Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности"
Указанный законопроект разработан во исполнение Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2004 год.
Законопроект направлен на повышение качества и прозрачности финансовой информации крупнейших российских организаций с целью привлечения дополнительных инвестиций в российскую экономику и придании финансовой отчетности, составляемой на основе международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО), статуса международного признания на мировых фондовых рынках капитала.
При разработке положений законопроекта его разработчики исходили из следующего:
- МСФО представляют собой, прежде всего, правила, позволяющие сформировать финансовую информацию по группе взаимосвязанных организаций. При этом важнейшее место в МСФО занимают вопросы, связанные с особенностями, связанными с организацией учетного процесса при объединении компаний, с учетом финансовых вложений (финансовых инструментов) в дочерние и зависимые общества, с влиянием взаимоотношений аффилированных лиц на финансовые результаты компаний и другие моменты, относящиеся к формированию консолидированной финансовой отчетности;
- финансовая отчетность отдельного юридического лица, являясь официально юридически значимым документом, определяющим (подтверждающим) имущественное положение организации, обязана в силу этого полностью соответствовать требованиям национального законодательства;
- страны Евросоюза, США и большинство других экономически развитых государств мира приняли решение о переходе на МСФО, начиная с отчета за 2005 год, только в части формирования консолидированной финансовой отчетности. При этом отчетность юридических лиц будет представляться в соответствии с национальным законодательством (решение Евросоюза от 27.05.2002 г.).
Законопроект предусматривает применение на территории Российской Федерации международных стандартов, разрабатываемых Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности, русский перевод которых в установленном порядке одобряется Правительством Российской Федерации.
Законопроектом устанавливаются общие требования к обязательному составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности по МСФО группами организаций, определяемыми в соответствии с МСФО (далее - Группа), головные общества которых относятся к открытым акционерным обществам, ценные бумаги которых допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Кроме того, проектом федерального закона устанавливается норма, обеспечивающая контроль, включая обязательный аудит, за достоверностью отчетной информации, и предусматривается ответственность должностного лица головного общества за составление и представление консолидированной финансовой отчетности.
У российских организаций уже имеется определенный опыт формирования консолидированной финансовой отчетности по МСФО на основе положений ведомственных актов Минфина России. Однако эти положения носят добровольный характер применения. Обязательность составления и представления указанной отчетности публичными организациями устанавливается только законом. Фактически законопроект закрепляет сложившуюся практику применения МСФО национальным законодательством и обязывает вновь появляющиеся Группы соответствовать ему.
Порядок составления, представления и опубликования финансовой отчетности по МСФО кредитными организациями и применение ее в целях банковского надзора определяются Банком России в соответствии с банковским законодательством Российской Федерации.
Введение в действие законопроекта предлагается со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года, что позволит Группам составить годовую консолидированную финансовую отчетность нарастающим итогом с начала 2004 года. Для Групп, аналогичным предыдущим и составляющим консолидированную финансовую отчетность по иным международно-признанным правилам, предусмотрен переход к составлению указанной отчетности по МСФО с отчета за 2008 год.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности"
Принятие федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" призвано обеспечить повышение инвестиционной привлекательности ведущих организаций России, что в свою очередь будет способствовать росту объемов производства продукции (работ, услуг), следовательно, и доходов бюджета.
Ожидаемые расходы федерального бюджета будут связаны только с процедурой опубликования официального перевода текста Международных стандартов финансовой отчетности на русский язык.
Согласно предварительным расчетам данные расходы не представляются существенными и могут составлять 2,25 млн.рублей (обязательное количество экземпляров рассылки - 450, стоимость одного экземпляра составляет 5 тыс.руб.).
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности"
Принятие федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.