Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст.1316; 1999, N 7, ст.880), изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
"Статья 1. Основные понятия
Указанные понятия и термины применяются для целей настоящего Федерального закона исходя из смысла и конкретного содержания правовой нормы:
тарифы на электрическую (тепловую) энергию (мощность) - система ценовых ставок, по которой осуществляются расчеты за электрическую (тепловую) энергию (мощность) и за услуги, оказываемые субъектами электроэнергетики;
объект электроэнергетики - совокупность различных видов энергетических установок, оборудования, вспомогательных технических средств, устройств и аппаратуры, непосредственно используемых при производстве (выработке), транспортировке (передаче), преобразовании и распределении электрической (тепловой) энергии (мощности), а также необходимых для этого технические сооружения и здания, расположенные на определенной территории.
субъект электроэнергетики - юридическое лицо, управомоченное осуществлять деятельность в области электроэнергетики, в том числе продажу потребителям произведенной или купленной электрической (тепловой) энергии (мощности);
потребитель (абонент) - физическое или юридическое лицо, которое осуществляет на возмездной основе как потребление электрической (тепловой) энергией (мощностью), так и пользование услугами, оказываемыми субъектами электроэнергетики. Потребитель пользуется услугами и приобретает электрическую (тепловую) энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд, а так же для бытовых и (или) производственных нужд имеющихся у него субабонентов;
оптовый рынок - сфера купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности) осуществляемой его субъектами для последующей продажи на розничном рынке или потребления субъектами оптового рынка в пределах Единой энергетической системы Российской Федерации;
субъекты оптового рынка - субъекты электроэнергетики, а так же потребители электрической энергии (мощности), управомоченные участвовать в сфере купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности) и (или) предоставляющие услуги на оптовом рынке.
розничный (потребительский) рынок - сфера купли-продажи, поставки электрической (тепловой) энергии (мощности) вне оптового рынка, осуществляемой субъектами электроэнергетики и потребителями.
Статья 2. Сущность государственного регулирования тарифов
Государственное регулирование тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность), далее по тексту тарифы, осуществляется посредством установления в соответствии с основными принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов и предельного уровня указанных тарифов.
Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей, устанавливаются ежегодно до принятия Государственной Думой Российской Федерации (законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации) в первом чтении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год) и вступают в действие с начала финансового года. Превышение указанных тарифов не допускается без внесения изменений и дополнений в федеральный закон (закон субъекта Российской Федерации) о федеральном бюджете (о бюджете субъекта Российской Федерации) на текущий финансовый год.
Срок действия установленных тарифов не может быть менее шести месяцев.
При установлении для отдельных групп потребителей льготных тарифов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не допускается повышение тарифов для других групп потребителей.
Статья 3. Основные цели государственного регулирования тарифов
Основными целями государственного регулирования тарифов являются:
создание механизма согласования экономических интересов потребителей и субъектов электроэнергетики;
обеспечение не дискриминационного доступа субъектам электроэнергетики и потребителям на рынки электрической (тепловой) энергии (мощности) и услуг;
защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов;
формирование конкурентной среды в электроэнергетике для повышения эффективности ее функционирования и оптимизации цен и тарифов.
Статья 4. Принципы государственного регулирования тарифов
При государственном регулировании тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы:
обеспечение для всех потребителей равного права доступа к электрической (тепловой) энергии (мощности) по тарифам, утвержденным в установленном порядке;
обеспечение баланса экономических интересов субъектов электроэнергетики и потребителей;
компенсация субъектам электроэнергетики экономически обоснованных расходов на производство, передачу и распределение указанных видов энергии (мощности). Обеспечение экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической (тепловой) энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению с учетом необходимости обеспечения субъектов электроэнергетики финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие, в том числе средствами, направляемыми на энергосбережение и обеспечение энергетической, технической и экологической безопасности (включая ядерную и радиационную безопасность) Российской Федерации, осуществляемого за счет собственных средств, заемных и иных средств, привлеченных с рынка капитала, а также бюджетных и прочих средств;
обеспечение открытости и доступности для потребителей и общественности материалов по рассмотрению и утверждению тарифов, путем опубликования в средствах массовой информации (в которых в соответствие с федеральным законом и законодательством субъектов РФ публикуются официальные материалы органов власти), основных составляющих их структуры, в том числе величины расходов по отдельным статьям и даты введения в действие тарифов (цен);
выбор поставщиков топлива, энергетического оборудования и подрядных организаций по энергетическому строительству на конкурсной основе;
учет результатов деятельности субъектов электроэнергетики по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию
Правительство Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе:
устанавливает основы ценообразования на электрическую (тепловую) энергию (мощность), а также на услуги, оказываемые субъектами электроэнергетики;
устанавливает основные принципы и правила функционирования оптового и розничных (потребительских) рынков электрической (тепловой) энергии (мощности);
устанавливает порядок (правила) государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность);
устанавливает порядок государственного регулирования внешнеторгового оборота электрической энергии;
устанавливает порядок формирования и утверждения сводного прогнозного энергетического баланса производства и поставок электрической (тепловой) энергии (мощности) в Российской Федерации ;
устанавливает порядок (правила) согласования и утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики;
создает целевой инвестиционный фонд развития электроэнергетики России, в соответствие с Федеральными законами РФ;
утверждает перечень важнейших строек и объектов капитального строительства в электроэнергетике, финансируемых за счет целевого инвестиционного фонда развития Единой энергетической системы России и представляет его в Государственную Думу Российской Федерации как часть федеральной адресной инвестиционной программы в составе материалов к проекту федерального бюджета на очередной финансовый (календарный) год;
устанавливает порядок рассмотрения споров и разногласий, возникших в процессе государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность);
утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов исполнительной власти по государственному регулированию тарифов.
утверждает одновременно с внесением в Государственную Думу Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год источники, объемы и направления финансирования инвестиций на развитие Единой энергетической системы России.
Статья 6. Органы государственного регулирования тарифов
Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают органы государственного регулирования тарифов, образуя тем самым единую систему государственного регулирования тарифов в Российской Федерации.
Органы государственного регулирования тарифов создаются в соответствии с целями и основными принципами государственного регулирования, изложенными в настоящем Федеральном законе.
Федеральный орган исполнительной власти - Федеральная комиссия по ценам и тарифам Российской Федерации создается на базе Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (далее - Федеральная комиссия по ценам и тарифам) осуществляет государственное регулирование цен и тарифов в электроэнергетике по вопросам, отнесенным, в соответствии с настоящим Федеральным законом, к ее полномочиям.
Полномочия Федеральной комиссии по ценам и тарифам в других сферах регулирования определяются федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Федеральная комиссия по ценам и тарифам может создавать свои территориальные органы в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О естественных монополиях" и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.
Органы государственного регулирования тарифов субъектов Российской Федерации - региональные комиссии по ценам и тарифам субъектов Российской Федерации (далее - Региональные комиссии по ценам и тарифам) осуществляют государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к их полномочиям.
Региональный орган исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации - региональная комиссия по ценам и тарифам субъекта Российской Федерации создается на базе региональной энергетической комиссии субъекта Российской Федерации (далее - региональная комиссия по ценам и тарифам) осуществляет регулирование цен и тарифов в электроэнергетике по вопросам, отнесенным, в соответствии с настоящим Федеральным законом, к ее полномочиям.
Статья 7. Нормативно-методическая основа деятельности органов государственного регулирования тарифов
Федеральная и региональные комиссии по ценам и тарифам в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, работают на единой нормативно-методической основе, утверждаемой Правительством Российской Федерации, и независимы в своих решениях в пределах полномочий, предоставленных им настоящим Федеральным законом.
Региональные комиссии по ценам и тарифам в своей деятельности руководствуются также нормативными правовыми актами соответствующих субъектов Российской Федерации, принятыми ими в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 8. Формирование Федеральной комиссии по ценам и тарифам
Федеральная комиссия по ценам и тарифам и ее территориальные органы, формируются в соответствии со статьями 5 и 9 Федерального закона "О естественных монополиях" и действует на основании положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Председатель Федеральной комиссии по ценам и тарифам назначается Президентом Российской Федерации.
Статья 9. Формирование региональных комиссий по ценам и тарифам
Члены региональных комиссий по ценам и тарифам назначаются на должность и освобождаются от должности решениями органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом типовым положением о региональной комиссии по ценам и тарифам, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Председатели региональных комиссий по ценам и тарифам назначаются на должность и освобождаются от должности решениями Председателя Федеральной комиссии по ценам и тарифам по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Региональные комиссии по ценам и тарифам действуют на основании положений, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, разработанных в соответствии с типовым положением о региональных комиссиях по ценам и тарифам, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Правовой статус Федеральной комиссии по ценам и тарифам и региональных комиссий по ценам и тарифам
Федеральная комиссия по ценам и тарифам и региональные комиссии по ценам и тарифам являются юридическими лицами и для выполнения возложенных на них функций имеют расчетные и иные счета в учреждениях банков, бланки и печати с указанием своих наименований.
Организационная структура и численность региональных комиссий по ценам и тарифам определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с типовым положением о региональных комиссиях по ценам и тарифам, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Федеральная комиссия по ценам и тарифам по соглашению с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, региональными комиссиями по ценам и тарифам может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Региональные комиссии по ценам и тарифам по соглашению с Федеральной комиссией по ценам и тарифам и субъектами Российской Федерации могут передавать осуществление части своих полномочий Федеральной комиссии по ценам и тарифам.
Статья 11. Полномочия Федеральной комиссии по ценам и тарифам в части регулирования цен и тарифов в электроэнергетике
Федеральная комиссия по ценам и тарифам, в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе:
устанавливает тарифы для субъектов электроэнергетики, осуществляющих поставку электрической энергии (мощности) на оптовый рынок электрической энергии (мощности) и предельные уровни таких тарифов;
устанавливает тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую с оптового рынка электрической энергии (мощности), и предельные уровни таких тарифов;
устанавливает предельные уровни тарифов для населения;
устанавливает тарифы для организаций - потребителей электрической и тепловой энергии, финансируемых из федерального бюджета;
устанавливает норматив формирования средств, предназначенных для обеспечения безопасного функционирования и развития атомных электростанций;
устанавливает норматив отчислений на формирование целевого инвестиционного фонда развития Единой энергетической системы России;
устанавливает тарифы на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению;
устанавливает тарифы на услуги администратора торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности);
устанавливает тарифы на услуги по передаче и распределению электрической и тепловой энергии (мощности) и предельный уровень таких тарифов по сетям организаций включенных в реестр естественных монополий;
устанавливает размер ценовой ставки абонентной платы за присоединение (подключение) и пользование объектами электроэнергетики, объектами электрического (теплового) сетевого хозяйства и предельные уровни таких ставок;
устанавливает предельный уровень сбытовой надбавки коммерческим организациям, осуществляющим услуги по сбыту электрической (тепловой) энергии (мощности) непосредственно потребителям;
разрабатывает изменения и дополнения в порядок государственного регулирования тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и представляет их на утверждение в Правительство Российской Федерации;
определяет правила (порядок) доступа (аккредитации) субъектов электроэнергетики на оптовый рынок электрической энергии (мощности) и утверждает перечень аккредитованных субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности);
контролирует соблюдение субъектами оптового рынка правил доступа и пользования услугами, оказываемыми субъектами электроэнергетики на оптовом рынке электрической энергии (мощности);
формирует и утверждает сводный оптимизированный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности);
обеспечивает организацию функционирования и развитие оптового рынка электрической энергии (мощности);
разрабатывает предложения по совершенствованию действующих и принятию новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность);
разрабатывает изменения и дополнения в нормативно-методическую базу- государственного регулирования тарифов на (тепловую) энергию (мощность);
разрабатывает и утверждает единую систему классификации и структуру раздельного учета расходов по видам деятельности субъектов электроэнергетики;
разрабатывает и утверждает единую систему периодической отчетности, представляемую субъектами электроэнергетики в Федеральную комиссию по ценам и тарифам;
рассматривает проекты целевых инвестиционных программ развития Единой энергетической системы Российской Федерации согласовывает и контролирует реализацию субъектами электроэнергетики указанных программ (проектов);
рассматривает споры и разногласия, возникшие в процессе государственного регулирования тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность);
организует и проводит открытые слушания по вопросам установления тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность);
проверяет хозяйственную деятельность субъектов электроэнергетики по вопросам формирования и применения тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность);
контролирует соблюдение настоящего Федерального закона и в пределах своей компетенции принимает решения по фактам его нарушения;
устанавливает особенности ценообразования на электрическую и тепловую энергию (мощность) для отдельных групп потребителей;
осуществляет иные полномочия в области государственного регулирования тарифов.
Статья 12. Полномочия региональных комиссий по ценам и тарифам субъектов Российской Федерации
Региональные комиссии по ценам и тарифам в соответствии с основными принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе Федерации:
устанавливают тарифы на электрическую (тепловую) энергию (мощность), поставляемую субъектами электроэнергетики потребителям, расположенным на территории соответствующего субъекта российской Федерации, а также размеры платы за услуги по передаче электрической (тепловой) энергии (мощности) по электрическим (тепловым) сетям, за исключением организаций-потребителей электрической и тепловой энергии, финансируемых из федерального бюджета, организаций - поставщиков электрической энергии (мощности) для собственных нужд Министерства по атомной энергии РФ, а также потребителей, имеющих доступ на оптовый рынок электрической энергии (мощности) и являющихся их субъектами;
представляет в Федеральную комиссию по ценам и тарифам тарифы на услуги по передаче электрической и тепловой энергии (мощности) по распределительным сетям, принадлежащим субъектам электроэнергетики и расположенным на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;
устанавливает размер ценовой ставки абонентной платы за присоединение (подключение) и пользование объектами электроэнергетики, объектами электрического (теплового) сетевого хозяйства, принадлежащими субъектам электроэнергетики и расположенными на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;
разрабатывают предложения по целевым программам развития Единой энергетической системы Российской Федерации, принимаемым федеральными органами государственной власти и затрагивающим интересы субъектов Российской Федерации;
согласовывают предложения о размещении и расширении объектов электроэнергетики, принадлежащих субъектам электроэнергетики, деятельность которых затрагивает интересы соответствующих субъектов Российской Федерации;
организуют и проводят открытые слушания по вопросам установления тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и услуги, оказываемые субъектами электроэнергетики в пределах своих полномочий, определенных настоящим Федеральным законом;
согласовывают и осуществляют контроль над реализацией целевых инвестиционных программ (проектов) субъектов электроэнергетики, тарифы для которых устанавливаются региональными комиссиями по ценам и тарифам;
проверяют хозяйственную деятельность субъектов электроэнергетики по вопросам формирования и применения тарифов, тарифы для которых устанавливаются региональными комиссиями по ценам и тарифам;
формируют и представляют в Федеральную комиссию по ценам и тарифам оптимизированные прогнозные балансы электрической энергии (мощности) по соответствующему субъекту Российской Федерации.
При реализации своих полномочий региональные комиссии по ценам и тарифам обязаны соблюдать предельные уровни тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность), установленные Федеральной комиссией по ценам и тарифам для соответствующих субъектов Российской Федерации.
Статья 13. Финансирование органов государственного регулирования тарифов
Федеральная комиссия по ценам и тарифам формируется в пределах существующей численности государственного аппарата и предусматриваемых в федеральном бюджете расходов на его содержание. Финансирование Федеральной комиссии по ценам и тарифам осуществляется за счет средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете.
Расходы на содержание Федеральной комиссии по ценам и тарифам и региональных комиссий по ценам тарифам возмещаются за счет отчислений, предусматриваемых в структуре цен (тарифов) на продукцию (услуги) энергоснабжающих организаций в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.
Федеральной и региональным комиссиям по ценам и тарифам запрещается заниматься предпринимательской деятельностью.
Статья 14. Ответственность за нарушения настоящего Федерального закона
В случаях нарушения субъектами электроэнергетики, коммерческими организациями, осуществляющими деятельность в электроэнергетике, их руководителями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами положений настоящего Федерального закона Федеральная комиссия по ценам и тарифам при вынесении решения руководствуется Главой IV Федерального закона "О естественных монополиях" применительно к отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом.
Статья 15. Порядок рассмотрения Федеральной комиссией по ценам и тарифам нарушений настоящего Федерального закона
Порядок рассмотрения Федеральной комиссией по ценам и тарифам случаев нарушения настоящего Федерального закона и принятия решений (предписаний) по рассматриваемым случаям определяется Правительством Российской Федерации и устанавливается в регламенте работы Федеральной комиссии по ценам и тарифам."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.