министерства есть возможность всесторонне контролировать налоговую базу и в процессе производства алкогольной продукции, и в конечной стадии - при начислении и уплате акцизов.
А что вы можете сказать об инициативе создания налоговых постов? На прошедшей в конце февраля текущего года коллегии МНС России вашему Департаменту поручили подготовить поправки в Налоговый кодекс о создании налоговых постов в организациях, занятых в сфере оборота алкогольной продукции.
В связи с реорганизацией МНС России работа по подготовке таких поправок приостановлена. Но опыт в области функционирования налоговых постов у нас есть.
Статьей 31 Налогового кодекса предусмотрена возможность создания налоговых постов у налогоплательщика. Кроме того, ранее действовавшее постановление Правительства РФ от 30.12.2000 N 1026 предусматривало обязанность организаций выделять налоговым инспекторам для проведения контроля на акцизных складах помещения, оборудование, средства связи и т.д. Созданные на основании этого постановления стационарные места контроля, по сути, и были налоговыми постами.
Замечу, что создание налоговых постов необходимо и налоговым органам, и налогоплательщикам. Ведь это помогает установить правила игры для каждой из сторон. То есть налогоплательщик знает о требованиях, предъявляемых к нему при осуществлении деятельности в режиме налогового склада, и полномочиях представителей налоговых органов, осуществляющих контроль.
Кроме того, благодаря накопленному опыту мы знаем, как планировать работу налоговых постов в будущем. Скорее всего, в рамках налоговых постов будут осуществляться периодические проверки. Постоянное присутствие налоговых инспекторов, прикомандированных к акцизным складам, на наш взгляд, нецелесообразно.
Спасибо, что ответили на наши вопросы.
"Российский налоговый курьер", N 12, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99