Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 58338-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона подготовлен с целью разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в законодательных актах Российской Федерации в соответствии с принципами разграничения полномочий, установленными в Федеральных законах "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (N 95-ФЗ от 04.07.2003 г.) и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (N 131-ФЗ от 06.10.2003 г.).
В соответствии с перечнем вопросов местного значения, установленным в статьях 14-16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, Федеральный закон от 7 апреля 1999 года N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" и ряд других законодательных актов, в которых регулируются полномочия органов местного самоуправления.
В законопроекте предусматриваются изменения в законодательные акты, регулирующие обязательства государства по социальной помощи и поддержке различных категорий граждан с целью однозначного определения органов публичной власти, ответственных за их реализацию и финансовое обеспечение. При этом оказание социальной поддержки и помощи некоторым категориям нуждающихся в ней граждан, установление ее объема и финансирование предлагается отнести к полномочиям субъектов Российской Федерации. Ряд видов социальной помощи, установленных в указанных законодательных актах в виде натуральных льгот, предусматривается заменить денежными компенсациями.
Данные изменения в законодательные акты Российской Федерации вносятся с целью:
- упразднения норм федеральных законов, порождающих обязательства различных уровней публичной власти перед гражданами, не обеспеченные финансированием - так называемые "необеспеченные федеральные мандаты";
- замены основных мер социальной поддержки различных категорий граждан в натуральном выражении денежными выплатами;
- установления однозначной ответственности за финансирование каждого вида социальной поддержки и помощи гражданам за определенным уровнем бюджетной системы Российской Федерации.
Это позволит обеспечить сбалансированность местных бюджетов, упорядочить получение социальной поддержки гражданами, устранит наличие в законодательстве тех видов социальной помощи и льгот, которыми в силу различных причин невозможно обеспечить все категории граждан.
Так, изменения в Федеральном законе от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривают закрепление за Российской Федерацией в полном объеме расходных полномочий по компенсации льготной оплаты жилья и коммунальных услуг инвалидами и участниками Великой Отечественной войны, ветеранами боевых действий, "блокадниками", членами семей умерших инвалидов войны, инвалидами и "чернобыльцами".
В соответствии с новой редакцией статьи 23 указанного Федерального закона в федеральном бюджете должны будут предусматриваться субвенции субъектам Российской Федерации для компенсации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг лицам, имеющим право на указанные льготы, в соответствии с утвержденным для субъекта Российской Федерации федеральным стандартом предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц, занимаемой площадью жилых помещений с учетом федерального стандарта социальной нормы площади жилья и утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.
Аналогичные меры, либо замена льгот на денежную компенсацию предусматриваются и по другим категориям льготников, а также в случае, если подобные льготы будут предоставляться законами субъектов Федерации.
Полагаем, что это решение позволит органам местного самоуправления реально приступить к развитию жилищно-коммунального сектора, сократить задолженности предприятиям ЖКХ, направлять средства на ремонт и содержание теплосетей и жилого фонда, будет способствовать сокращению роста тарифов и улучшению качества жилищно-коммунальных услуг.
Изменения в ряд законодательных актов предполагает замену натуральных льгот по бесплатному пользованию общественным транспортом на денежные компенсации.
При этом бесплатный проезд в служебных целях государственных служащих, занятых в сфере охраны общественного порядка и обеспечения безопасности общества (милиционеров, прокуроров, следователей, военных и др.), будет осуществляться путем приобретения ими проездных билетов за счет средств соответствующих учреждений.
Иные категории льготников (ветераны, инвалиды и др.), фактически, не лишаются этой льготы, но реализуют право бесплатного проезда за счет денежной компенсации.
Перевод льгот по транспортному обслуживанию на денежную компенсацию позволит возродить муниципальный общественный транспорт, создать конкуренцию на этом рынке услуг, что станет фактором, сдерживающим рост тарифов на городском и местном общественном транспорте.
Учитывая изложенное. Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию законопроекта.
Вместе с тем, к ряду статей законопроекта имеются отдельные замечания, которые Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления предлагает учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относится организация охраны общественного порядка муниципальной милицией. Следовательно, за счет средств местных бюджетов должно осуществляться финансирование исключительно муниципальной милиции.
Однако, в предлагаемой законопроектом редакции статьи 35 Закона Российской Федерации "О милиции", сохраняется действующая норма о финансировании милиции, включая финансирование за счет средств местных бюджетов, что противоречит указанному положению Федерального закона.
В связи с изложенным, считаем необходимым в статью 35 указанного Закона внести положение о том, что из местных бюджетов финансируются расходы на организацию и содержание муниципальной милиции.
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления считает, что проект федерального закона N 58338-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вносит в законодательные акты Российской Федерации изменения, необходимые для решения актуальных проблем развития местного самоуправления. Принятие данного законопроекта позволит упразднить, установленные федеральными законами обязательства органов местного самоуправления перед гражданами, не обеспеченные финансовыми ресурсами, обеспечить сбалансированность местных бюджетов.
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.C. Мокрый |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.