Заключение Комитета Государственной Думы по обороне от 28 июня 2004 г. N 24/2
на проект федерального закона N 58338-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Комитетом Государственной Думы по обороне рассмотрен проект федерального закона N 58338-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный в качестве законодательной инициативы Правительством Российской Федерации.
Его разработка и внесение объективны, обусловлены необходимостью реализации вновь принятых федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и способствуют дальнейшему формированию правового поля федеративного устройства Российской Федерации.
Законопроектом вносятся изменения в 155 законодательных актов Российской Федерации, 41 законодательный акт признается утратившим силу.
Содержание ряда статей законопроекта соответствует концепции замены материальной (натуральной) формы предоставления льгот и социальных гарантий денежной формой.
В тоже время механизмы реализации норм законопроекта, а следовательно фактические последствия принятия норм, носящих бланкетный характер, и реализации мер по переводу натуральных льгот в денежную форму для материального положения граждан, в том числе военнослужащих требуют дополнительной информации.
Принятие закона, его последующая реализация должны, по мнению Комитета по обороне соответствовать позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П:
"...изменение законодателем ранее установленных правил должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, в частности по вопросам социального обеспечения военнослужащих; это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того чтобы участник соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.".
По тексту внесенного проекта федерального закона имеется ряд замечаний.
1. Законопроектом не предусмотрен механизм индексации в связи с инфляционными процессами компенсационных сумм, напрямую установленных отдельным категориям граждан.
2. Законопроект не избежал внутренних противоречий и несогласованности отдельных его статей.
3. Не унифицирован подход при разрешении одних и тех же проблем в отношении различных категорий граждан.
Это в первую очередь касается вопросов отношения к воинской обязанности и воинскому учету сотрудников органов внутренних дел. Несмотря на вносимые изменения в Закон Российской Федерации "О милиции" (статья 1 законопроекта) и в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (статья 21 законопроекта) эти проблемы не затрагиваются.
Не вносится никаких изменений в статью 19 указанного Закона Российской Федерации и в статью 21 указанного Положения, касающихся отношения граждан, проходящих службу в милиции, к воинской обязанности, и их воинского учета. Тем самым указанные законодательные акты по прежнему остается противоречащим в этой части Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" и многолетняя проблема призыва на военную службу указанной категории граждан не решается.
Отсутствие в рассматриваемых статьях законопроекта изменений не понятно, если учитывать, что статьей 43 законопроекта, аналогичная проблема, касающаяся граждан, проходящих службу в Государственной противопожарной службе МЧС России, решается.
4. Отдельные положения проекта федерального закона не соответствуют заявленному предмету правового регулирования.
Так статьей 158 проекта признаются утратившими силу законы, в том числе Федеральный закон "О государственном регулировании государственного оборонного заказа для стратегических ядерных сил Российской Федерации", регулирующий общественные отношения не связанные с федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Ряд изменений, вносимых в отдельные законы, например Федеральный закон "О статусе военнослужащих", Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", также корректируют общественные отношения не сопряженные с федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
5. Законопроект требует юридико-технической доработки, в том числе исправления орфографических, синтаксических и стилистических ошибок, устранения погрешностей в рубрикации (например, нумерации абзацев в статье 38, вносящей изменения в Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 года N 5663-1 "О космической деятельности").
Постатейные замечания к законопроекту (в части предметов ведения Комитета по обороне и смежных предметов ведения).
1. По статье 3, вносящий изменения в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1).
Законопроектом предлагаются следующие изменения:
1) исключены нормы, регламентирующие участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в финансировании расходов, связанных с переездом граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, в "чистые" районы;
2) перевод части натуральных льгот в денежные компенсации (изготовление и ремонт зубных протезов, проезд на всех видах транспорта (междугородный и пригородный), услуги связи, а также обеспечение детей, проживающих на загрязненных территориях, бесплатным питанием в детских дошкольных учреждениях);
3) бесплатное оказание медицинской помощи и бесплатное обеспечение лекарствами инвалидов и участников ликвидации последствий радиационных аварий осуществлять соответственно в рамках программы государственных гарантий оказания медицинской помощи и перечня жизненно необходимых лекарственных средств.
Статьей 23 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определен порядок прохождения военной службы гражданами Российской Федерации на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, а также компенсации и льготы военнослужащим. В данной статье понятие "компенсаций и льгот" заменено понятием "меры социальной поддержки".
Законопроектом предусмотрена замена компенсаций и льгот (жилищно-коммунальные услуги, питание, проезд городским, пригородным транспортом, обеспечение лекарствами, санаторно-курортное лечение, зубопротезирование и др.) денежными выплатами в размере до 1700 рублей в зависимости от статуса граждан - носителей льгот.
2. По статье 9, вносящей изменения в Постановление Верховного Совета Российской от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделении особого риска".
Предусматривается сокращение мер социальной защиты, предусмотренных для граждан из подразделений особого риска.
Меры социальной поддержки предоставляются лицам, имеющим удостоверения, порядок оформления и выдачи которых определяется органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации. В соответствии со старой редакцией Постановления удостоверения выдавались Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.
3. По статье 23, вносящей изменения в Закон Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы".
Статьей упраздняется 24 нормы прямого действия, вместо которых вводится 5 норм прямого действия и 5 норм, носящих отсылочный характер.
Финансирование мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, ежемесячные выплаты составят 3500 руб.
Отмене подлежат следующие льготы и гарантии:
бесплатное личное и членов семей обслуживание в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и видов, бесплатная личная и бесплатная членов семей госпитализация и лечение в стационарах, госпиталях, больницах, а также сохранение бесплатного обслуживания указанных лиц в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;
бесплатное обеспечение лекарствами, приобретаемыми по рецептам врача, доставка по заключению врача лекарств на дом;
бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;
получение бесплатной путевки в санаторий, профилакторий или дом отдыха один раз в год;
бесплатное предоставление всех видов медицинского обслуживания в санаториях, профилакториях и домах отдыха, а также питания;
бесплатного проезда к месту лечения и обратно в двухместных купе и в каютах 1 класса;
освобождение от оплаты жилья (в том числе от оплаты технического обслуживания и эксплуатации жилья), коммунальных услуг, а пользование домашним телефоном;
бесплатный капитальный ремонт жилья независимо от вида жилищного фонда, бесплатная установка домашних телефонов и средств неведомственной охранной сигнализации;
бесплатный личный проезд два раза в год (туда и обратно) двухместных купе и в каютах 1 класса (на местах 1 категории);
бесплатное личное пользование внутригородским транспортом, поездами пригородного сообщения, а в сельской местности - автобусами внутриобластных линий;
бесплатное личное и сопровождающего лица пользование VIP-залами;
бесплатное обучение и переобучение новым профессиям в платных учебных заведениях и на курсах.
4. По статье 24, вносящей изменения в Закон Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (в ред. Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5481-1).
В законопроекте понятие "льготы" заменено понятием "социальные гарантии".
Военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта (статья 5 Закона) предоставляются при наличии медицинских показаний в первоочередном порядке путевки в лечебно-оздоровительные учреждения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Норма, предусматривающая в случае непредоставления путевок (при наличии медицинских показаний) выплату денежной компенсации, предлагается к отмене.
Дети военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, обеспечиваются ежегодно путевками в детские оздоровительные учреждения. Законопроектом вводится норма, предусматривающая независимо от предоставления путевок ежегодное предоставление пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Предлагается к отмене статья Закона, предусматривающая предоставление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации воинским частям и подразделениям, прибывающим на территории этих субъектов для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, за счет средств, выделяемых из бюджета Российской Федерации, жилые помещения для временного расквартирования военнослужащих, коммунальные услуги, линии и каналы связи, транспортные средства и горюче-смазочные материалы, а также дополнительное питание военнослужащих.
5. По статье 43, вносящей изменения в Федеральный закон "О пожарной безопасности".
Предлагаемые рассматриваемой статьей изменения направлены на обеспечение соответствия Федерального закона "О пожарной безопасности" (в части, касающейся военнослужащих) федеральным законам "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе".
Это позволит в значительной степени унифицировать правовое положение военнослужащих, проходящих военную службу в различных войсках, воинских формированиях и органах.
Особой поддержки заслуживает предложение привести статью 7 Федерального закона "О пожарной безопасности" в соответствие Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе":
в части отношения граждан, не пребывающих в запасе и проходящих службу в федеральной противопожарной службе, к воинской обязанности;
в части воинского учета граждан, пребывающих в запасе и, проходящих службу в федеральной противопожарной службе.
Реализация такого предложения способна решить многолетнюю проблему призыва на военную службу указанную категорию граждан.
Вместе с тем, вносимые законопроектом в Федеральный закон "О пожарной безопасности" изменения фактически никак не согласованы с изменениями, вносимыми в другие законодательные акты Российской Федерации.
В частности, введение понятия "федеральная противопожарная служба" требует внесения соответствующих изменений в целый ряд статей Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
При этом было бы целесообразным в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" одновременно решить и проблему охвата понятием "Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы" такого понятия, как "воинские подразделения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (нынешняя редакция).
Наличие указанной проблемы ставит эти подразделения за рамки поля действия законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих.
6. По статье 45, вносящей изменения в Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве".
Отсутствует унификации вводимых и изменяемых норм.
Внесение изменений в пункт 1 статьи 4, пункт 2 статьи 9 и пункт 6 статьи 13 Федерального закона "О государственном материальном резерве" и тем самым исключение из него вопросов, касающихся мобилизационного резерва, противоречит положению пункта 2 статьи 2 (которая не меняется рассматриваемым законопроектом) Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", где указано, что "в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят... 14) создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов".
Признание утратившими силу абзацев третьего, пятого и шестого статьи 7 Федерального закона "О государственном материальном резерве" противоречит положениям Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", где указано, что мобилизационная подготовка в Российской Федерации - это "комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований... к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время" (статья 1, которая не меняется рассматриваемым законопроектом N 58338-4) и что "органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации... организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию" (подпункт 1 пункта 1 статьи 8, который не меняется рассматриваемым законопроектом N 58338-4).
7. По статье 46, вносящей изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Законопроектом статьи упраздняется 118 норм прямого действия, вместо которых вводится 16 норм прямого действия и 31 норма, носящая отсылочный характер.
Финансирование мер социальной поддержки инвалидов войны; участников Великой Отечественной войны; ветеранов боевых действий, военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета. Ежемесячные выплаты, включая предоставление билета на проезд в транспорте пригородного сообщения, составят:
инвалидам войны - 2000 руб.;
участникам Великой Отечественной войны - 1500 руб.;
ветеранам боевых действий - 1100 руб.;
военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период - 600 руб.;
лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда" - 1100 руб.;
лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог - 600 руб.;
членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий - 600 руб.
Обеспечение мер социальной поддержки указанных категорий ветеранов по оплате жилья и коммунальных услуг передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию этих мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Определение содержания и финансирование мер социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, а также мер социальной поддержки ветеранов труда отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
Отмене подлежат следующие льготы и гарантии:
бесплатное предоставление жилых помещений;
внеочередная бесплатная установка квартирного телефона;
бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней;
бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн);
бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей;
бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями;
бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств;
бесплатный проезд в городском транспорте;
ежегодный бесплатный проезд соответствующих категорий ветеранов на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов.
Упразднение льгот и социальных гарантий, осуществляемое статьей 46 законопроекта вступает в противоречие с нормами Соглашения "О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих", подписанного Российской Федерацией с государствами - участниками Содружества Независимых Государств 15 апреля 1994 года.
Статья 46 законопроекта не определяет статус и меры социальной поддержки ветеранов военной и государственной службы, а также порядок их финансирования.
8. По статье 48, вносящей изменения в Федеральный закон от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы (победных днях) России".
Предлагается:
1) уточняются обязательства Правительства Российской Федерации по организации дней воинской славы, определив его ответственность за установку мемориальных сооружений и объектов, создание мемориальных музеев и выставок только федерального значения;
2) предусматривается, что финансовое обеспечение проведения дней воинской славы России осуществляется в том числе и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
9. По статье 55, вносящей изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
Предусматривается градация памятников Великой Отечественной войны на памятники федерального, регионального и местного значения, а также устанавливаются обязательства бюджетов соответственно федерального, регионального и местного значения за их сохранение и реставрацию.
10. По статье 60, вносящей изменения в Федеральный закон от 5 августа 1995 года N 126-ФЗ "О Железнодорожных войсках Российской Федерации".
Законопроектом предлагается признать утратившим силу правовой нормы, в соответствии с которой федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны оказывать Железнодорожным войскам содействие в их деятельности по выполнению возложенных на них задач.
Указанное изменение правовой нормы соответствует концепции совершенствования государственного управления и предполагает укрепление принципа централизации военного управления.
11. По статье 76, вносящей изменения в Федеральный закон от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Наряду с другими изменениями устанавливается, что вопросы регулирования и обеспечения деятельности Федерального военного мемориального кладбища отнесены к полномочиям Правительства Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области обороны.
12. По статье 79, вносящей изменения в Федеральный закон "Об обороне".
Предлагается:
1) организацию и обеспечение воинского учета и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, призыва на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации, отнести к полномочиям Правительства Российской Федерации (ныне отнесены к функциям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны);
2) осуществление бронирования граждан Российской Федерации из числа работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях на период мобилизации и в военное время отнести к полномочиям Правительства Российской Федерации (ныне отнесены к функциям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны).
Эти предложения соотнесены с предлагаемыми изменениями в федеральных законах "О воинской обязанности и военной службе" и "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (статьи 90 и 102 законопроекта).
При этом в Федеральном законе "Об обороне" в редакции рассматриваемой статьи законопроекта нет указаний на то, что хотя бы какие-то полномочия в области обороны могут быть переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в виде отдельных государственных полномочий. Законопроектом предлагаются к отмене правовые нормы, определяющие в настоящее время функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны.
Законопроектом конкретизируются и расширяются и другие полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны В частности Правительство Российской Федерации:
организует и обеспечивает исполнение законодательства Российской Федерации в области обороны;
обеспечивает учет и мобилизационную подготовку транспортных и других технических средств в целях обороны;
обеспечивает потребности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в материальных средствах, энергетических, других ресурсах и услугах по их заказам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области обороны;
обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях, установленных для граждан Российской Федерации в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей.
Из полномочий Правительства Российской Федерации исключаются вопросы организации оперативного оборудования территории страны и проведения мероприятий по реализации программы оперативного оборудования страны. Также эта задача снимается и с органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и с органов местного самоуправления
Признание утратившей силу статьи 7 "Функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" Федерального закона "Об обороне" без распределения отдельных функций из закрепленных в ней между другими органами государственной власти превращает работу по военно-патриотическому воспитанию граждан (установленную пунктом 6 данной статьи) из общегосударственной деятельности в ведомственную проблему Министерства обороны Российской Федерации.
13. По статья 89, вносящей изменения в Федеральный закон от 6 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Законопроектом расширяются полномочия Правительства Российской Федерации в сфере деятельности внутренних войск. Дополнительно Правительство Российской Федерации:
обеспечивает реализацию гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и гражданского персонала;
принимает решение о привлечении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к организации призыва граждан на военную службу во внутренние войска в соответствии с федеральным законом о воинской обязанности и военной службе. (По мнению Комитета это положение не согласуется со статьей 102 законопроекта, вносящей изменения в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". Ей предлагается снять с органов государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность обеспечивать предоставление оборудованных территорий и помещений, медикаментов, медицинского оборудования, инструментария, имущества, транспорта, привлекать для проведения указанных мероприятий необходимых врачей-специалистов, средний медицинский персонал, других специалистов и технических работников для проведения мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому обследованию и медицинскому осмотру при призыве на военную службу, а также для осуществления иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу.);
согласовывает с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации решения о дислокации соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск на территориях субъектов Российской Федерации;
в случаях, не терпящих отлагательства, принимает решение о привлечении органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции личного состава специальных моторизованных соединений и воинских частей внутренних войск по месту их постоянной дислокации для ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотии с немедленным уведомлением об этом Министра внутренних дел Российской Федерации.
Законопроектом отменяются правовые нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере деятельности внутренних войск.
Из текста Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" изымаются положения, устанавливающие льготы и гарантии для военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в части:
обеспечения жилой площадью;
предоставления детям мест в детских дошкольных учреждениях;
медицинской помощи;
бесплатного проезда.
14. По статье 90, вносящей изменения в Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
Предлагается:
1) установить, что перечисленные в названном Федеральном законе функции и полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, являются переданными им отдельными государственными полномочиями;
2) снять с органов местного самоуправления обязанность осуществлять призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, возложив ее на военных комиссариаты (по аналогии с изменениями в федеральные законы "О воинской обязанности и военной службе" и "Об альтернативной гражданской службе").
3) установить, что работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации. При этом организации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, с деятельностью которых связана деятельность организаций или в отношении имущества которых они осуществляют функции собственника, могут нести расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из бюджетов, включая затраты на содержание мощности и объектов, загруженных (используемых) в производстве частично, но необходимых для выполнения мобилизационных заданий (заказов), которые включаются в соответствии с законодательством Российской Федерации во внереализационные расходы (ныне указанные работы финансируются из бюджетов всех уровней).
Указанные предложения в целом возражений не вызывают, однако, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, они не согласованы с изменениями, вносимыми в Федеральный закон "Об обороне" (см. статью 79 законопроекта). При этом следует учитывать, что мобилизационная подготовка и мобилизация - составные организации обороны.
Так, в Федеральном законе "Об обороне" организацию и обеспечение воинского учета и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, призыва на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации, а также осуществление бронирование граждан Российской Федерации из числа работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях на период мобилизации и в военное время, предложено полностью отнести к полномочиям Правительства Российской Федерации.
При этом указаний на то, что хотя бы какие-то полномочия в области обороны могут быть переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в виде отдельных государственных полномочий, в Федеральном законе "Об обороне" в редакции статьи 79 законопроекта отсутствуют.
В Федеральном же законе "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" предлагается установить, что перечисленные в нем функции и полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, являются переданными им отдельными государственными полномочиями.
Такая несогласованность разрушает определенность в разграничении полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны.
Отнесение работ по мобилизационной подготовке и мобилизации к "расходным обязательствам Российской Федерации" означает передачу федеральному бюджету всех полномочий по финансированию этих работ при одновременном недопущении финансирования этих работ из бюджетов других уровней.
15. По статье 92, вносящей изменения в Федеральный закон от 2 мая 1997 года N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия".
Отсутствует унификации текста статьи с названием законопроекта и названием Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", так как в статье предлагается формулировка "органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации", а также отсутствие унификации текста статьи с другими статьями законопроекта: в данную статью не предлагается внести дополнение, гласящее, что финансирование работ по уничтожению химического оружия является расходным обязательством Российской Федерации, хотя аналогичные дополнения сделаны в статье 38 Федерального закона "О космической деятельности", в статье 45 Федерального закона "О государственном материальном резерве" и др.
С федеральных органов исполнительной власти снимаются полномочия в области социальной защиты граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий (абзацы второй и четвертый статьи 7).
С федеральных органов исполнительной власти снимаются полномочия по обеспечению охраны объектов, а также полномочия по обеспечению промышленной, пожарной и экологической безопасности, и возлагаются полномочия по их организации.
Организации, выполняющие НИОКР, промышленно-технологические и иные виды работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, лишаются возможности получения каких-либо льгот.
Персонал объектов и привлекаемые работники лишаются бесплатного медицинского обслуживания и права на получение других льгот и компенсаций.
Граждане, проживающие и работающие в зонах защитных мероприятий, лишаются бесплатного поликлинического консультативно-диагностического обследования, бесплатной медицинской помощи в случае выявления у них профессионального заболевания и права на возмещение вреда, причиненного их здоровью.
Подвергшиеся вредному воздействию граждане, проживающие и работающие в зонах защитных мероприятий, лишаются бесплатной медицинской помощи.
Дети до 18 лет, проживающие в зонах защитных мероприятий, лишаются ежегодных льготных путевок в оздоровительные учреждения.
16. По статье 102, вносящей изменения в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".
Предлагается:
1) снять с органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления обязанность обеспечивать предоставление оборудованных территорий и помещений, медикаментов, медицинского оборудования, инструментария, имущества, транспорта, привлекать для проведения указанных мероприятий необходимых врачей-специалистов, средний медицинский персонал, других специалистов и технических работников для проведения мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому обследованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, а также для осуществления иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы.
Обязанность проведения указанных мероприятий предлагается возложить на военные комиссариаты;
2) снять с органов местного самоуправления обязанность осуществлять первичный воинский учет граждан в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов;
3) закрепить принадлежность комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет к военным комиссариатам (ныне отношение указанной комиссии к военным комиссариатам выражается только в том, что военный комиссар ее возглавляет);
4) осуществлять обязательную подготовку граждан к военной службе исключительно в федеральных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
При этом финансирование указанной подготовки осуществлять в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных в бюджете на соответствующий год на образование и национальную оборону;
5) снять с глав органов местного самоуправления обязанность организовывать призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возложив ее на военных комиссаров;
6) председателем призывной комиссии определить военного комиссара, а заместителя главы органа местного самоуправления - заместителем председателя призывной комиссии (ныне наоборот).
Аналогичным образом предлагается перераспределить обязанности и в призывных комиссиях субъектов Российской Федерации: военный комиссар - председатель комиссии, заместитель главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - заместитель председателя комиссии;
7) отказаться от прикомандирования военнослужащих к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Указанные изменения в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" соотнесены с изменениями, вносимыми в федеральные законы "Об обороне" (статья 79 законопроекта), "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (статья 90 законопроекта), и "Об альтернативной гражданской службе" (статья 150 законопроекта).
Статьей 71 Конституции Российской Федерации оборона отнесена к ведению Российской Федерации и Федеральным законом от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (как и одноименным Федеральным законом от 6 октября 2003 г N 131-ФЗ) ни одно из полномочий, возложенных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" на органы местного самоуправления, к вопросам местного значения не отнесено.
Учитывая это, приведение Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть осуществлено двумя способами:
путем снятия с органов местного самоуправления всех полномочий в области организации исполнения гражданами воинской обязанности В этом случае указанные полномочия должны будут осуществляться исключительно силами федеральных органов государственной власти;
путем наделения органов местного самоуправления полномочиями в области организации исполнения гражданами воинской обязанности в виде отдельных государственных полномочий. В этом случае указанные полномочия должны будут осуществляться органами местного самоуправления за счет субвенций, выделяемых им из федерального бюджета.
При выборе способа решения проблемы, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, следует учитывать все возможные последствия его реализации, в том числе и в долгосрочной перспективе.
Анализ проблемы приведения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" показывает, что предпочтительным является второй из приведенных способов.
Так, резкое увеличение количества граждан, состоящих на воинском учете, за счет граждан, ныне состоящих на воинском учете в органах местного самоуправления, не может не потребовать увеличения штатной численности работников военных комиссариатов. Также возрастут и затраты федерального бюджета на реализацию пункта 7 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в части пункта 1 статьи 6 того же Федерального закона (освобождение от работы или учебы с сохранением места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно).
Концентрация полномочий в области организации исполнения гражданами воинской обязанности исключительно в компетенции федеральных органов государственной власти может потребовать выделения больших средств из федерального бюджета по сравнению с размерами субвенций органам местного самоуправления на реализацию переданных им государственных полномочий в указанной сфере.
Реализация указанного предложения без выделения средств федерального бюджета адекватных возрастаемой нагрузке на военные комиссариаты на практике может привести к фактическому разрушению сложившейся в Российской Федерации системы обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности и неизбежному снижению полноты и достоверности данных об общем количестве и качественном состоянии призывных ресурсов.
Предложение снять с органов местного самоуправления всех полномочий в области организации исполнения гражданами воинской обязанности в законопроекте сопровождается исключением по тексту Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе понятия "иные органы, осуществляющие воинский учет".
Такое предложение выглядит необоснованным, так как в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами, в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, - органами местного самоуправления, а в отношении офицеров запаса Службы внешней разведки и запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации - указанными органами соответственно.
Кроме того, в соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541, воинский учет граждан, пребывающих в запасе, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется в указанных органах и учреждениях.
Учитывая изложенное, исключение используемого в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" понятия "иные органы, осуществляющие воинский учет" требует дополнительного обоснования.
Законопроектом предлагается внесение изменения в статью 13 "Подготовка граждан по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций" Федеральною закона "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" воинской обязанностью граждан Российской Федерации предусматривается обязательная подготовка к военной службе, составной частью которой является подготовка граждан по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций. Воинская обязанность устанавливается в целях обороны (пункт 3 статьи 1 Федерального закона "Об обороне"). Эти положения реализуют статью 59 Конституции Российской Федерации.
Таким образом подготовка к военной службе, в том числе в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций обязательна для всех категорий граждан и не может зависеть от формы собственности образовательных учреждений, в которых они обучаются.
Законопроектом же предлагается осуществлять обязательную подготовку граждан к военной службе исключительно в федеральных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
Реализация данного предложения может привести как к неравному положению среди образовательных учреждений при реализации ими учебных программ и образовательных стандартов, так и среди выпускников этих учреждений.
Подготовка граждан по основам военной службы должна осуществляться во всех образовательных учреждениях соответствующего уровня образования независимо ни от их форм собственности, ни от каких-либо иных условий.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны быть наделены соответствующими государственными полномочиями, реализуемыми указанными органами за счет субвенций из федерального бюджета.
Предложение отказаться от прикомандирования военнослужащих к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поддерживается, однако требует аналогичных изменений в статью 15 Федерального закона "О федеральной службе безопасности в Российской Федерации", чего законопроектом не предложено.
17. По статье 105, вносящей изменения в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Предлагается внести следующие наиболее значимые изменения:
1) слова "льготы и гарантии" заменяются на слова "социальные гарантии", поскольку льготы, предоставляемые в настоящее время в натуральном виде, заменяются денежными выплатами или отменяются;
2) исключаются положения, указывающие на возможность принятия решений органами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей дополнительных льгот, гарантий и компенсаций, а также положения, в которых на должностных лиц указанных органов, должностных лиц организаций возлагается ответственность за неисполнение ими обязанностей по реализации прав военнослужащих и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О статусе военнослужащих";
3) практически во всех случаях, когда в нормах Федерального закона содержатся указания на конкретный размер (в денежном, процентном или ином выражении) предоставляемых льгот или выплачиваемой компенсаций, либо установлен механизм его определения, предлагается такие нормы изменить, заменив их на указание о полномочиях Правительства Российской Федерации определять порядок их предоставления (выплаты) и размер. Это касается следующих выплат и льгот:
выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости в размере 12 окладов денежного содержания в виде беспроцентной ссуды на срок до 3 лет;
денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере стоимости продовольственного пайка;
денежной компенсации взамен положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества в размере стоимости этих предметов вещевого имущества;
денежной компенсации на санаторно-курортное лечение в размере 600 рублей на военнослужащего и по 300 рублей на каждого члена семьи;
бесплатного санаторно-курортного лечения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, выплаты им дотации на лечение в размере 400 рублей, а также льготы по оплате стоимости путевки на военно-туристические базы в размере 30 процентов от их стоимости;
возмещения за счет средств Минобороны России разницы между фактической стоимостью платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях и платой, взимаемой с родителей в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами;
50 процентной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг, жилья, телефонов, радиоточек и коллективных антенн, установленной для членов семей военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и умерших после увольнения с военной службы по льготным основаниям при общей продолжительности прохождения ими военной службы 20 лет и более.
4) предполагается отменить следующие льготы:
по уплате налогов;
право членов семей военнослужащих на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях;
на получение ссуд, кредитов на жилищное строительство;
на преимущественное получение земельных участков для различных нужд;
по бесплатному проезду военнослужащих на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения;
по оплате военнослужащими и членами их семей стоимости путевок в санатории, дома отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на турбазах Минобороны России;
право членов семей военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и умерших после увольнения с военной службы по льготным основаниям при общей продолжительности прохождения ими военной службы 20 лет и более, на исключение из общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы на одного человека при расчете платежей по оплате площади жилых помещений и коммунальных услуг;
право на приобретение товаров в сети военной торговли по льготным ценам;
5) в пункте 4 статьи 13 предлагается размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, составляющий настоящее время до 70 процентов оклада по воинской должности, увеличить до 120 процентов. Одновременно вводится дифференциация при выплате указанной надбавки военнослужащим в зависимости от их состава и местности# прохождения военной службы. В то же время механизм указанной дифференциации не раскрыт.
Также Правительству предоставляется право повышать указанный размер надбавки отдельным категориям военнослужащим в зависимости от места проживания и прохождения военной службы в целях недопущения снижения уровня их материального обеспечения в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.
6) в пункте 1 статьи 14 отменяется выдача продовольственного пайка для всех военнослужащих, за исключением тех, кто проходит военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
изменяется порядок выплаты военнослужащим денежной компенсации взамен продовольственного пайка: отменяется положение о том, что она выплачивается по просьбе военнослужащих;
упраздняется норма о том, что размер денежной компенсации соответствует стоимости продовольственного пайка и предлагается установить, что он определяется решением Правительства Российской Федерации;
Реализация указанных мер может привести к фактическому ухудшению положения военнослужащих по сравнению с установленным в настоящее время Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Однако на практике предлагаемый механизм уже применяется. По предложению Правительства Российской Федерации в федеральных законах о федеральных бюджетах последних лет размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается из расчета 20 рублей в сутки, что существенно ниже реальной стоимости продовольственного пайка, а право военнослужащих на получение продовольственного пайка приостанавливается.
7) в пункте 2 статьи 14 право на получение денежной компенсации взамен положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества в размере их стоимости будет предоставлено не всем, а только по перечню категорий военнослужащих, определенных Правительством Российской Федерации.
18. По статье 139, вносящей изменения в Федеральный закон от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием".
Законопроектом уточняется порядок финансирования расходов, связанных с реализацией данного Федерального закона.
Проектом федерального закона подлежат отмене льготы и гарантии для граждан, занятых на работах с химическим оружием, в части:
медицинского обслуживания;
обеспечения лекарственными средствами;
санаторно-курортного лечения;
оплаты жилья.
19. По статье 143, вносящей изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Проектом федерального закона подлежат отмене льготы и гарантии для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в части:
бесплатной медицинской помощи;
обеспечения лекарствами;
обеспечения путевками,
льготного проезда к месту лечения и обратно;
установки телефона.
20. По статье 150, вносящей изменения в Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе".
Предлагается:
1) регулировать вопросы альтернативной гражданской службы, помимо федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, также законодательством субъектов Российской Федерации в части, не противоречащей Федеральному закону "Об альтернативной гражданской службе";
2) закрепить принадлежность призывной комиссии к военным комиссариатам;
3) снять с глав органов местного самоуправления обязанность организовывать направление граждан на альтернативную гражданскую службу, возложив ее на военных комиссаров (по аналогии с изменениями в федеральные законы "О воинской обязанности и военной службе" и "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации");
4) снять с органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по ведению учета граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организации их размещения и бытового обслуживания;
5) отказаться от участия в финансировании мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников (финансировать только за счет средств федерального бюджета, и средств организаций, а которых граждане проходят альтернативную гражданскую службу).
Предложения 4 и 5 возражений не вызывают.
Что же касается предложений 1, 2 и 3, то необходимо отметить следующее.
Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" принят в соответствии с частью 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации, которая прямо указывает на уровень нормативного правового акта, регламентирующего вопросы реализации гражданами права на замену военной службы альтернативной гражданской службой, - федеральный закон. В этой связи вопросы альтернативной гражданской службы не должны регулироваться законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, поскольку альтернативная гражданская служба заменяет военную службу по призыву, следует учитывать, что федеральные законы "О системе государственной службы Российской Федерации" и "О воинской обязанности и военной службе" определяют военную службу как вид федеральной государственной службы, находящейся в ведении Российской Федерации (статья 71 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, предложение регулировать вопросы альтернативной гражданской службы, помимо федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, также законодательством субъектов Российской Федерации не соответствуют Конституции Российской Федерации.
Это нецелесообразно еще и с точки зрения обеспечения необходимости однообразного подхода к регламентации рассматриваемой сферы общественных правоотношений на всей территории Российской Федерации.
Предложение закрепить принадлежность призывной комиссии к военным комиссариатам и снять с глав органов местного самоуправления обязанность организовывать направление граждан на альтернативную гражданскую службу, возложив ее на военных комиссаров, по аналогии с изменениями в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", также не поддерживается (обоснование аналогично обоснованию замечаний к статье 102 законопроекта).
Поддерживая общую концепцию законопроекта, Комитет Государственной Думы по обороне предлагает Комитету по бюджету и налогам рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона N 58338-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в первом чтении и рекомендует в ходе подготовки ко второму чтению устранить указанные недостатки.
Председатель Комитета |
В.М. Заварзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.