Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ от 25 июня 2004 г. N вн.2.2-1/2279
по проекту федерального закона N 58338-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации (первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев по поручению Совета Государственной Думы от 1 июня 2004 года (протокол N 29) проекта указанною федерального закона N 58338-4, Правовое управление сообщает о наличии в законопроекте замечаний по законопроекту в целом, постатейных замечаний и замечаний терминологического характера, а также по структуре законопроекта.
Общие замечания по законопроекту
1. Требуют уточнения размеры ежемесячных денежных выплат, устанавливаемые отдельным категориям граждан при переводе натуральных льгот в денежную сумму Например, инвалид вследствие чернобыльской катастрофы, принимавший участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и имеющий 1 степень ограничения способности к трудовой деятельности, будет получать 800 рублей, а просто участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986-1987 гг. - 1000 рублей (статья 3 проекта). Обращаем внимание, что данное обстоятельство может привести к затруднениям в правоприменительной практике. Инвалиды, принимавшие участие в эти годы в ликвидации последствий аварии чернобыльской катастрофы, не смогут выбрать более выгодную меру социальной поддержки в соответствии с частью второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", так как удостоверение участника ликвидации у них изъято при получении специального удостоверения инвалида (см. пункт 14 Положения, зарегистрированного в Минюсте РФ 29.03.1993 года N 194), а право на меры социальной поддержки возникают только при наличии соответствующего удостоверения (см. последнюю часть статьи 15 Закона).
2. Из законопроекта неясно, в чем различие между "мерами социальной поддержки", относящихся к расходным обязательствам Российской Федерации (см. например, статьи проекта 3, 9, 46, 140, 143) и "мерами социальной защиты", являющихся также расходными обязательствами Российской Федерации, которые используются в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 67 проекта). Следует учитывать, что термин "меры социальной поддержки" употребляется в законопроекте и при определении расходных обязательств субъектов Российской Федерации (см. например, статьи проекта 6, 28, 46, 67). Полагаем, что вносимые изменения должны содержать единую терминологию.
3. Законопроект (пункт 8 статьи 3, пункт 19 статьи 46, пункт 26 статьи 67, пункт 3 статьи 143) предусматривает передачу полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, являющихся расходным обязательствами Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Однако в этих положениях следует вести речь не о передаче Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, а о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так как осуществление части своих полномочий федеральные органы исполнительной власти могут передавать по соглашению органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и наоборот (статья 78 Конституции Российской Федерации; пункт 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Кроме того, следует учитывать, что вопросы предоставления соответствующих субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, контроля за их исполнением относятся к бюджетным правоотношениям и регулируются актами бюджетного законодательства. Порядок распределения расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации установлен в статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Обращаем также внимание, что в указанных нормах идет речь об определении объема средств, предоставляемых субъекту Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в зависимости от федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья и с учетом федерального стандарта социальной нормы площади жилья. Названный Закон входит в перечень актов федерального законодательства, подлежащий отмене в случае принятия данного проекта федерального закона (см. пункт 9 статьи 158). Данные положения законопроекта необходимо согласовать со статьями 157 и 159 проекта Жилищного кодекса Российской Федерации, внесенного Правительством Российской Федерации и группой депутатов Государственной Думы и принятого 10 июня 2004 года Государственной Думой в первом чтении.
4. Законопроектом (статьи 3, 23, 46, 67, 86) изменяйся порядок обеспечения жилыми помещениями на льготных условиях (инвалидов, инвалидов Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей-инвалидов, участников Великой Отечественной войны, инвалидов-чернобыльцев, ветеранов боевых действий, граждан, пострадавших в результате техногенных катастроф и др.), который предусматривает для лиц, вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Данная норма требует уточнения ввиду неясности ее положения. Следует иметь в виду, что в настоящее время порядок обеспечения граждан жильем, прежде всего, определяется законами (Жилищным кодексом РСФСР и другими законами), а не постановлением Правительства Российской Федерации. Отмечаем также, что эту норму нельзя соотнести и с проектом Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку в Государственную Думу не внесен проект федерального закона о порядке введения в действие названного Кодекса.
5. Положение статьи 157 проекта о том, что настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года необходимо соотнести с датой вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым установлена двухуровневая система муниципальных образований: муниципальные районы и городские округа, наделенные отдельными государственными полномочиями, и поселения, которые такими полномочиями не наделяются. Учитывая, что вышеназванный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года при выполнении определенных условий бюджетного и налогового обеспечения, предлагается часть вторую статьи 157 законопроекта дополнить положением о том, что статьи 79, 90, 102, 122 и 150 также вступают в силу с 1 января 2006 года.
6. В законопроекте содержатся нормы, дублирующие положения действующего законодательства, например, пункт 3 статьи 3 проекта дублирует статью 255 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 7 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей".
7. Изменения, вносимые в ряд законов, требуют внесения соответствующих изменений как в другие статьи этих законов, так и в другие федеральные законы. Например, изменения, вносимые в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающие замену слов "компенсации и льготы" на слова "меры социальной поддержки", требуют внесения соответствующих изменений в другие статьи Закона (например, в часть шестую статьи 25), а также в Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3062-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Изменение нумерации статей 29-49 данного Закона требует внесения изменений в другие федеральные законы, в частности, в подпункт 11 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющий в соответствии с названным Законом круг лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение.
Законопроектом (статья 130) предлагается исключить из текста Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" относящиеся к наименованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав слова "образуемые органами местного самоуправления" (пункты 1, 2 и 4 данной статьи проекта). В этой связи аналогичные изменения необходимо внести и в ряд других статей этого же федерального закона: в статьи 8.1, 15, 18, 26-28, 31, 31.2.
Кроме того, изменение наименования комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, требует внесения изменений в части четвертую - шестую статьи 432 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
8. Проект в некоторых случаях при переводе натуральных льгот в денежные суммы изменяет положение граждан, так, например, ветеранам подразделений особого риска, которые непосредственно участвовали в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ (лица, указанные в подпункте "д" пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1), не предусматривается ежемесячная денежная выплата взамен отменяемых льгот и компенсаций (статья 9 проекта). Обращаем внимание, что для всех остальных категорий граждан, перечисленных в этом Постановлении, данная выплата предусматривается, поэтому полагаем необходимым предоставить указанным гражданам меры социальной поддержки, установленные частью пятой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 9 статьи 3 проекта)
9. Законопроектом (пункт 11 статьи 27) признается утратившей силу статья 29 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнею Севера и приравненных к ним местностях", согласно которой лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый стаж на соответствующих видах работ (на работах с вредными или тяжелыми условиями труда), возраст, установленный для назначения трудовой пенсии, в том числе досрочной, уменьшается на 5 лет. В этой связи аналогичной нормой необходимо дополнить Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В противном случае в пенсионном законодательстве будет отсутствовать норма, регулирующая дополнительное снижение пенсионного возраста, и указанная категория граждан лишится установленных в настоящее время льгот по пенсионному обеспечению.
Постатейные замечания
10. Ряд статей законопроекта (статьи 65, 66, 73 и другие) не согласуются с федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Так, в статье 65 законопроекта в новой редакции статьи 11 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" (в наименовании статьи) слово "ответственность" следует заменить словом "полномочия" в соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
Из преамбулы Федерального закона "Об экологической экспертизе" проектом (статья 66) предлагается исключить положение о том, что данный Федеральный закон предусматривает реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Из статьи 2 этого Федерального закона из составной части законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе исключаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности является предметом совместного ведения, а по предметам совместного ведения принимаются федеральные законы и в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
11. В законопроекте вопросы компетенции органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений в области образования, культуры, архитектурной деятельности, недропользования, газоснабжения не согласуются с нормами Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Например, предлагаемая проектом (статья 16) новая редакция статьи 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" устанавливает полномочия органов местного самоуправления в области образования. При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 14, 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечисленные в проекте такие полномочия, как "организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования..., организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования, организация отдыха детей в каникулярное время" отнесены к ведению муниципальных районов и городских округов, и тем самым исключены из перечня вопросов местного значения поселений. Из этого следует, что полномочия по созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений, содержанию зданий и сооружений этих учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий, а также учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, также должны быть отнесены к муниципальным районам и городским округам. В области опеки и попечительства полномочиями в полном объеме обладают также муниципальные районы и городские округа, а к ведению поселений отнесено оказание содействия в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения.
Пунктом 2 статьи 64 законопроекта предлагается внести изменения в абзац седьмой статьи 2 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которыми за органами местного самоуправления городских округов и поселений закрепляется полномочие по выдаче заказчику (застройщику) разрешения на строительство в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации. Однако в этой части законопроект следует согласовать со статьями 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым к вопросам ведения городского округа отнесено планирование застройки, территориальное зонирование земель округа, установление правил землепользования и застройки территории округа, осуществление земельного контроля за использованием земель округа, ведение кадастра землеустроительной документации, а к вопросам ведения поселений - аналогичные вопросы, за исключением ведения кадастра землеустроительной документации.
В абзаце пятом пункта 1 статьи 13 этого Федерального закона предлагается слова "правила застройки города или иного поселения" заменить словами "правила застройки города или иного населенного пункта". При этом в законопроекте ничего не говорится об изменении и других положений Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", где имеется это словосочетание (пункт 2, абзац третий пункта 3, пункт 7 статьи 3). В то же время следует иметь в виду, что Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" помимо города и населенного пункта используется понятие "муниципальный район", который населенным пунктом по смыслу названного Федерального закона не является, однако и в его ведение входит территориальное зонирование земель межселенных территорий, осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации (статья 15).
Статьей 22 проекта название статьи 11 Закона Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" предлагается изложить в следующей редакции: "Полномочия органов государственной власти, осуществляющих работу над увековечением памяти погибших при защите Отечества" (пункт 8 статьи 22 проекта), что не соответствует содержанию этой статьи, регулирующей полномочия органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Второе предложение части первой статьи 7 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" в предлагаемой редакции (абзац четвертый пункта 2 статьи 123 законопроекта) закрепляет за органами местного самоуправления функцию контроля за деятельностью региональной системы газоснабжения. Однако в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам ведения поселений, городских округов и муниципальных районов относится только организация в границах соответствующих муниципальных образований газоснабжения населения (статьи 14-16).
12. Законопроектом (статья 142) исключается из статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации из числа основных принципов правового регулирования трудовых отношений принцип обеспечения права работника на оплату труда не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Из системы основных государственных гарантий (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) исключается величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы Российской Федерации, признается утратившей силу статья 133 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющая порядок установления минимального размера оплаты труда, в соответствии с которым минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый на всей территории Российской Федерации федеральным законом. В то же время из статьи 37 Конституции Российской Федерации следует, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и, следовательно, в федеральном законе соответствующие нормы должны быть.
Изменяется порядок установления районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации), в связи с чем размеры районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в одной и той же местности будут различны в зависимости от финансовых возможностей работодателя, что приведет к неодинаковому возмещению материальных и физиологических затрат при выполнении лицами работы в одинаковых природно-климатических условиях.
13. Предлагаемые изменения в статьях 10, 13, 18, 32, 33, 34, 43, 60,63, 74, 81, 88, 91, 94, 95, 98, 101, 107, 126, касающиеся обозначения федеральных органов исполнительной власти и их полномочий, нуждаются в согласовании с Указами Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9.03.2004 г. N 314 и "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" от 20.05.2004 г. N 649, определившими систему, структуру, задачи, функции и предназначение федеральных органов исполнительной власти, как правило, в зависимости от их вида (федеральное министерство, федеральная служба и федеральное агентство).
Кроме того, вносимые изменения статьей 35 проекта в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы" не учитывают нормы Федерального закона "Об изменении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления", принятого Государственной Думой 11 июня 2004 года и одобренного Советом Федерации 23 июня 2004 года.
Замечания терминологического характера
14. В тексте статьи 16 проекта употребляются следующие терминологические словосочетания: "федеральные государственные образовательные учреждения", "образовательные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации", "федеральные и находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации", "государственные образовательные учреждения, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации", которые следует унифицировать со статьями 120, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и применять соответствующие понятия "федеральные образовательные учреждения", "образовательные учреждения субъектов Российской Федерации".
15. В пункте 2 статьи 16 проекта слово "общепризнанными" следует дополнить словами "принципами и"; слова "конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации" следует поместить после слов "договорами Российской Федерации", что будет соответствовать положениям части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
16. По всему тексту статьи 46 проекта слова "законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации" в соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации следует заменить словами "законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации".
17. В пунктах 6 и 7 статьи 64 проекта идет речь об уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти по координации деятельности в области архитектуры и градостроительства, а в пункте 5 этой же статьи - об уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органах исполнительной власти в области архитектуры и градостроительства. Необходимо унифицировать используемую в этой части проекта терминологию.
18. Законопроект (статья 70) предлагает дополнить пункт 2 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" новым абзацем, который содержит термин "федеральные полномочия". Данный термин не употребляется в законодательстве и поэтому требуется дать его дефиницию. Взамен указанного понятия следует использовать термин, который используется в законодательстве - "полномочия федеральных органов исполнительной власти".
19. Кроме того, ряд формулировок нуждается в уточнении и редакционной правке. Например, в случае принятия изменений статья 3 Основ законодательства об охране здоровья граждан (статья 37) будет содержать некорректную формулировку: "Законодательство Российской Федерации ... состоит ... из законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации". Предлагаем эти слова заменить на слова "иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации".
По структуре проекта федерального закона
20. Одной из самых распространенных ошибок является пересчет структурных единиц законодательных актов.
В целях сохранения структуры законодательного акта, в целях предотвращения ошибок у правоприменителей, в целях недопущения ситуаций, когда подзаконные нормативные акты имеют ссылки на определенные структурные единицы, коюрыс уже таковыми не являются (в результате пересчета, а не в результате действительной воли законодателя) - пересчет структурных единиц недопустим. Особенно это касается законодательных актов, предоставляющих какие-то льготы или меры социальной поддержки населению.
21. Выявлены ошибки в подсчете ненумерованных частей статей и абзацев, которые могут привести либо к появлению дублирующих абзацев (или ненумерованных частей статьи), либо к признанию утратившими силу нужных структурных единиц.
22. Внесение изменений с формулировкой "по всему тексту слова заменить словами", что приведет к трудностям при осуществлении текущей редакции и как следствие к разночтениям.
Например, слово "предприятие" и слово "организация" имеют разный род, кроме того, они могут идти в связке: "предприятия, организации", у них могут быть разные предлоги: "проводить на предприятии" и "проводить в организации", слово "Предприятие" может в каких-то случаях начинаться с прописной буквы, в обозначении разделов оно может быть все записано прописными буквами: "ПРЕДПРИЯТИЕ". Во всех указанных случаях предполагаемая законодателем замена произведена не будет.
Более того, в одной и той же статье, но в разных пунктах, по поводу слова "предприятие" даются различные указания: так, например, пункт 1 говорит о том, что необходимо слово "предприятие" заменить словом "организация", а в пункте 15 слово "предприятие" заменяется словами "руководитель организации" - какое из указаний выполнять неизвестно.
23. В законопроекте неверно произведено признание законодательных актов утратившими силу.
Статья, содержащая перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, в обязательном порядке должна быть дополнена приблизительно 100 позициями, поскольку все изменения, внесенные в утрачивающий силу законодательный акт, также должны быть прописаны отдельными положениями в данной статье. Кроме того, в данную статью должны быть включены все изменения, внесенные в структурные единицы законодательных актов, расположенных в первых 155 статьях законопроекта и подлежащих признанию утратившими силу.
24. Требует корректировки наименование законопроекта. В наименовании не отражено, что в нем признаются утратившими силу некоторые законодательные акты и отдельные структурные единицы законодательных актов Российской Федерации.
25. Номера всех законодательных актов, принятых до 1994 года указаны с ошибкой - цифра, идущая после тире, должна быть римской.
26. Есть ошибки в наименованиях законодательных актов, два федеральных закона названы законами Российской Федерации.
27. Почти все статьи содержат неточности в указании источников официальных опубликований изменений, внесенных в законодательные акты, содержащиеся в этих статьях.
28. Нарушен принцип последовательности внесения изменений. Так, например, пункт 1 содержит указание на признание утратившими силу статей 13, 14, 20, а пункт 2 вносит изменения в статью 15, пункт 3 - в статью 17, что недопустимо.
29. Есть ошибки в заменяемых словах и, соответственно, в заменяющих словах.
30. Есть основания полагать, что необходимые с точки зрения законодателя замены слов в законодательных актах произведены не полностью.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.