Заключение
Комитета Государственной Думы по собственности
от 1 июля 2004 г. N 3.9-18/6
по проекту федерального закона N 67304-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части установления механизма "вытеснения" мелких акционеров из общества) - внесен депутатами Государственной Думы В.С. Плескачевским, В.М. Резником, П.В. Крашенинниковым, В.Н. Плигиным)
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее.
Законопроект предлагает внести в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (далее также - Закон) изменения, в соответствии с которыми в случае приобретения лицом самостоятельно или совместно с аффилированным лицом (или лицами) более 90 процентов размещенных обыкновенных акций общества, указанное лицо вправе требовать от остальных акционеров продажи принадлежащих им обыкновенных акций общества по рыночной цене, подтвержденной независимым оценщиком.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на достижение общего для акционерного общества блага, в частности, путем оптимизации системы управления обществом, а также на повышение инвестиционной привлекательности акционерных обществ.
В соответствии с положениями статьи 75 Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее также - Закона) акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случаях принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации общества, совершении крупной сделки, которая может заключаться лишь с одобрения общего собрания акционеров (на сумму свыше 50-процентной балансовой стоимости активов общества), а также о внесении изменений или дополнений в устав общества (утверждении его в новой редакции), ограничивающих права акционеров, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не участвовали в голосовании по этим вопросам. Порядок и сроки выкупа акций определены статьей 76 указанного Федерального закона. При этом, как указано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", при отказе или уклонении от выкупа акций в случае, порядке и в сроки, предусмотренные статьями 75 и 76 упомянутого закона, акционер вправе обратиться в суд с требованием об обязании общества выкупить акции. С исками об обязании общества выкупить акции в случаях, предусмотренных статьей 75 Закона, могут обращаться владельцы обыкновенных акций, а также владельцы привилегированных акций, если в соответствии со статьей 32 Закона (пункты 4 - 5) и статьей 49 Закона (пункт 1) они имели право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса. Перечень оснований, дающих акционеру право требовать выкупа обществом принадлежащих данному акционеру акций, установленный статьей 75 Закона, является исчерпывающим. Приобретателем акций в указанных случаях является акционерное общество.
Положениями законопроекта предусматривается увеличение числа оснований, дающих акционеру право требовать выкупа принадлежащих ему акций. Такое право должно появиться у акционеров в случае, если лицо самостоятельно или со своими аффилированными лицами приобрело более 90 процентов голосующих акций общества. При этом приобретателем акций является указанное выше лицо или лица.
Законопроект (в п. 6 новой статьи 80-1 "Приобретение 90 процентов плюс одна акция или более 90 процентов обыкновенных акций общества"), таким образом, вводит важную правовую новеллу - миноритарные акционеры обязываются продать свои акции лицу (лицам), приобретшим более 90% акций общества (далее - приобретатель). В соответствии с положениями указанного пункта, если акционер не ответил на предложение о выкупе принадлежащих ему акций, то приобретатель имеет право обратиться к держателю реестра акционеров общества с требованием о списании с лицевого счета акционера акций и зачислению их на лицевой счет приобретателя. При этом денежные средства в счет оплаты выкупаемых акций у миноритарного акционера депонируются на счет нотариуса.
Конституция РФ закрепляет принцип, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), и гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 46, часть 1). Конституция РФ не исключает ограничение права частной собственности (статья 55, часть 3) и лишение этого права (статья 35, часть 3). В силу особенностей предпринимательской деятельности в форме акционерного общества основанием для отчуждения у части акционеров принадлежащего им имущества могут быть интересы акционерного общества в целом, в той мере, в какой оно действует для достижения общего для акционерного общества блага. В этой связи, по мнению Комитета по собственности, законопроект нуждается в приведении в соответствие с указанным положением Конституции Российской Федерации, а также правовой нормой статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе и добровольности заключения договоров.
Комитет по собственности считает, что целесообразным является предоставление акционерам права (но не обязывании их) продавать свои акции владельцу 90-процентного пакета акций. В подавляющем большинстве случаев (при условии достаточно справедливой рыночной оценки выкупаемых акций) это было бы решением проблемы для многих акционерных обществ, которые рассматривают миноритариев как обузу. Представляется, что многие миноритарные акционеры с удовольствием бы воспользовались таким правом. В реальных условиях вытеснение миноритариев из общества - это вопрос справедливости оценки выкупаемых акций.
В любом случае положения законопроекта не могут распространяться на случаи, когда владельцем миноритарного пакета акций является государство или муниципальное образование. В противном случае возникнет правовая коллизия с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".
К сожалению, в настоящее время миноритарный акционер далеко не всегда может рассчитывать на справедливую цену - оценщик легко может занизить цену акций в несколько раз по требованию (сговору) с лицом, заказывающим и оплачивающим оценку. В связи с этим для предотвращения занижения цены целесообразно в законопроекте предусмотреть, что цена акций в любом случае не может быть ниже нормативной цены, устанавливаемой применительно к законодательству о приватизации государственного и муниципального имущества (см. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 369 "Об утверждении правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества"). Объектом оценки должен быть совокупный пакет акций, принадлежащий миноритарным акционерам. Цена одной акции должна определяться исходя из стоимости указанного пакета акций путем простого деления цены пакета на количество составляющих его акций.
В законопроекте следует явно разделить случаи выкупа акций, когда приобретателем является акционерное общество, и когда приобретателем является владелец (владельцы) 90-процентного пакета акций - это сущностно разные вещи и их нельзя имплантировать в существующие пункты и статьи закона об АО, где речь, в общем-то идет о других вещах. Если статья называется "Выкуп акций по требованию акционера", то в ней не должны содержаться положения, связанные с связыванием акционера продать принадлежащие ему акции (новый пункт 2 ст. 75; изменения в п. 4 (в новой нумерации); изменения в ст. 76 закона об АО).
Вызывает вопрос обоснованность положений п. 3 законопроекта (п. 1 ст. 80-1 в предлагаемой редакции закона об АО), в соответствии с которыми приобретатель вправе кроме обыкновенных акций, принадлежащих миноритариям, выкупить также и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в обыкновенные акции.
В законопроекте следует указать, что выкуп акций осуществляется именно по рыночной цене, не ограничиваясь только указанием порядка определения выкупной цены.
Из сферы действия законопроекта необходимо исключить случаи, когда владельцем миноритарного пакета акций является государство или муниципальное образование. В противном случае возникнет правовая коллизия с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Комитет считает целесообразным исключить положение законопроекта, о распространении особых прав и обязанностей приобретателя 90% обыкновенных акций акционерного общества на случаи приобретения такого пакета акций лицом совместно со своими аффилированными лицами, так как на практике будет невозможно доказывать аффилированность или неаффилированность лиц друг по отношению к другу. Следует отметить, что акционерное общество ведет только перечень лиц, аффилированных по отношению к обществу.
Комитет также отмечает, что законопроект нуждается в тщательной юридико-технической и лингво-стилистической доработке в соответствии с рекомендациями Правового управления Аппарата Государственной Думы.
Основываясь на изложенном, Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении при условии концептуальной переработки ряда его положений ко второму чтению в аспекте замечаний и предложений, содержащихся в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
B.C. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.