Заключение Комитета Государственной Думы по охране здоровья
по проекту федерального закона N 58338-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья, рассмотрев проект федерального закона N 58338-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменении и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", считает необходимым высказать следующие замечания и предложения.
1. По статье 34 законопроекта (Закон Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов").
По мнению Комитета, прекращение безвозмездного донорства, присвоения звания "Почетный донор России" с 1 января 2005 года и перевод службы крови на коммерческую основу является непродуманным и экономически неоправданным решением, не соответствующим опыту большинства развитых стран (статьи 1, 4, 10 Закона). В настоящее время около 70% донорского потенциала России составляют доноры, сдающие кровь повторно и неоднократно. Кровь "кадровых" доноров наиболее безопасна в силу регулярного обследования и наблюдения за их состоянием здоровья. Из них формируется группа доноров экстренного резерва. Вся плазма для переработки на препараты отечественными предприятиями сдается "кадровыми" донорами. Основная мотивация к повторным донациям крови или плазмы - достижение количества донаций, достаточного для награждения нагрудным знаком "Почетный донор России".
Предлагаем не отменять награждение нагрудным знаком "Почетный донор России", тем более в шестидесятилетнюю годовщину учреждения звания "Почетный донор СССР", а повысить критерий для награждения почетных доноров, определив не только количество, но и суммарный объем донаций крови и ее компонентов. Для этого дополнить статью 11 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" новым абзацем следующего содержания: "Граждане, сдавшие кровь 40 и более раз (не менее 16 литров цельной крови), или плазму 60 и более раз (не менее 30 литров плазмы), на территории России, награждаются нагрудным знаком "Почетный донор России" в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации."
В части второй статьи 2 Закона следует уточнить, что это законодательство о донорстве крови и ее компонентов.
Считаем нецелесообразным исключение из статей 2 3, 5 Закона положений о программах развития донорства крови, что затруднит развитие и пропаганду донорства крови, которые требуют комплексного программного подхода.
В связи с исключением абзацев первого, второго, третьего и четвертого из статьи 9 Закона целесообразно дополнить статью отсылочной нормой, что гарантии и компенсации в части дней отдыха работникам в случае сдачи крови и ее компонентов представляются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
При исключении положений о безвозмездном донорстве статья 10 Закона о дополнительных льготах, предоставляемых за безвозмездную сдачу крови, теряет смысл.
Отмена запрета на приватизацию станций переливания крови в статье 13 Закона будет означать ликвидацию государственной монополии в сфере заготовки, переработки, хранения донорской крови, коммерциализацию службы крови. Комитет предлагает исключить это положение из законопроекта, т.к. вопрос не относится к распределению полномочий и требует отдельного обсуждения.
2. По статье 37 проекта (Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан - далее Основы законодательства).
Считаем целесообразным сохранить редакцию пункта 14 статьи 5 и пункта 13 статьи 6 Основ законодательства в части подготовки медицинских и фармацевтических работников.
В части 1 статьи 38 "Первичная медико-санитарная помощь" предлагаем сохранить "проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий", а слова "санитарно-гигиеническое образование" заменить словами "гигиеническое воспитание и обучение граждан".
В статье 40 "Специализированная медицинская помощь" следует устранить несоответствия в определении специализированной медицинской помощи с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В статье 44 Основ законодательства лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан на льготных условиях исключается. Из всего перечня льгот, заменяемых на денежную компенсацию, ничто не будет иметь столь тяжелых последствий, как отмена льготного лекарственного обеспечения. Особенно для хронических больных, еще не имеющих инвалидности, которые не получат ни лекарств, ни компенсации.
Комитет предлагает на год сохранить лекарственное обеспечение всем льготным категориям. За это время отработать механизмы замены льготного предоставления лекарств денежной компенсацией, лекарственного страхования и пр. При этом в Основах законодательства сохранить государственные гарантии по лекарственному обеспечению хронических больных, требующих постоянной лекарственной терапии (сахарный диабет, туберкулез, онкология, психические заболевания, бронхиальная астма, ВИЧ-инфекция, гемофилия, рассеянный склероз, муковисцидоз, гипофизарный нанизм и др.). По этим заболеваниям льготы денежными компенсациями не заменять, на федеральном уровне утвердить категории льготников, перечни лекарственных средств для льготного отпуска, а также протоколы лечения амбулаторных больных, имеющих право на льготы при получении лекарств.
Можно согласиться с переносом норм об оплате труда медицинских и фармацевтических работников из статьи 64 Основ законодательства в соответствующее законодательство. Однако в соответствии с вносимыми изменениями в законодательство об оплате труда Единая тарифная сетка и минимальный размер оплаты труда (600 руб.) распространяются только на федеральные государственные учреждения. Тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации устанавливается органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений - органами местного самоуправления. Из системы основных государственных гарантий исключаются минимальный размер оплаты труда и минимальный размер тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы. Закон "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" и статья 133 Трудового кодекса "Установление минимальной заработной платы" утрачивают силу. Также утрачивает силу Закон РСФСР "О социальном развитии села", устанавливающий 25-процентную надбавку к окладам и тарифным ставкам специалистов здравоохранения в сельской местности.
Такие изменения противоречат пункту 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Предлагаем все положения, касающиеся оплаты труда, из законопроекта исключить и вносить законом в области регулирования оплаты труда, в том числе работников бюджетной сферы, в данном пакете.
3. По статье 50 проекта (Федеральный Закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". В абзаце третьем пункта 1 статьи 50 законопроекта необходимо исключить слова "квалифицированной и", поскольку закон не может предусматривать оказание неквалифицированной медицинской помощи.
В новом названии статьи 21 слова "возмещение ущерба" следует заменить словами "возмещение вреда жизни или здоровью". В новой редакции абзаца первого статьи 21 право на возмещение вреда жизни или здоровью лиц, подвергшихся заражению вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей, необходимо распространить на работников организаций частной системы здравоохранения, а не только государственной и муниципальной. Поскольку заражение вирусом возможно в любых медицинских учреждениях, нужно исключить положение законопроекта о том, что перечень организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа в которых дает право на возмещение вреда работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей, устанавливается Правительством Российской Федерации (новая редакция пункта 4 статьи 21).
4. По статье 122 проекта (Федеральный Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). В новой редакции пункта 2 статьи 2 во втором абзаце следует исключить слова ",а также по охране окружающей среды", так как это является предметом регулирования Федерального закона "Об охране окружающей среды".
5. По статье 107 проекта (Федеральный Закон "О лекарственных средствах"). Поскольку в статью 4 данного Закона вносится много новых понятий, прямо не относящихся к разграничению полномочий между уровнями власти, например, понятие "фальсифицированное лекарственное средство", считаем целесообразным уточнить новый понятийный аппарат с участием специалистов.
6. По статье 141 проекта (Федеральный Закон "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"). Комитет не может согласиться с заменой бесплатного обеспечения лекарствами большее туберкулезом на льготное обеспечение лекарствами "в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством РФ, а в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ". Бесплатное обеспечение лекарствами больных туберкулезом - это не только мера социальной защиты больных, а противоэпидемическое мероприятие с целью защиты от заражения инфекционным заболеванием здоровых граждан. Это также не согласуется с тем, что в федеральных противотуберкулезных организациях уголовно-исполнительной системы медицинская помощь оказывается на безальтернативной основе и может быть только бесплатной. Необходимо сохранить бесплатное обеспечения лекарствами больных туберкулезом в пункте 4 статьи 14 Закона.
Статью 15 Закона следует дополнить положением о том, что порядок предоставления льгот в области труда работникам противотуберкулезных организаций, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В абзаце третьем пункта 9 статьи 141 законопроекта нарушены правила юридической техники - слова "в абзаце восьмом" следует заменить словами "в абзаце девятом".
7. Механизм замены натуральных льгот на денежные выплаты в соответствии с поправками, вносимыми в Федеральные законы "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов", должен быть разработан и внесен в пакете с этим законом. В противном случае адресные денежные компенсации из федерального бюджета не дойдут до миллионов льготников также, как в 2004 году они не могут дойти всего до 500000 граждан, награжденных знаком "Почетный донор России".
В целом законопроектом вносятся изменения в 155 законодательных актов, утрачивают силу 41 законодательный акт или отдельные части в них. Это не соответствует правилам юридической техники и будет затруднять правоприменение. Изменения в каждый действующий закон должны вносится отдельными законопроектами. К тематическим законодательным блокам можно применить пакетный принцип внесения.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья считает возможным поддержать принятие законопроекта в первом чтении при условии доработки с учетом высказанных замечаний и предложений, в том числе вопросов оплаты труда медицинских работников и других работников бюджетной сферы, лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, сохранения постоянного контингента безвозмездных доноров крови в целях максимального обеспечения ее безопасности.
Заключение утверждено на заседании Комитета по охране здоровья 10 июня 2004 г. (протокол N 14).
Председатель Комитета |
Т.В. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.